Найти в Дзене
Жизнь под стук колес

АЧ2: автомотриса для пассажиров

АЧ2-114, автор: Александр Конов, сайт trainpix.org
АЧ2-114, автор: Александр Конов, сайт trainpix.org

В одной из предыдущих статей мы говорили о рельсовых автобусах — особом виде подвижного состава для неэлектрифицированных линий с малым пассажиропотоком. Существует несколько моделей рельсовых автобусов: РА1, РА2, РА3. В комментариях под этой статьей Намаконов Дмитрий написал, мол мы забыли рассказать про автомотрису АЧ2.

Не забывайте оставлять комментарии к нашим статьям!
Не забывайте оставлять комментарии к нашим статьям!

Я хотел было возразить, что АЧ2 используется скорее в служебных целях, но Павел Лемасов меня опередил. Позднее Алексей Ульянов рассказал, что АЧ2 используется и в пассажирском движении, что, лично для меня, стало открытием, поэтому и появилась эта статья.

Автомотрисы АЧ2-060 и АЧ2-091 в составе дизель-поезда на маршруте Вязьма - Калуга, автор: AVVA, сайт parovoz.com
Автомотрисы АЧ2-060 и АЧ2-091 в составе дизель-поезда на маршруте Вязьма - Калуга, автор: AVVA, сайт parovoz.com

АЧ2 (Автомотриса Чехословацкого производства, тип 2) — автомотриса, производившаяся чехословацким заводом Vagonka Studenka с 1984 по 1990 год для нужд железных дорог СССР. Совместно с автомотрисами выпускались конструктивно унифицированные с ними прицепные вагоны АПЧ2 по два на каждую мотрису, позволяющие формировать дизель-поезда.

АЧ0-001, автор: Alien89 , сайт trainpix.org
АЧ0-001, автор: Alien89 , сайт trainpix.org

В 1977 году на чехословацком заводе Škoda Transportation для железных дорог СССР были построены три четырёхосные пассажирских автомотрисы АЧ0 с электрической передачей. С учётом опыта их эксплуатации МПС СССР приняло решение о заказе в Чехословакии близких по конструкции автомотрис с использованием дизеля и передачи советского производства для упрощения их технического обслуживания. В качестве силовой установки было решено использовать аналогичную применявшейся на дизель-поездах ДР1, состоящую из дизельного двигателя серии М756 и гидродинамической передачи ГДП-1000.

АЧ2-002, фото с рекламного проспекта завода Vagonka Studenka, сайт trainpix.org
АЧ2-002, фото с рекламного проспекта завода Vagonka Studenka, сайт trainpix.org

В 1984 году завод выпустил две трёхвагонные секции АЧ2/АПЧ2 с номерами 001 и 002, состоящие из одной двухкабинной автомотрисы и двух прицепных промежуточных вагонов. Все вагоны имели малиново-серую окраску, близкую к применявшейся для автомотрис железных дорог Чехословакии. Автомотрисы получили наименование серии АЧ2, прицепные вагоны — АПЧ2. Две трёхвагонные секции могли быть сцеплены в шестивагонный дизель-поезд.

Прицепной вагон АПЧ2-056-4, станция Чебоксары, автор: Щукин Д., parovoz.com
Прицепной вагон АПЧ2-056-4, станция Чебоксары, автор: Щукин Д., parovoz.com

В дальнейшем после прохождения испытаний и опытной эксплуатации первых автомотрис в 1988 году МПС СССР приняло решение о закупке партии из 120 трёхвагонных секций, включающих одну автомотрису и два прицепных вагона, после чего было начато их серийное производство.

Дизель-поезд из 2 АЧ2, автор: foboz, сайт trainpix.org
Дизель-поезд из 2 АЧ2, автор: foboz, сайт trainpix.org

Автомотриса АЧ2 имеет две кабины машиниста и может эксплуатироваться как отдельно от других вагонов, так и по СМЕ с формированием дизель-поездов, состоящих либо только из двух автомотрис АЧ2, либо из двух автомотрис АЧ2 (головных моторных вагонов) и от одного до четырёх прицепных промежуточных вагонов АПЧ2, вцепляемых между двумя автомотрисами.

Дизель-поезд из АЧ2 в 3-вагонном исполнении вместе с перегоняемым РА1-0049, автор: Лагутин И.Б., сайт trainpix.org
Дизель-поезд из АЧ2 в 3-вагонном исполнении вместе с перегоняемым РА1-0049, автор: Лагутин И.Б., сайт trainpix.org

В составе дизель-поездов автомотриса может сцепляться с прицепными вагонами или другой автомотрисой любой стороной. К каждой автомотрисе (головному вагону) можно прицеплять один или два прицепных промежуточных вагона, формирующих одну дизельную секцию. Недостатком двухкабинной компоновки АЧ2 в этом случае является невозможность перехода пассажиров или членов локомотивной бригады из автомотрисы в другие вагоны при эксплуатации в качестве дизель-поезда — проход возможен только между прицепными вагонами АПЧ2. Сцеплять большее число прицепных вагонов к одной автомотрисе не рекомендуется по причине потери эффективности компрессора пневматической системы и генератора электроотопления в зимнее время, а также недостатка мощности дизеля при эксплуатации более длинных составов.

Базовая составность дизель-поезда — шесть вагонов, сформированных по схеме АЧ2+4АПЧ2+АЧ2.

Дизель-поезд из АЧ2 в 4-вагонном исполнении, автор: Михаил Катков, сайт trainpix.org
Дизель-поезд из АЧ2 в 4-вагонном исполнении, автор: Михаил Катков, сайт trainpix.org

Также автомотриса АЧ2 может эксплуатироваться с одним или двумя прицепными вагонами АПЧ2 без наличия второй автомотрисы в хвосте состава. При этом, благодаря наличию двух кабин, для оборота на конечных станциях достаточно лишь перецепления автомотрисы на другую сторону прицепных вагонов вместо разворота всего состава или автомотрисы.

Машинное отделение АЧ2-053, автор: Савва Балдин, сайт parovoz.com
Машинное отделение АЧ2-053, автор: Савва Балдин, сайт parovoz.com

На автомотрисе АЧ2 в машинном отделении установлен V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель М756Б (12ЧН18/20) производства ленинградского завода «Звезда», применяемый также на поездах семейства ДР1. Двигатель имеет газотурбинный наддув от одного турбокомпрессора. Максимальная мощность дизеля составляет 736 кВт (1000 л. с.), частота вращения при максимальной мощности — 1500 об/мин. Длина двигателя составляет 2405 мм, ширина — 1240 мм, высота — 1475, масса — 2000 кг.

Позади дизеля в машинном отделении установлена гидродинамическая коробка передач ГДП-1000Ч производства Калужского машиностроительного завода, аналогичная применяемой на дизель-поездах семейства ДР1. Гидропередача осуществляет соединение дизеля с колёсными парами ведущей тележки в режиме тяги без сплошной жёсткой связи с передачей усилия через турбинное масло и разъединяет их при стоянке поезда или его следовании не в режиме тяги.

Пассажирский салон автомотрисы АЧ2 занимает чуть больше половины её внутреннего пространства и разделён входным тамбуром посередине на две части, имеющие по четыре окна. Передний салон отделён перегородкой с дверью от машинного отделения, а задний — от служебного тамбура второй кабины машиниста.

Салон АПЧ2, автор: Hunter, сайт trainpix.org
Салон АПЧ2, автор: Hunter, сайт trainpix.org

Салоны имеют пригородную компоновку с центральным проходом, смещённым вбок относительно геометрического центра и сиденьями по бокам от него. В общей сложности салон моторного вагона АЧ2 имеет 67 сидячих мест, из которых 37 расположено в переднем салоне и 30 в заднем, а салон прицепного вагона АПЧ2 — 123 места.

Всего было выпущено 122 автомотрисы АЧ2 и 244 прицепных вагона АПЧ2. На сегодняшний день в строю осталось 51 АЧ2, они работают на Северо-Кавказской, Куйбышевской, Горьковской, Октябрьской, Северной, Приволжской, Московской, Свердловской, Южно-Уральской, Дальневосточной железных дорогах.

Наверняка вам будут интересны наши статьи:

На этом всё, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки! Благодарю за внимание!