Сегодня мы наблюдаем необычайный по масштабам бум популярности искусства. Искусство прошлого захватило умы и художественные вкусы, а современное искусство стало одним из самых обсуждаемых тем в обществе. Фокус на искусстве есть не что иное, как продуманная политика титанов арт-рынка, подкрепленная естественными процессами внутри любой культурной среды.
В 2007 году, 13 лет назад агентство Morris Hargreaves McIntyre проводило исследование “Audience knowledge digest" с целью выявить основную причину, по которой человек взаимодействовал с искусством. В ходе исследования были опрошены посетители более 50 топовых музеев и галерей, результатом чего стала пирамида потребностей гостей музеев.
Первым слоем и фундаментом пирамиды стали социальные потребности. Посетители обычно воспринимают музей как место, где человек может хорошо провести время с семьей и друзьями. Один из вариантов досуга в большом городе, чаще всего приходящих на ум, – посмотреть и обсудить искусство. Выставочные пространства сегодня обладают всеми условиями для успешной коммуникации: просторные залы, кафе, лаунж-зоны, внутренние дворики и открытые площадки, предоставляющие все возможности для обсуждения как искусства, так и других насущных тем.
Следующий уровень пирамиды – интеллектуальные потребности. Музеи и галереи – шанс получить новые знания, расширить свой кругозор, открыть для себя что-то новое. Поток информации, сбивающий с ног современного человека, требует упорядочивания. Музейные институции же принято считать тем авторитетным фильтром, который способен предоставить знания, позволяющие увереннее чувствовать себя в обществе, выглядеть человеком культурным и образованным. Музей перестал быть “башней из слоновой кости”, доступной только определенному кругу лиц. Доступная среда для каждого – один из основных принципов любой культурной институции сегодня. Именно этот принцип стал причиной появления инклюзивных программ, детских экскурсий, особого отношения к людям пожилого возраста в музее. Помимо возможностей черпать информацию непосредственно из экспозиции и кураторских/художественных текстов, современный вектор развития музеев дарит и другие способы получения новых знаний. Почти каждую выставку сегодня сопровождает образовательная программа, включающая мастер-классы, открытые лекции и дискуссии, экскурсии с художниками и кураторами и даже целые теоретические курсы, приуроченные к теме выставки.
Третий уровень – эмоциональные потребности. Искусство становится той реальностью, куда можно сбежать от повседневности. Классика дарит вдохновение идеями прошлого, современное искусство – будоражит разум и воображение. Где еще можно увидеть колонны тысячелетнего храма или огромные дутые цветы из металла? Кроме того, всё чаще появляются интерактивные инсталляции и спонтанные перформансы, приводящие посетителей в настоящий восторг. Характерно, что кроме самого искусства эмоции дарит и удачная фотография напротив понравившейся скульптуры, получившая всеобщее одобрение и сотни лайков, или красивый блокнот в стиле любимого художника, приобретенный в музейном магазине.
На верхушке пирамиды находятся духовные потребности. Музейные институции зачастую создают медитативную среду, схожую с атмосферой внутри храма. Искусство, в свою очередь, всегда приглашает к диалогу, толкает к саморефлексии и к новым мечтам, оказывает терапевтическое воздействие. Екатерина II возможно начала историю Эрмитажа, руководствуясь духовными потребностями, ведь “Эрмитаж" от французского “hermitage" – место уединения, приют отшельника.
Однако популярность искусства сегодня есть и продукт капитализма, развивающегося арт-рынка. Каждый сегмент арт-индустрии ставит перед собой не только просветительские, развлекательные и образовательные цели, но и цели коммерческого характера. В каждом музее есть PR-отдел, который старается сделать музей третьим местом в жизни человека, помимо дома и работы. Искусство “попадает в массы”, к людям с разными потребностями и возможностями.
Крупные музеи организовывают сегодня “выставки-блокбастеры”, которые собирают длинные очереди и создают небывалый ажиотаж у работ старых мастеров. На подобные выставки многие посетители приходят под гнетом рекламы и информационного шума, созданного вокруг события. Такой, например, стала выставка «Щукин.Биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им.Пушкина в 2019 году. Там показали одну из наиболее значительных коллекций искусства европейского модернизма. Однако большинство работ, которые можно было встретить в залах, уже были знакомы посетителям, ведь ранее их всегда можно было увидеть в другом корпусе ГМИИ, они – часть постоянной экспозиции. Демонстрация тех же работ в другом пространстве в сопровождении качественных экспликаций, подкрепленная профессиональной PR-стратегией, позволила показать известное и доступное всем искусство в новой оболочке, то есть сделать его популярным.
Сами художники (или их представители) часто вступают в коллаборации с дизайнерами из фэшн-индустрии. Модный дом Louis Vuitton выпускает женские сумки с изображениями героев творчества японского художника Такаси Мураками, пока Converse продает кеды с изображением банана с полотна Энди Уорхола.
Арт-рынок тоже говорит о новых тенденциях. Инвестиции в искусство сегодня приобретают небывалую популярность. Любая уважающая себя крупная компания обладает корпоративной коллекцией, требующей контроля профессионала из мира искусства. Поэтому всё более востребованной становится профессия арт-дилера и арт-консультанта. Всё чаще говорят о появлении молодых коллекционеров в возрасте от 20 до 30 лет, интересующихся актуальным искусством, которое ещё не обрело заоблачную стоимость, но имеет значительный потенциал.
Определенную роль в попсовизации современного искусства играет его тесное взаимоотношение с политической и социальной сферой. Современное искусство открыто высказывается о проблемах, несправедливости и общественных конфликтах, что всегда находит определенный отклик. В этом ключе прежнее искусство обретает ярлык пережитка прошлого, что, безусловно, оказывает негативное влияние на культуру в целом.
Обретение популярности искусством уже принесло свои плоды. Интерес публики к арт-повестке был достигнут совместными усилиями арт-рынка, музеев, прессы и научных кругов. Но взят ли курс на всеобщее просвещение? Или же за приобщением к искусству стоит лишь обогащение и определенные политические манипуляции? Кажется, ответы появятся только по прошествии нескольких лет.
____________
Автор: Алиса Николаева
Изображения: музей Гараж, ТВЦ