Выставки, к которым будет привлечено внимание в феврале, будто ищут общее у совершенно разных художников. Так, в Генте можно будет проследить за оптической революцией фламандца Яна ван Эйка, а в Лондоне — за экспериментами с пространством и светом нашего современника Джеймса Таррелла. И это далеко не все.
Что: выставка «Ян ван Эйк. Оптическая революция»
Где: Музей изящных искусств (Гент)
Когда: до 30 апреля 2020 года
Зачем ехать
Искусствоведы до сих пор спорят о том, в каком году родился Ян ван Эйк. Зато сходятся во мнении, что именно он стал изобретателем масляных красок. Картины, написанные ими, а еще рисунки и скульптуры можно увидеть на крупнейшей в истории выставке фламандского художника в Генте. На ней кураторы собрали не менее половины сохранившихся работ ван Эйка. И здесь же будет выставлен только что отреставрированный «Кентский алтарь» — впервые вне кафедрального собора Святого Бавона. Это — последний раз, когда алтарь покинет храм. После он вернется в собор навсегда. В заглавие выставки вынесено слово «революция». Она заключалась в том, что Ян ван Эйк наносил не только заключительный полупрозрачный слой на панели, но и такой же подготовительный. Благодаря этому удавалось добиться необходимого отражения света.
Что: выставка «Кит Харинг/Жан-Мишель Баския»
Где: Национальная галерея Виктории (Мельбурн)
Когда: до 13 апреля 2020 года
Зачем ехать
Кит Харинг и Жан-Мишель Баския были друзьями. И оба в 1980-х изменили мир искусства, создав собственный визуальный язык. Лающие собаки, причудливые лабиринты с «сияющими» младенцами и танцующими человечками стали фирменным знаком Харинга. А у Баскии — его скелеты и маскообразные лица порой с коронами на голове. Художник понимал, что ему удалось прославиться, и так отмечал то положение, которого достиг. Кураторы выставки в Мельбурне решили провести параллели между жизнью двух художников и темами, которые они затрагивали в своем творчестве. Так, оба говорили о расовой дискриминации, а Баския из-за цвета кожи и сам подвергался ей. В 1985 году Харинг расписал тело чернокожей певицы Грейс Джонс белой краской. А его работа «Silence = Death» стала визитной карточкой движения за права людей с ВИЧ Act Up. После смерти Баскии летом 1988 года Кит Харинг создал граффити «Crack is Wack». Власти Нью-Йорка назвали работу актом вандализма, и художник был вынужден заплатить штраф. Но после того, как граффити было повреждено, те же власти попросили Харинга восстановить его.
Что: выставка Стива Маккуина
Где: Tate Modern (Лондон)
Когда: с 13 февраля по 11 мая 2020 года
Зачем ехать
Стив Маккуин начинал вовсе не с кино. Еще до того, как снять «Голод» и «Стыд», он получил Премию Тернера — в 1999 году. Тогда ему ее присудило жюри во главе с Николасом Серотой — бывшим директором музеев Tate. Собственно, в одном из филиалов культурной институции — Tate Modern — в середине февраля откроется первая за 20 лет персональная выставка Маккуина. На ней покажут 14 произведений: видеоарт, фотографии и скульптуру. Зрители увидят работу 2012 года «End Credits», посвященную преследованию Поля Робсона. Скончавшийся в 1976 году, Робсон учился на юриста, но бросил профессию, столкнувшись с расизмом. Позже он прославился в качестве актера, певца и борца за гражданские права.
Что: выставка Джеймса Таррелла
Где: Pace Gallery (Лондон)
Когда: с 11 февраля до 27 марта 2020 года
Зачем ехать
Еще одна выставка в Лондоне — персональная экспозиция мастера света и пространства Джеймса Таррелла. В британской столице покажут новые работы 76-летнего художника из Калифорнии. Каждая его инсталляция активизирует сенсорное восприятие, которое способствует открытию: что, например, казалось кубом, оказывается двумя проецируемыми световыми плоскостями, а черный квадрат на потолке — порталом в ночное небо. Свои эксперименты со светом Таррелл начал в конце 1960-х. А на сегодняшний день он по праву считается одним из самых значимых художников современности.
Что: выставка Рема Колхаса «Countryside, The Future»
Где: Музее Гуггенхайма (Нью-Йорк)
Когда: с 20 февраля по 14 августа 2020 года
Зачем ехать
Рем Колхас — один из самых известных современных архитекторов, обладатель Притцкеровской премии и «Золотого льва» Венецианской биеннале. Еще в 1975 году он основал бюро OMA, в котором, кстати, начинала карьеру Заха Хадид. В нью-йоркском музее Гуггенхайма в феврале откроется выставка Колхаса, посвященная территориям, не занятым городами. А их на Земле около 98%. Изучить изменения, которые происходят с сельскими, отдаленными и дикими территориями архитектор пригласил студентов из вузов с географией от Пекина до Найроби. Вместо они искали ответы на вопросы, какое будущее ждет эти пространства, как будет меняться их ландшафт, какой будет архитектура вне городов и какую роль будет играть миграция.
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.