19,3K подписчиков

Рассказ о самых дорогих художниках Лондонской школы. Бэкон, Фрейд и сотни миллионов долларов

В этой статье мы собрали несколько дорогих и очень дорогих картин художников, которых принято причислять к Лондонской школе живописи — самого успешного с финансовой точки зрения сообщества художников новейшей эпохи.

«Три наброска к портрету Люсьена Фрейда», Фрэнсис Бэкон, 1969 год
«Три наброска к портрету Люсьена Фрейда», Фрэнсис Бэкон, 1969 год

«Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (Фрэнсис Бэкон, 1969 год) — 142,4 млн долларов

Фрэнсис Бэкон — один из самых дорогих художников современности, его картины неизменно входят в топ-10, топ-20, топ-100 и далее работ, за которые отдают немыслимые суммы. «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» — флагман бэконовского списка оцененных шедевров. 

В 2013 году три этих картины, составляющие единое целое, были проданы за 142,4 млн долларов на торгах аукционного дома Christie's. Полотна купила американка Элейн Уинн, владелица сети казино, а сами торги продолжались всего шесть минут.  Сумма сделки на момент продажи картины стала рекордной — до этого лидером по этому показателю был «Крик» Мунка, годом ранее ушедший на аукционе Sotheby's за 119,9 млн. 

Триптих был создан Бэконом в 1969 году. На каждой работе из трех — изображение Люсьена Фрейда, человека, с которым Фрэнсис Бэкон дружил тридцать лет начиная с 1945-го. Потом приятели разошлись, но, пока оставались близкими друзьями, регулярно рисовали друг друга. 

Бэкон часто создавал триптихи и так же часто уничтожал их. До наших дней их «дожило» всего 28 штук. Почти все известные работы Фрэнсиса Бэкона, в том числе и «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда», отличает деформация: чтобы передать дыхание жизни, «факт личности» (Бэкон часто использовал эту формулировку) и собственное отношение к ней, художник искажал человеческое тело. Задачу живописи Бэкон видел в создании образа совокупности ощущений, которые вызывает видимый объект — в «непосредственной атаке на нервную систему». 

«Отдых социальной работницы», Люсьен Фрейд, 1994 год
«Отдых социальной работницы», Люсьен Фрейд, 1994 год

«Отдых социальной работницы» (Люсьен Фрейд, 1994 год) — 56,2 млн долларов

Люсьен Фрейд рисовал людей, да так, что становилось страшно. Его работы часто называют неприглядными. Но они завораживают: изображая людей без всякой жалости и сентиментальности, Фрейд словно пытался проникнуть вглубь, за телесную оболочку. Сам художник как-то сказал, что «рисует людей не как они есть, а какими они могли бы быть».

Работы Фрейда часто покупают богатые ценители искусства. Так, в 2015 году на торгах Christieʼs за 56,2 млн долларов была продана картина «Отдых социальной работницы» (1994). Это одна из четырех картин серии, на которых Фрейд изобразил социальную работницу из Лондона Сью Тилли, известную еще как Большая Сью. 

До этого — в 2008 году — изображение спящей Сью («Спящая социальная работница») ушло на Christie’s за 33,6 млн долларов. В тот момент это была рекордно высокая цена, которая была уплачена за картину еще живущего художника. Полотно, кстати, купил наш соотечественник — Роман Абрамович. 

Фрейд называл свое творчество автобиографическим — многие из его натурщиков были друзьями, любимыми людьми и членами семьи. Люсьен Фрейд всегда писал с натуры, в присутствии модели. Он говорил: «Я хочу, чтобы краска работала, как плоть. Если не слишком управлять моделями, а сосредоточить внимание на их физическом присутствии, могут произойти интересные вещи. Вы обнаружите, что схватили в них нечто, чего никто из нас не знал». 

«Шагающая обнаженная, синее платье», Юэн Аглоу, 1972 год
«Шагающая обнаженная, синее платье», Юэн Аглоу, 1972 год

«Шагающая обнаженная, синее платье» (Юэн Аглоу, 1972 год) — 900 тыс. долларов

«Искусство — это обман, не правда ли? Оно не имеет ничего общего с правдивым изображением жизни — что такое жизнь, в самом деле? Ты просто пытаешься создать новый мир так, чтобы он мог существовать», — сказал как-то в интервью Юэн Аглоу. История, связанная с одной из его работ, оцененной в 600 тыс. фунтов стерлингов (приблизительно 900 тыс. долларов), точно иллюстрирует эти слова. 

Юэн Аглоу писал обнаженную натуру, и однажды, в 1972 году, ему позировала будущая супруга британского премьер-министра Тони Блэра, 22-летняя Чери Бут. Говорят, что тело шагающей было «взято» с нее, а вот голова принадлежала другой модели. Почему так? Чери Блэр была занята, а Аглоу, как пишут критики, всегда работал небыстро: в год он создавал не более двух полотен. 

Долгое время картина нигде не экспонировалась и лежала в архиве лондонской галереи Mayfair: по желанию Аглоу полотно не выставлялось до того момента, пока Блэр занимал высокий государственный пост (с 1997 по 2007 год он был премьер-министром Великобритании). В 2009 году Mayfair все-таки выставила картину на продажу. Чуть раньше был продан этюд к ней — всего за 4 тысячи фунтов стерлингов. Говорят, зарисовку могла купить чета Блэров (галеристы Mayfair отказались назвать имя покупателя рисунка). 

«Кадет и его сестра» (Паула Регу, 1988 год) — 1,8 млн долларов

Паула Регу родилась в 1935 году в Лиссабоне, в Лондоне она впервые оказалась в начале 1950-х: в 16 лет родители отправили ее в Англию за образованием. Все свое детство Паула усердно рисовала, поэтому ее выбор никого не удивил — она стала художницей. 

Характерная художественная манера Паулы Регу — сплетение сна и реальности, воображения и действительности: так она обдумывает и преломляет все, что происходит вокруг и внутри нее. Иногда картины Регу напоминают иллюстрации к сказкам, но это не просто иллюстрации, это использование сказочных мотивов, в том числе довольно жутких, в создании собственной вселенной.

В 2015 году на аукционе Sotheby's была продана ее картина «Кадет и его сестра» за 1,8 млн долларов. О чем она рассказывает зрителю? О детстве, которое часто появляется в работах Паулы. О необходимости взрослеть и нежелании этого делать, хотя близкие говорят тебе: «Пора». Впрочем, смысл, который вкладывала сама Регу в эту работу, мог быть совершенно другой, но особенность ее картин заключается в том, что по ним любой сможет сконструировать собственную историю. Возможно, именно в этом и заключается главная фишка творчества этой художницы, за которую многие коллекционеры готовы платить сумасшедшие деньги.

«Станция Уиллесден. Осенний полдень» (Леон Коссоф, 1971 год) — 1,8 млн долларов 

«С двенадцати лет я рисовал и писал Лондон: странный, постоянно меняющийся свет, бесконечные улицы и вибрирующее ощущение огромного города присутствуют в моих мыслях, подобно слабо мерцающему воспоминанию о давно забытом, может, никогда и не пережитом детстве, которое, если его вновь открыть и высветить, могло бы облегчить боль от настоящего», — говорил в 70-х Леон Коссоф, еще один яркий представитель Лондонской школы живописи. 

Леон родился в Лондоне в 1926 году в семье иммигрантов из России — и всей душой он любит этот город, в котором живет сам, где жили и живут его родственники и друзья. Он рисует именно их — близких и Лондон, тем самым выражая эту любовь.  

«Коссоф часто возвращается писать наиболее близкие ему места Лондона, — говорил о художнике историк искусства Кеннет Кларк, — такие как железнодорожная станция Уиллесден на севере Лондона, где в начале 1960-х годов была его мастерская, местный бассейн и внушительную Церковь Христа в Спиталфилдс». 

Именно одно из изображений Уиллесдена, вышедшее из-под кисти Коссофа, было продано в 2018 году на аукционе Sotheby's за 1,8 млн долларов. 

В 2018 году банк ВТБ стал генеральным спонсором ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также поддержал масштабный проект «Пикассо&Хохлова». В 2019 году при поддержке ВТБ прошли выставки «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники» и «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа».

Текст: Наталья Волкова
Фото: Getty Images Russia, Christieʼs, independent.co.uk

Материалы по теме: