Найти в Дзене

Как собрать пространство и время в континуум без помощи физики

Пространство…

Человек любопытный напоминает зверя, который в плохих условиях роет нору, обустраивает кусок мироздания вокруг себя. Это удивительно, как сгусток химических процессов научился осознанно «увеличивать» свое "тело", сферу влияния (может именно о сфере влияния стоит говорить, а не о теле, когда мы говорим о границах), это стоило бы считать крупным поведенческим ароморфозом, если бы не каждое живое существо, в каком-то смысле, умело делать так. Поэтому сфера влияния, протянутая во времени, кажется более точным понятием, чем тело.

Некоторыми частями тела мы не управляем, не чувствуем (с тем же успехом можно считать частью тела кусок грязи, прилипший к нему – да, он не животного происхождения, но появился на теле от взаимодействия с миром), а в случае, когда нервной системы нет, то вообще граница условная. Что считать границей? Липидный слой? Клеточную стенку? Кожа отшелушивается, но в ней продолжают происходить процессы, свойственные живому. Или, например, оторванный палец некоторое время будет продолжать «жить» и его можно будет пришить обратно - остается ли он при этом частью тела?

Мысль в том, что имеет смысл воспринимать "подручную" материю и доступную часть пространства как часть себя ("быт определяет сознание" - чем не иллюстрация этого?). Есть исследование про то, что мозг воспринимает палку в руке как продолжение тела (что в общем-то неудивительно, если попробовать представить как мозг "додумался" до того, чтобы палку использовать) и именно за счет этого мы можем ей довольно точно "тыкать" - за счет того, что мозг научается "чувствовать" концом палки. А еще есть статья про то, что у нас есть нейроны, которые зажигаются на вторжения в "личное пространство" - и именно на определенном расстоянии от поверхности тела (может отсюда и пошло все, что связано с "аурой" и тп)

…время…

Личность развивается постепенно, обрастая новыми качествами. Но мы замечаем свое развитие рывками, как будто открывая новые двери, за которыми находим новые сокровища эмоций, сквозь которые мы можем ощутить, увидеть и понять что-то новое. Всю нашу жизнь мы прогуливаемся по чертогам своего сознания, переходя из комнаты в комнату, каждый раз взглядывая на мир немного по-новому, как будто меняя цветные очки. Иногда мы одеваем новые, иногда старые, после каждой такой метаморфозы мы перестаем видеть что-то одно, а другое открывается для нас. Мы как будто носим самих себя в свернутом состоянии, а мир своими движениями вытаскивает куски нашей личности из закоулков нашего опыта, как будто играя со швейцарским ножом.

И часто так бывает, что опыта, памяти недостаточно для того, чтобы вспомнить то, что ты когда-то чувствовал и знал, прочувствовать то, что было осмысленно когда-то. Истины, которые ты понимал когда-то, останутся сухими бессмысленными фактами, действия, которые ты попытаешься повторить, будут бесполезны, как попытки открыть консервную банку шилом. И ты знаешь, как нужно двигать рукой, пользуешься расписанным алгоритмом почти на автомате, но твои действия не приводят к желаемому результату. У тебя есть нож для открывания консервов в наборе, но ты используешь шило, потому все остальное скрыто внутри тебя. И ты можешь испортить шило, более того, ты можешь разочароваться в консервах, а это куда хуже! Пока ты не откроешь нужную дверь в себе, пока ты не станешь тем, кем был в нужный момент, ты не сможешь действовать эффективно.

…и что за этим стоит…

Некоторые вещи нельзя понять, не пройдя необходимый путь. Бродящей смеси из дрожжей и сока нужно время, чтобы разучиться утолять жажду и стать валящим с ног снадобьем. Так же и человек, не прошедший путь до конца, не может понять смысла видений, посланных не для него. Мир рассеянно дробит самого себя человеческой природой. Он постоянно ошибается адресом, одним письмом отправляет новобранцев надменно смотреть на ветеранов, превращенных в попрошаек, другим - велит ценить поучения старых дураков. Я ищу тонкую грань между напористостью и насилием, юмором и оскорблениями. Люди прощают себе то, что не замечают ее. Не думать и крайне резко реагировать на утверждение, что эта грань незаметна - парадокс старых душ.

Нас учили, что важны намерения. Где добро и зло в любви? Разве можно искать расположения человека с плохими намерениями? Нужно учиться замечать другую плоскость. Смотреть сквозь время на людей и их желания. Перестать рассекать целое на добро и зло с зажмуренными глазами и зажатым носом. Глупо пытаться следовать принципу "мухи отдельно от котлет" - котлеты сделаны из мух. Корову не забивают перед посетителем ресторана, прежде чем приготовить из нее бифштекс, но это не отменяет крови, предсмертных воплей и жуткого запаха страха и смерти. И да, это остается естественным положением вещей, унитаз не стоит ставить на кухне не только из санитарных соображений. Это остается естественным до тех пор, пока белого не сажают за то, что тот назвал черного черным.

Ближнего мы чаще всего видим фотокарточкой, свершившимся фактом. Нам так удобней. Мы не любим замечать агрессивных цветов в мотивах своих поступков. Нам так спокойней. Мы режем мир на добро и зло только тогда, когда нам это нужно. Пользуемся двойными стандартами, когда гордимся бессознательным страхом, принимая его за добродушие. Нужно бы молить Вселенную, чтобы она дала почувствовать свои качества ветром, запертым в надутом парусе. Попробовать на зуб знакомые истины. Увидеть хотя бы раз в старике решения ребенка на его пути к морщинам. Найти в беспощадном убийце человека. Разглядеть страх в мудрости, нежность в ненависти, светлые мечты - в зависти, ярость - в смирении. Успеть запомнить, как выглядит время. Может быть, тогда в нас стало бы меньше ранящей и губительной остроты принципов хорошего человека.