Если вы начинаете задумываться об открытии собственного бизнеса или уже являетесь его владельцем, то вам хорошо знакомы суета, списки дел, встречи с партнёрами, а также термин «Бизнес-план».
Открытие собственного бизнеса сопряжено с трудностями, ошибками и стрессом, который только усиливается от необходимости написать план и следовать ему. Создание бизнес стратегии кажется трудоёмкой и даже непосильной задачей, особенно для новичков в этой сфере. Поэтому многие начинающие бизнесмены предпочитают действовать по наитию и не углубляться в механизмы ведения того самого Бизнеса, которым они занимаются.
Что ж, среди деловых людей популярно выражение: «Неспособность планировать неминуемо приведет к провалу».
В настоящее время существует огромное количество источников, по которым можно составить план развития небольших компаний. Если вы только-только заявили о себе на рынке или собираетесь это сделать в ближайшее время, имейте в виду, что от качества вашего Бизнес-плана будет зависеть успех всего дела.
Группа исследователей совместно с Университетом Орегона выяснила, что собственники бизнеса, которые изначально имеют план по развитию и ведению своего проекта, привлекают инвесторов в два раза чаще.
Также имеются подтверждённые результаты, что бизнес-планирование повышает эффективность как новых, так и уже созданных небольших фирм.
Ваши шансы пройти путь от идеи к созданию полноценного работающего бизнеса увеличатся в несколько раз, если не пренебрегать планированием, а следовать пошаговой инструкции, описанной ниже.
Так что же такое Бизнес-план?
Это своего рода дорожная карта, показывающая оптимальные пути развития для малого и среднего бизнеса. Он сообщает, что нужно сделать и каким именно образом.
Грамотно составленный бизнес-план даст инвесторам всю необходимую информацию и подтолкнёт их к решению в вашу пользу.
Ни одна уважающая себя компания не будет вкладывать деньги в бизнес, который не оформлен на бумаге как четкая и последовательная структура.
Инвесторам необходимо убедиться, что вы достаточно серьёзны, имеете сплочённую команду или готовы её собрать в ближайшее время, а также сможете оправдать вложенные средства и принести прибыль.
Когда бизнес-план необходим?
Прежде чем оставить офисную работу и благополучно забыть о графике с 9 до 5, убедитесь, что вы готовы к ведению собственного бизнеса. Вам пора садиться за написание бизнес плана, если вы:
- Имеете четкое представление о механизмах работы выбранного вами бизнеса;
- Находитесь в активном поиске инвесторов и кредиторов, которые могли бы вам помочь запустить проект;
- Готовы нанять и обучить свою команду, собеседовать десятки соискателей, чтобы отобрать самых лучших и талантливых;
- Нуждаетесь в росте и расширении своей деятельности.
Шаблон бизнес-плана: 10 шагов
Прежде чем приступить, подумайте, к кому именно вы обращаетесь. Кто ваша целевая аудитория?
- Это инвесторы, обладающие ангельским терпением и безграничными финансовыми возможностями?
- Или же это реальные люди, например, представители отделения местного банка.
Составьте портрет вашего предполагаемого и желаемого инвестора, чтобы в дальнейшем правильно оформить бизнес-план и не тратить время впустую.
А теперь давайте углубимся в сам процесс создания бизнес-плана, который будет состоять из 10 частей.
1. Написание резюме
Несмотря на то, что этот пункт идёт первым, я рекомендую писать резюме в самую последнюю очередь, когда все прочие составляющие готовы и отредактированы. Резюме даёт возможность подвести итоги проделанной работы и взглянуть со стороны на свой проект.
В резюме в кратком виде должна быть изложена вся самая важная информация о вашем бизнесе, как правило, не более одной страницы. Резюме должно содержать не только основные шаги в развитии и запуске проекта, но и «Девиз», ориентированный на клиентов, сотрудников и самих инвесторов.
Можно работать в формате «Проблема-Решение» и наглядно продемонстрировать, какие запросы удовлетворяет конкретно ваша продукция или услуга.
- Для кого (Целевая аудитория)
- Кто недоволен (текущими решениями)
- Ваш продукт или услуга (удовлетворяющая «боли» клиентов)
- Отличие от конкурентов (главные преимущества, ключевые особенности).
Это не жесткая структура, но она может послужить отправной точкой, когда написание бизнес-плана находится на начальной стадии.
2. Описание вашей компании
Данный пункт должен содержать в себе три элемента: Формулировка миссии, история и цели.
- Миссия – это причина существования вашего бизнеса. Следует написать не о том, что вы делаете или продаёте, необходимо дать ответ на вопрос «Зачем вы это делаете». Как изменится жизнь людей, если они обратятся именно к вам?
Миссия должна быть вдохновляющей и эмоциональной, тогда она откликнется в сердцах других людей и привлечёт к вам нужных инвесторов и рабочие кадры.
- История компании – краткий рассказ о том, когда была основана компания, где располагалась, количество работников и руководящий состав. Также расскажите о ваших наиболее удачных услугах и продуктах, если опыт на рынке уже имеется.
- Бизнес-цели не менее важны, они дают ориентир сотрудникам, помогают работать сплочённо и мотивировать членов команды.
Цели должны быть яркими и чёткими, ведь именно на них больше всего обращают внимания инвесторы при оценке вашей компании.
3. Выявление целевой аудитории
На данном этапе вам необходимо разработать портрет вашего клиента, подробно прописать его потребности, привычки, а также причины, по которым он захочет обратиться именно к вам. Параллельно оцените потенциал рынка. То есть, на какое количество клиентов вы можете рассчитывать в городе, регионе, стране.
Составляя портрет вашего клиента ориентируйтесь на следующие показатели:
- Место проживания
- Доход
- Возраст
- Пол
- Образование
- Профессия
- Хобби и т.п.
Если ваш клиент не имеет четкого портрета, а целевой рынок слишком широк и не оформлен, это может стать предупреждающим сигналом для инвесторов и они не станут вкладывать деньги в сомнительный проект.
Я советую оформить данные в виде таблиц, графиков и представить информацию наглядно.
4. Анализ конкурентов
Необходимо подробно изучить именно ваш сегмент, выявить всех прямых и косвенных конкурентов. Этот пункт может отнять у вас много времени и сил, но окажется очень полезным в перспективе. Поэтому обязательно изучите всех конкурентов, подробно ознакомьтесь с перечнем товаров и услуг. Так вы сможете выяснить их слабые и сильные места.
После сбора информации о конкурентах заполните эту мини-анкету:
- Как они рекламируют свой бизнес?
- Какое освещение в прессе получают?
- Насколько хорошо обслуживают клиентов?
- Какова стратегия продаж и ценообразования?
- Как они ранжируются на рейтинговых платформах?
Посетите сайты ваших конкурентов, подробно изучите все разделы, а также вкладку «О нас». Оцените непредвзятым взглядом их заявленную миссию, цели и общий посыл клиентам.
Благодаря данному исследованию вы сможете представить проект в самом выгодном свете, обращая внимание инвесторов на недостатки конкурентов и свои собственные преимущества.
5. Описание продукта или услуги
Подробно опишите производственные процессы и циклы, благодаря которым появляется ваш продукт или услуга. Постарайтесь сделать акцент на достоинствах и обратите внимание инвесторов на:
- Уникальные особенности
- Функциональность
- Эмоциональные и практические выгоды клиентов
- Патенты или права на интеллектуальную собственность
Также подготовьте ответы на следующие вопросы, которые могут возникнуть у ваших слушателей:
А) Как вы создаёте свой продукт или услугу?
Б) Какое вы используете исходное сырье или компоненты?
В) Как проводите контроль качества?
Г) Как организуете доставку?
Д) Как ведёте бухгалтерию?
Также продумайте и отразите в плане мысли, связанные с временными промежутками, когда ваш товар или услуга не будут востребованы. Чем бы вы могли заниматься в данный период? Какие подготовительные работы можно проводить в свободное время?
И обязательно напишите о своих планах на будущее! Расскажите о запланированных исследованиях и разработках.
6. Стратегия маркетинга и продаж
Маркетинговая стратегия один из ключевых моментов бизнес-плана. Как будет образовываться спрос и увеличиваться количества продаж, компания быстро окупит себя или же разорится – сделать выводы можно просто оценив маркетинговую стратегию.
В этом разделе нужно кратко повторить такие темы, как:
- Ценностное предложение
- Идеальные целевые рынки
- Существующие сегменты клиентов
- Борьба с конкурентами
- Программы лояльности
- Каналы рекламы и продвижения
Что касается Рекламы, то продвигать свой бизнес можно через поисковые системы, социальные сети, печатные издания, телевидение, а также YouTube и «сарафанное радио». Все методы по-своему хороши и оптимальный результат может быть получен при использование трёх и более способов продвижения бизнеса.
В презентации отразите, что вы уже успели сделать для популяризации вашей компании, а также планы на ближайшее будущее, ожидаемые результаты.
7. Финансовые показатели
Если вы начинающий бизнесмен, то у вас еще нет финансовых отчетов, но вам всё равно нужно подготовить бюджет и подробно его просчитать. Если же ваша компания уже некоторое время существует и работает, то для привлечения инвесторов обязательно укажите:
- Отчёты о доходах
- Отчеты о прибыли и убытках
- Отчеты о движении денежных средств
А также прочие документы, которые отражают ведение вашего бизнеса с финансовой точки зрения. К примеру, имеющиеся задолженности, состояние счетов. Убедитесь, что все расчеты верны и внесите их в ваш бизнес-план.
Картина финансовой ситуации вашей компании должна быть реальной и правдоподобной, чтобы инвесторы могли оценить свои риски и даже предложить пути решения имеющихся проблем.
8. Менеджмент организации
Ваш бизнес хорош настолько, насколько хороша ваша команда. В этом разделе бизнес-плана необходимо представить лучших членов своей команды, указать их квалификацию, навыки, прошлый опыт и даже заработную плату. Если в вашей организации есть вакансии, отразите и этот момент, указав характеристики, по которым вы отбираете работников.
9. Запрос на финансирование
Подробно изложите, сколько денег нужно вашему бизнесу. Если вы не хотите или не можете назвать точную цифру, укажите диапазон. Отразите нижний и верхний пределы суммы, необходимой для развития.
Будьте готовы продать акции вашей компании, поскольку никто не хочет рисковать собственными средствами. Имейте ввиду, что акционер может принимать весьма активное участие в жизни компании, выдвигать свои идеи и решения, даже если он не владеет контрольным пакетом акций.
Инвесторы также могут рассчитывать на получение дивиденда, части прибыли компании. Они наверняка захотят узнать, сколько могут заработать на перепродаже своих акций.
10. Официальные документы
На заключительном этапе создания бизнес-плана вам необходимо подготовить Приложение, содержащие все важные и необходимые документы:
- Акты, юридические документы
- Бизнес реестры и лицензии
- Патенты и права на интеллектуальную собственность
- Подтверждение членства в отраслевых ассоциациях
- Идентификационные номера и коды
- Основные клиентские контракты и заказы
Собрав все необходимые документы, составьте оглавление, а в самом бизнес-плане вы можете делать сноски, ссылаясь на те или иные документы из приложения.
Подводя итог, я советую вам потратить несколько недель или даже месяцев на создание подробного и качественного бизнес-плана. Пересматривайте и переписывайте его, показывайте опытным коллегам и специалистам в сфере экономики, маркетинга и ведения бизнеса. Проводите новые, свои собственные исследования.
Приступая к написанию бизнес-плана, оцените свои ресурсы, как временные, так и финансовые. Сколько часов в неделю вы готовы тратить на ваш проект? Сколько стоят услуги консультантов? Какой бюджет необходим для запуска тестовой рекламы? Где найти лучших поставщиков?
Хорошо выполненная «домашняя работа» обеспечит лёгкий и успешный старт для вашего бизнеса.
Источник: https://quickbooks.intuit.com
Автор: Маркетинговый стратег Андреа Вахбе