Часть 8
Заручившись высокой поддержкой Генрих Гугович Кейзерлинг решил заняться китобойным промыслом, ну не пропадать же добру!
Итак, граф Кейзерлинг энергично взялся за дело.
В Приморском крае, в бухте Гайдамак он выкупил на льготных условиях киторазделочный завод, оставшийся бесхозным после гибели Акима Григорьевича Дыдымова.
В первую очередь реконструкции требовала сама киторазделочная база. Недоделанный жиротопный завод был перестроен. Все оборудование было заменено новым.
Новый завод стал большим двухэтажным деревянным зданием.
На первом этаже были установлены два паровых котла. Китовый жир из кусков мяса вытапливался паром, затем он отстаивался в огромных баках- отстойниках.
Охлажденный жир заливался в 32- килограммовые жестяные банки.
Вываренное китовое мясо мололось в тук и в мешках экспортировалось в Японию. Туда же поставлялся и китовый жир.
На втором этаже рабочие занимались очисткой китового уса. Китовый ус отправлялся на продажу в Англию.
Засолка китовых ластов располагалась в отдельном здании. Ласты солились и в бочках экспортировались в Японию.
Рядом с основным цехом выросла жестянобаночная фабрика, для изготовления жестяных банок из белой жести. Банки применялись для затарки китовым жиром. На фабрике была организована кузница.
Кузница позволяла делать необходимые железные поковки и правила гарпуны.
Чтобы максимально переработать кита неподалеку выстроили мыловаренное производство. Из отходов производства там делали мыло коричневого, шоколадного и желтого цвета.
Я не беру во внимание склады для снабжения, готовой продукции, угля, леса.
Производство полного цикла!
Осталось еще добавить слип (наклонную площадку для вытаскивания китов) оснащенный паровыми лебедками.
В 1894 году граф с товарищами организует в бухте Гайдамак товарищество на вере «Тихоокеанский промысел».
В 1899 году компания преобразуется в «Тихоокеанское китобойное и рыбопромышленное акционерное общество графа Г.Г. Кейзерлинга и Ко».
Правление Акционерного общества располагалось по адресу: г. Санкт-Петербург, Мойка 10(телефон 2559). Как видим, такое положение вещей закладывалось еще из тех времен. Все значимые производства имели столичную прописку.
Но тем не менее дело быстро двигалось: построенное просто поражает- это лесопильный, жестянобаночный, жиротопный, мыловаренный, паровой заводы. Механические и чугунолитейные мастерские, слип для ремонта судов. В составе флотилии имелись три парохода и два парусных судна.
Но этого показалось графу мало. Для оптимизации транспортировки китовых туш Кейзерлинг решил устроить переработку китов в море!
Для этого он купил в Англии торговое судно вместимостью 3643 тонны и переоборудовал его в китовую плавбазу.
Кейзерлинг назвал судно «Михаил» Сохранились фотографии:
На всем Дальнем Востоке Российской империи не было предприятия мощнее АО братьев Кейзерлинг.
Дальше что-то пошло не так.
Осенью 1901 года на береговой базе в Гайдамаке произошел масштабный пожар. Причины его неизвестны.
Скорее всего несоблюдение правил пожарной безопасности и отсутствие достаточных противопожарных разрывов привело катастрофе.
Итак, сгорело:
1) недвижимое имущество:
Пакгауз железный, здание для переварки ворвани, контора завода…7800 руб.
Жиротопный завод…12500 руб.
Кладовая, чан с навесами, чулан, здание для засолки китов. продуктов…1330 руб.
Вспомогательный шкив, пристройка…685 руб.
2) движимое имущество…71828,97 руб.
3) вельботы и шлюпки…1743 руб.
4) китовые продукты…20358, 25 руб.
5) материалы и припасы…19808,13 руб.
6) бочки, дрова, лес и лесные материалы…3196, 35 руб.
Общие расходы по пожару: 140627,63 руб.
Возрождать сгоревший завод Кейзерлинг не стал, не дали акционеры г. Мельсом и А. Соммермейер. Но даже из уцелевшего осталось слишком много: на заводе начали обрабатывать рыбу и наладили увеличенный выпуск деревянной тары: бочек и ящиков.
Но тут разразилась новая напасть:
В 1904 году началась русско-японская война.
Кейзерлинг заблаговременно, опасаясь, что российское правительство конфискует суда для военных нужд, под видом ремонта перегнал большинство своего китобойного флота в Японию. В Японии, Нагасаки находилась его главная контора, но работать японцы не дали и она вскоре прекратила свою деятельность.
Его корабли «Михаил», «Александр», «Николай» были объявлены военными призами и интернированы японской стороной. Всю войну они работали как транспорты, обеспечивая японцев снабжением живой силой и вооружением.
Вот такая кривая улыбка Фортуны!
О настроениях в русском обществе того времени поведал Валентин Пикуль в своей книге «Крейсера»:
«… Я, двести десятый, обстрелял японские казармы, солдаты бежали в сопки. Склады в японских кварталах взорваны. Я, двести одиннадцатый: китобойцы графа Кейзерлинга при нашем появлении сразу подняли английские флаги…
– Так почему их не стали топить?
– Граф Кейзерлинг – русский подданный.
Безобразов схватился за рупор «матюкальника»:
– Какой он русский? Топить надо было… пса!»
Но Кейзерлингу пришлось испить горечь неудач до дна, беда не приходит в одиночку.
В конце лета 1905 года, после войны граф выкупил у японцев китобазу «Михаил». Судно, ведомое японским капитаном, незнакомым с навигационной обстановкой, у берегов Сахалина тайфуном было выброшено на мель и погибло.
Сохранилась фотография погибшего «Михаила» на рейде Алесандровска-Сахалинского, вот она:
Единственный китобоец «Георгий» еще какое-то время промышлял у бергов Приморья, работая на береговую базу «Гайдамак».
Но уже всем было понятно, что империя Кейзерлингов идет ко дну стремительным домкратом.
В «Книге Кейзерлингов» позже граф напишет:
«Ввиду того, что после заключения мира, несмотря на мои усилия, ни русское, ни японское правительство никоим образом не возместили мои убытки, весь вложенный в дело капитал пропал. Так закончилась моя успешная работа, на которую я потратил десять лет жизни и немеряно энергии. Лично я потерял все».
Дааа. Всегда было опасно болтаться между двух империй. Как до сих пор этого люди не видят?
В 1924 году Г.Г. Кейзерлинг прекратил свою деятельность в Приморском крае, ввиду отсутствия перспектив. Он вместе с семьей перебирается в Шанхай, и далее, наконец оседает в 1931 году в Германии, Бавария.
Скончался легендарный граф в 1944 году.
Но Тафуин уже получил мощный толчок к развитию. Построенная инфраструктура привлекала известных рыбопромышленников.
Так в 1913 году рыбопромышленник князь(!) Н. Н. Шаховской построил рядом с предприятием Кейзерлингов крабоконсервный завод. Предприятие процветало, но, после выхода Декрета правительства России «О порядке эксплуатации рыбных и морских звериных промыслов на Дальнем Востоке» от 02.03.23 г. Дальгосрыбпром поставил собственника перед фактом и выкупил завод у Шаховского за 323 тыс. руб.
Правительство РСФСР поступило с ним почти гуманно. Куда дальше ведут следы князя, мне не ведомо.
С исходом родовитых собственников начинается советский период развития Тафуина.
С 1972 года поселок Тафуин переименован в поселок Южно-Морской.
Продолжение следует…