Альфонс Муха - непревзойденный "король" модерна. Стиль работ Альфонса Мухи еще при жизни был назван "Стилем Мухи". Сложное сплетение складок, волос, цветов, узоров. Безупречная композиция, совершенство линий, гармония цвета. И томные, пышные, грациозные, умиротворенные, невероятно красивые женщины.
Казалось бы, такому художнику самое то купаться во внимании, любви и поклонении прекрасных женщин. Ведь через его мастерскую проходили красивые женщины.
Но не все так просто в личной жизни художника. Главный мастер стиля, воспевающего Прекрасную Даму, знаменитый художник не спешил связывать себя узами брака.
Альфонс Муха, сын небогатого судебного чиновника из небольшого городка Иванчице в Южной Моравии, в юности пережил трагическую любовь. Его возлюбленная пятнадцатилетняя Ярослава умерла от туберкулеза.
Долгие годы Альфонс Муха носил её образ в своем сердце. Примечательно, что свою первую дочь он назвал этим именем. Но это случилось значительно позже, когда Альфонс наконец-то встретил новую любовь своей жизни.
А Альфонсу Мухе было уже к тому времени 43 года. Его возлюбленной (а потом и женой) стала Мария Хитилова, которая была намного младше Мухи. На двадцать два года.
Мария и Альфонс впервые встретились в Праге, в Национальном театре, где в честь знаменитого скульптора Родена был организован гала-концерт.
Импозантный мужчина сразу же привлек внимание Марии. Обратил ли на нее тогда внимание художник, сказать трудно.
Но они вновь встретились в Париже, куда Мария приехала обучаться живописи. Мария сама упросила своего дядю, знакомого с художником, познакомить их ближе.
И вот между ними возникла любовь. Муха писал ей:
"В мою душу пришла весна, распустились цветы... Я так счастлив, что готов разрыдаться, петь, обнимать мир…".
Нельзя сказать, что у Альфонса за всю его сороколетнюю жизнь не было женщин. Конечно, были. И некоторые длились годы. Но не одна не стала той, с которой он захотел бы связать жизнь навсегда.
В Марии Хитиловой он нашел ту, которую искал всю жизнь.
"…чужие женщины для меня — мука, как я мечтал все годы изгнания о сердце чешском, о чешской девушке…"
Они поженились в 1906 году. Альфонс Муха называл свою жену нежным именем Марушка.
Свадьба Альфонса Мухи и его обожаемой Марушки состоялась 10 июня 1906 года в Праге, в часовне Св. Роха Страговского монастыря. Интересно, что художник сам создал эскиз обручального кольца для своей невесты.
.До этого момента большая часть его работ обожествляла и идеализировала образ западной женщины. Но после знакомства с Марией все эти томные и сексуальные красавицы отходят на второй план. Главной его моделью становится его жена Марушка, которая, если говорить честно, мало напоминала его прежних томных, ослепительных красавиц.
Они прожили долгую счастливую жизнь. У них родилось двое детей - дочь Ярослава и сын Иржи.
Вот ка позже вспоминает сын Мухи о своем воспитании в семье:
"...мой отец очень поздно женился и мое созревание, становление, а значит и осознание отца, пришлось на время, когда ему было уже далеко за шестьдесят. Для меня он уже не был отцом в настоящем смысле этого слова, а скорее, фигура, символ, „весьма серьезный философский институт“, который воспитывал своего ребенка несколько нетрадиционным образом. Отец понимал воспитание, как абсолютно рациональный процесс, отвергая любые примитивные способы, как, например, побои и иные виды наказаний ".
После возвращения в Чехию Альфонс Муха принялся за создание "Славянской эпопеи", на которую потратил почти шестнадцать лет. Было создано 20 монументальных полотен.
И главной помощницей в этой работе была его любимая Марушка. Она делала и получала заказы, договаривалась о ценах, нанимала сотрудников и моделей, ведала инвентарем и костюмами для постановочных фотографий — и никогда ничего не выбрасывала.
В 1939 году нацисты захватили Прагу. Альфонс Муха, который был широко известен своим патриотизмом, был включен в список врагов Третьего Рейха.
78-летнего художника несколько раз арестовывали. Все это окончательно подорвало и без того слабое здоровье старика. Во время одного из допросов Муха сильно простудился и заболел пневмонией.
Но ему повезло: он умер не в холодной камере, а в собственной постели рядом с любимой Марушкой.
Из письма Альфонса Мухии жене:
"…Как прекрасно и отрадно жить для кого-то, до тебя у меня была только одна святыня — наша родина, а сейчас я поставил алтарь и для тебя, дорогая, молюсь на вас обеих… "