Мотокросс - один из самых сложных технических видов спорта, требующий физической силы, выносливости, скоординированности и решительности. Когда вы направляетесь на трассу впервые, желательно иметь начальные представления о том, что вам предстоит. Поэтому мы попробуем осветить основные моменты техники езды и дать некоторые советы. Разумеется, наш короткий текст не является самоучителем) Учиться надо на трассе, под присмотром тренера, от простого к сложному.
Экипировка
Первое, что вы должны сделать перед выездом на трек – правильно экипироваться. Ведь существует негласное правило: экипировка важна на случай аварии, а не для обычной езды. Но падения в мотоспорте более, чем вероятны, а значит и защита должна соответствовать. Есть много вариантов экипа начального уровня. Главное, не экономьте на защите головы и ног - в этом случае лучше приобрести продукцию известного бренда. Также не забывайте, что понадобятся мотоочки, пояс, защита шеи, торса и коленей, ну и, конечно же, перчатки, джерси и штаны.
Положение тела
Важным элементом для новичка является положение тела, это является основой правильной техники езды. Для того, чтобы «слиться» с мотоциклом в единое целое, вам нужно всегда находиться в правильной позиции. В противном случае вы не сможете его контролировать.
Средняя позиция – это когда вы находитесь в центре мотоцикла, и она является основополагающей. Есть разные варианты положения - сидя, стоя, передняя и задняя. Отрабатываются практикой.
Доведите позицию тела до автоматизма, и вы всегда будете в равновесии с системой гонщик-мотоцикл.
Подъемы
Самая первая вещь, которую стоит запомнить - чем более крутой холм, тем больше стоит наклониться. Очевидно, что сидеть вы не хотите. Вы будете скакать по сиденью, заднее колесо будет прокручиваться, но ускоряться вы не будете. Так что, чем круче холм, тем больше наклон - заднее колесо прижмется само, вам нужно прижать переднее. Как только начнете выравниваться, сядьте и ускоряйтесь. Если переднее колесо отрывается от земли - хорошей идеей будет выжать сцепление и опустить переднее колесо.
Что касается передач, то чем выше передача, тем лучше. Если вы пойдете на слишком низкой передаче, сцепление заднего колеса с землей будет не таким хорошим. Если обороты слишком высокие, вы не будете набирать скорость. Чем выше передача, тем эффективнее вы будете использовать крутящий момент. Подвеска также будет лучше работать, так как на нее нет большой нагрузки. Все вместе это облегчит вам процесс подъема. Чем выше передача, тем проще подняться.
Спуски
Сделайте оттяжку назад и нажмите на задний тормоз, если дела совсем уж плохи. Можете даже газ не отпускать. Не переусердствуйте, но в целом это нагружает заднее колесо, прижимает его к земле, не дает ему подниматься. Вы можете ускоряться и выжать задний тормоз на кочке, это поможет поглотить толчок. Если же выжать только передний тормоз, то облегченное заднее колесо подкинет вверх, и вы перевернетесь. Так что в данной ситуации использование заднего тормоза позволяет вам ускоряться. Эта техника очень простая (если есть опыт), но многие ее не используют, так что это преимущество. Очевидно, вас интересует плавный спуск. Иногда вы можете сделать спуск более плавным, соединив две кочки прыжком.
Всегда смотрите вперед, чтобы продумать все заранее. Каждый раз на трассе все меняется, будь то камень или колея, или еще что. Так что будьте предусмотрительны.
На спусках проще остановиться, используя передний тормоз. Если вы используете только задний, то мотоцикл становится неустойчивым, помните это. Важно также помнить, что на спуске вы будете налегать на передний тормоз больше, чем обычно, но не стоит переусердствовать. Иначе переднее колесо просто выскользнет в сторону. Понести вас может, если вы перестараетесь и с задним тормозом. Чтобы замедлиться, можно использовать и двигатель - так же, как на машине. Переключите передачу на пониженную, отпустите сцепление, и двигатель вас замедлит. Торможение будет более эффективным, если вы используете оба способа.
Итого
Никогда не выезжайте на трек без защитной экипировки, не ездите за пределами своих возможностей и занимайтесь с квалифицированным тренером. А если вы хотите чего-то добиться в мотокроссе, то должны уметь слушать, постоянно учиться, много работать и не жалеть себя, тогда будет расти спортивный результат и гонок вы будете получать настоящее удовольствие.