Найти в Дзене
Поворот на Право

ЖКХ — как нас обманывают

Оглавление

Что объединяет всех владельцев квартиры? Коммунальные платежи. Часто ли мы их уплачиваем осознанно, вдумчиво и внимательно? Нет. Практически всегда это происходит без раздумий, поскольку современный ритм жизни нас приучил: на оплату счетов должно тратиться минимум времени. Для оплаты квитанций используются QR-коды. Их даже можно не читать, считать, а, самое главное, — пересчитывать за поставщиками коммунальных услуг.

Как часто мы платим за пустышку? Или платим за одно и то же несколько раз? Проверяли? Давайте поищем подводные камни с помощью судебной практики.

Что входит в плату за помещение

По Кодексу плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя:

  • плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
  • взнос на капитальный ремонт;
  • плату за коммунальные услуги.

Методы обмана

Лишние строки в квитанции

Как же прекрасно переложить с себя ответственность на другого, да? Поэтому управляющая компания пытается возложить свои убытки на конечного потребителя.

Но по законодательству РФ в сфере ЖКХ платежи собственников, вносимые в счет содержания жилья, имеют целевое назначение, направлены на оплату выполнения работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома и услуги по управлению им. Перечень таких услуг является закрытым, его расширительное толкование не допускается. Однако управляющие компании часто пытаются включать в этот перечень свои расходы по оплате коммунальных услуг в виде убытков по превышению норматива общедомового потребления коммунальных услуг, что не предусмотрено законодательством. Коммунальные услуги и услуги по содержанию жилья оплачиваются отдельно.

Иски в сфере услуг ЖКХ часто носят коллективный характер, когда иск подают жильцы многоквартирных домов сообща, но в данном вопросе, как говорится, и один в поле воин.

Иск о незаконном начислении дополнительных расходов может быть подан и дело выиграно и одним потребителем. Так, например, в деле 2-2788/2017, рассмотренном Октябрьским районным судом г. Екатеринбурга, истец обратилась с исковым заявлением к Управляющей Компании, указав, что она является собственником жилого помещения. В апреле 2016 года ответчик направил собственникам помещений указанного многоквартирного дома отчет о финансовых результатах. В отчете указано, что убытки по превышению норматива общедомового потребления включены в расходы по управлению многоквартирным домом.

Истец обратилась с претензией в управляющую организацию с требованием о представлении разъяснений. Истец считает действия ответчика по включению убытков, образовавшихся в результате превышения норматива общедомового потребления, в состав расходов по управлению многоквартирным домом и в итоге в состав платы за содержание жилья незаконными, поскольку по смыслу положений действующего законодательства оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.

Действующая редакция Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов хотя и не предусматривает напрямую возложение указанных расходов на исполнителя коммунальных услуг, не устанавливает и того, что такие расходы, безусловно, должны нести собственники. Это возможно только в случае принятия ими соответствующего решения, которое фиксируется в протоколе общего собрания жильцов многоквартирного дома.

И в этом случае управляющая компания может прибегать ко второму способу обмана собственников жилья: изготовление подложного протокола собрания собственников жилья или подтасовка голосов на таком собрании.

Принятие незаконных решений общим собранием жильцов многоквартирного дома

Провести общее собрание собственников многоквартирного дома по всем правилам и нормам законодательства задача не из легких. Тем более если необходимо принять решение, выгодное управляющей компании. Здесь возможны несколько путей для достижения цели: подделка подписи отсутствующих на собрании жильцов (за собственников просто расписываются третьи лица), или подписи собственников квартиры «добываются» путем подсовывания документов собрания (листков голосования, протоколов) для подписания жильцами без прочтения. Например, в общей стопке каких-либо жалоб, петиций и т.д.

Неправомерные начисления, которые становятся последствием не технической ошибки, а намеренного действия для завладения деньгами собственника квартиры

Например, новому собственнику жилья выставляется долг предыдущего жильца или начисляется плата по нормативу, хотя есть счетчик (дело N 2-395/2017).

Также могут начисляться произвольные суммы, без учета показаний счетчика, или организация, поставляющая, например, электроэнергию, «вдруг» обнаруживает, что ваш счетчик потребления электроэнергии еще два года назад устарел и его показания не являются действительными. Поэтому расчет необходимо произвести по нормативу потребления за последние два года.

Так, например, Сретенский районный суд Забайкальского края рассмотрел дело 2-257/2017 о признании незаконными действий по начислению задолженности по оплате потребленной электроэнергии.

УК предъявило исковые требования к девушке о взыскании задолженности за электроэнергию в размере 24 852,18 рубля за прошлый период. Уведомления о замене старых приборов учета электроэнергии ей не выдавались. Уведомления о замене ИПУ ей не направлялись, журналы проверки приборов учета по их многоквартирному дому отсутствуют. Госпроверка ее прибора учета не проводилась. Индивидуальный прибор учета был установлен до 2013 года, что следует из договора на отпуск и потребление электрической энергии для бытовых нужд между энергоснабжающей организацией и ею. Таким образом, энергоснабжающая и энергосбытовая компании достоверно знали еще до 2013 года то обстоятельство, что она пользуется старым прибором учета.

В ходе судебного заседания УК не удалось представить суду достаточных доказательств неисправности прибора и истечения срока его эксплуатации. Соответственно, и начисление задолженности по нормативу за последние несколько лет без учета оказаний прибора учета признано судом незаконным.

Разница показаний счетчика и норм расхода энергоресурсов

Нередко управляющие компании отказывают жильцам дома в установке по их инициативе общедомовых узлов контроля над расходом ресурсов. Стандартным объяснением отказа является высокая стоимость такого оборудования. Но главная причина нежелания его закупать — возможность обмануть жильцов при условии отсутствия такого оборудования.

Эта схема мошенничества в ЖКХ основана на способе расчета расхода тепловой энергии. Нормы расхода определяются на основании возраста дома. Но поскольку сами жильцы ставят окна со стеклопакетами и даже утепляют фасады жилого дома в районе своих квартир, то реальные потери тепла существенно снижаются, а нормы остаются прежними. Вот эта разница и идет в доход управляющей компании.

То же самое можно сделать и в случае отсутствия в квартирах счетчиков газа, воды или электричества.

Использование денежных средств жильцов

Получая денежные средства в качестве платежей за коммунальные услуги, управляющая компания может сразу перечислить эти деньги поставщикам ресурсов и услуг, а может задержать на некоторое время, используя их в своих целях. Это связано с отсутствием строгих требований отчетности перед жильцами. В результате деньги на два-три месяца кладут под процент. За это время УК может заработать с одного дома до 300 тысяч рублей.

Кроме того, мошенники, которыми могут быть и сторонние лица, или сама управляющая компания могут специально выпускать квитанции, очень похожие визуально на предыдущие квитанции для уплаты коммунальных платежей, но с иными реквизитами. И жители домов, не сверяя с квитанциями за прошлый период, добросовестно оплачивают услуги ЖКХ, а деньги получают мошенники.

Для того чтобы обезопасить себя и сберечь деньги, необходимо внимательно читать квитанции и все документы в управляющей компании, которые подписываете, и смотрите, что оплачиваете.

Если сомневаетесь в начислениях или нашли нарушение, сразу пишите претензию в управляющую компанию или поставщику коммунальной услуги, параллельно - жалобу в госжилинспекцию. Если не помогло, то необходимо подавать исковое заявление в суд. Практика по спорам в сфере ЖКХ часто положительная (на стороне потребителя). Свои права необходимо отстаивать и защищать, иначе на нашем с вами бездействии и наживаются недобросовестные граждане и организации.

У наших юристов вы можете получить юридическую консультацию.
А если пользуетесь Telegram, подписывайтесь и читайте наши статьи внутри мессенджера перейдя по ссылке — Канал @povorotnapravo

ЖКХ
2331 интересуется