Костромская область - "медвежий угол" на карте современной центральной России: покинутые деревни, забытые дороги, заболоченные леса и разрушающиеся архитектурные шедевры.
Давно забытый всеми Вятский тракт. Где он? Что это? Кратчайший путь в Сибирь из Новгорода и центральных областей России, когда-то активно использовавшийся. Но с постройкой более короткого пути через Башкирию и Татарстан, полностью утративший свое значение. Многое, что было на Тракте - забыто, еще больше утрачено безвозвратно. А то, что "сохранилось" - разрушается временем, погодой и... людьми. Это - та самая Россия, которой уже никогда не будет. Утраченная и забытая страна.
Старинное село Бушнево находилось в самом центре древнего торгового тракта. Первое упоминание о нем было 16 октября 1545 года в жалованной грамоте галичьским помещикам от Ивана Грозного.
С того самого росчерка пера и началась новая история крупного торгового села, разоренного татарами в 1522 году во время набега на Галич.
Бушнево славилось на галичьскую округу, как очень оживленное торговое место, в которое по пятницам каждой недели стекалось до 3000 тысяч человек на базар. Люди бойко торговали, покупали, обменивались товарами.
Многочисленные постоялые дворы были заполнены гостями, а в местных трактирах хмельные напитки лились рекой. В селе вся жизнь была подчинена обслуживанию обозов, бесконечной чередой тянувшихся по тракту. В больших домах села с вместительными крытыми дворами были устроены постоялые дворы, в которых останавливались проходившие обозы. Вокруг церквей располагались лавчонки, амбары, снабжавшие проезжающих продовольствием и фуражом.
Как я уже писал выше, прогресс и развитие имеет две стороны. С одной - удобство и оптимизация, с другой - разрушение и забытие. Бушнево превратилось в заштатный этапный поселок, через который проезжали чиновники, помещики, едущие в свои поместья, проходили рекруты и, гремя кандалами, шли небольшие партии ссыльных. После постройки железной дороги из Петербурга в Вятку, Бушнево захирело совсем. А ведь еще совсем недавно оно было богатым селом. Здесь стояли двухэтажные купеческие дома, а по одну и по другую стороны от села находились торговые ряды. На ярмарках торговали картофелем, луком, которыми славились здешние окрестности, заезжие купцы привозили различные промышленные товары.
Всё выше написанное - это классическая деревенская история жизни, процветания и упадка, коих в нашей стране, да и не только в ней, можно насчитать множество.
Интересное описание села приведено в книге костромского помещика И.П.Корнилова «От Костромы до Соль-Галича» 1862 года: "Это село расположено почти на полдороге и в 25 верстах от Чухломы. Она издавна славится торговой деятельностью: сюда съезжались по пятницам на еженедельные торги от 1500 до 3000 торговцев из Чухломы, Парфеньева, Галича. Купцы, торговавшие с Архангельским портом, особенно приказчики братьев Юдиных, привозили сюда не только крестьянский товар, но даже шелковые заграничные материи и меняли их на ветлужские рогожи, хлеб, сырые кожи. Бушнево состоит из 14 двухэтажных, отлично выстроенных из крупного леса, изб и двух больших рядом стоящих церквей, обнесенных вместо ограды рядами лавок, составляющих квадрат, по углам которого возвышаются кирпичные островерхие башенки. Эти ряды открываются только по пятницам в торговые дни.
"Эво, какие повыстроили себе купеческие дома!", – сказал ямщик, приударив лошадей, чтобы пронестись вихрем по улице и, указывая кнутом на огромные избы с пестро расписанными ставнями и широкими, на городской лад, крыльцами, — в Бушневе крестьян мало, всего три избы, а в остальных живут купцы. Вот эти три дома поповские, вот эти – дьяконские, а в других, которые поменьше, причетники. Здесь три священника, два дьякона и всем им хорошо, сыто. По пятницам собирается здесь много народа, торговля идет живо и веселье большое бывает: вот и качели на площади..."
Казалось бы, что здесь знаменательно, примечательного или особенного? Дело вот в чем, друзья. В Бушнево был построен потрясающей красоты церковный ансамбль-комплекс. Один из старейших на территории бывшего Галичьского уезда. К сожалению, ни время, ни люди не пощадили столь потрясающей красоты жемчужину церковной России. Но и сегодня еще не поздно прикоснуться к древней жизни наших предков. Прикоснуться, попытаться понять и почувствовать прошлое, возможно, переосмыслить и свое настоящее.
В давние времена на территории бушневских церквей находился деревянный монастырь, называвшийся Карпищевой пустынью. Это место уже само по себе достойно отдельного слова. Существует несколько упоминаний о том, что в монастыре в 1628 году чудеснейшим образом явилась икона Казанской (Бушневской) Божьей матери. Тысячи верующих людей стекались в село на поклон к иконе. Как водится в православии, в случае каких либо бед, с иконой совершали крестный ход, и это было настоящим праздником для жителей деревень. Летом 2011 года здесь еще был житель. Всего один, но был. Сегодня - мы не встретили никого.
В 1701 году на месте деревянного Карпищевского монастыря была построена первая каменная церковь. Как я уже говорил, одна из старейших в Галичском уезде. «В Карпищевой пустыни церковь каменная о пяти главах, а главы и кресты обиты немецким белым железом, у одного креста четыре цепи железные, а в церкви царевы двери, по сторонам столбцы писаны золотом. В алтаре престол, над престолом голубь белый. К церкви прикладена колокольня каменная об одной главе, а на ней пять колоколов, и в первом весу полдевяти пуд». Таково сохранившееся сквозь века её описание.
На сегодняшний день, это все, что осталось не от изначальной церкви, нет. От ее двойника, построенного в 1818 году на месте старой каменной церкви. Для чего это было сделано? Официальная причина - "нужен более помпезный храм, для поднятия авторитета Бушневской иконы Божьей матери".
За прообраз нового храма был взят Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Получился Исакий в миниатюре, в лесу, в глуши... Видимо, в свои лучшие годы, храмовый комплекс был довольно большого размера и назначения. В зарослях молодых деревьев еще просматриваются угловые башенки стен территории храма. Пока еще просматриваются, еще не совсем лес поглотил их...
Хотите попасть внутрь? Тогда за мной! Там, на удивление, осталось очень много чего интересного! Первое на что сразу же бросается взгляд - это сохранившиеся цветные витражи. Вот пример на дверях.
Повсюду хоть и разруха, но тем не менее, можно увидеть фрагменты алтарной части.
И даже получилось беспрепятственно подняться на второй этаж, откуда открывается обзорный вид на всю площадь приходской части храма.
Повсюду, как в назидание и немым укором разбросаны эти квиточки-талончики. Становится не то чтобы не по себе, но возникает ощущение, что...словами сложно выразить...но как-будто есть и моя вина в этом. Хоть и не прямая, косвенная...в конце-концов я расплачиваюсь, в том числе, и за деяния своих предков. А мои предки это не только родственные связи, но и генетическая память народа.
Никаких ценностей, церковной утвари и предметов культа здесь, к несчастью или наоборот к счастью, не осталось. Еще в 1979 году всё было вывезено в Костромской историко-архитектурный музей. Тем самым, исторические и религиозные ценности были спасены от разграбления человеком.
На "заднем" дворе церкви обычно присутствует небольшое кладбище. Не исключение и Бушневская церковь. Здесь сохранились потрясающей красоты и исторической ценности надгробия. Их всего два, больше не нашли...но Вы только посмотрите на них!
Кто были эти люди? Почему о них все забыли? Кто знает... К сожалению, нет никакой гарантии, что завтра и эти фамилии на красивых надгробных плитах канут в забытие. Беда и цинизм рыщут рядом. Об этом я расскажу в самом конце поста.
Однако, поднимем наши глаза от земли. Напротив, с другой стороны проселочной дороги стоит статная "зимняя" церковь, выстроенная здесь 1833 году. К сожалению, 2 из пяти глав храма обвалились вовнутрь, увлекая за собой и главный купол, похоронив под собой фрески и росписи сводов церкви, присущие православным храмам.
Внутрь церкви я не ходил. Почему-то вид обвалившихся стен и куполов у меня вызвал сильную ассоциацию с кладбищем, разверзнутыми могилами. Не стоит тревожить мертвых. Пускай и мертвые тут камни и стены.
Итак, я закончил свой рассказ о старинном торговом селе Бушнево, стоящем на не менее древнем Екатерининском тракте из Новгорода в Сибирь. Я максимально деликатно старался показать вам то, что я не только увидел, но и почувствовал внутри. Так о какой же беде и угрозе я говорил? И почему я так упорно настаиваю на том, что главная угроза для подобных памятников - это человек?
Речь идет о черных копателях. Наверное не стоит вдаваться в то, насколько это законно или нет. Не буду. Однако методы, которыми эти нелюди добывают свою копеечку не выдерживают никакой критики. В 2013 году командой ТАМ-Клуба проводилось расследование, давшее большой резонанс в кругах любителей выкопать что-нибудь из земли. По факту, что мы имеем: черные копатели нанимают за вознаграждение в соседней деревне бульдозер с бульдозеристом, срывают верхний слой почвы ковшом, вместе со строениями, а если кладбище, то и с надгробиями. После этого достают свои металлоискатели и собирают свою жатву. Вариант другой: есть заброшенный дом, судя по типу постройки, довольно старый. Вполне возможно, что в его стенах или фундаменте есть схроны. Дом сжигается дотла, достаются металлоискатели и.т.д.. Насколько мне известно, после упомянутых событий и шумихи, наглость свою копатели немного поумерили. Но угроза, тем не менее, никуда не делась и выстрелить может в любой момент. К сожалению, вышеописанные способы добычи предметов ценности, коснулись и заброшенного села Бушнево. Многие из домов оказались сожжены. Кто знает, когда придет черед церковного кладбища с уникальными надгробиями или всего храмового комплекса?
Что можно сделать сейчас? К сожалению, с копателями не сделать ничего обычным гражданам, что может вписаться в нормы уголовного права. Поэтому оставим эту беду на плечах наших правоохранителей, которые уведомлены о проблеме. Решится вопрос? Молодцы и +стопицот к карме. Нет? Это останется уже на их совести... Так что же можно сделать? То, что я хочу сказать, касается в первую очередь полноприводных путешественников. Друзья, имейте уважение к тому месту куда вы приехали. Я охотно верю, что ваши симексы самые симакатые симексы, и на "вон ту горочку" заехать для вас проблем не составит. Но вы должны помнить, что тут жили люди и та самая горочка может оказаться старым кладбищем. В прошлом году на "Полной Чухломе" был прецедент как раз в Бушнево, когда один из участников поехал по церковному кладбищу, которое я показал выше...прямо колесами, лавируя между могилами...случай вопиющий и недопустимый. Хотя бы с чисто человеческой морали. То же самое касается и домов. Дом брошен, да...а что делать, если там остались вещи его хозяев? А с чего вы в конце концов взяли, что дом брошен? На нем табличка была "дом брошен, живите кто хотите"? Нет конечно...и вещи хозяев дома должны оставаться на своих местах, а не быть увезенными в больших машинах. Давайте уважать места, духов, природу и обитателей тех мест, куда мы приезжаем. Я уверен, это правильно и вернется нам добром.
Подытожить статью можно фразой "Мечты сбываются". Почему так? Село Бушнево находится в одном из самых труднодоступных уголков Костромского края - в лесу между Чухломским, Галичским и Антроповским районами. Да, здесь некогда проходил старый торговый Екатерининский тракт. Но люди отсюда ушли еще в середине прошлого века. Край стал зарастать лесом, реки заболачиваться, дороги - все боле и более труднопроходимыми. В конце концов, сейчас эта местность представляет собой череду заболоченных участков, урочищ, лесовозных колей и мест вырубки леса. Впервые о Бушнево мы с супругой услышали еще в конце лета 2011 года. Ровно три года мы шли к тому, чтобы одним дождливым осенним днем оказаться здесь. И оно себя оправдало! Дорога местами очень не простая. Кое-где мы по несколько километров ехали только на лебедках, но при этом Бушнево вполне достижимо при запасе времени, топлива и терпения.
Наш трек представляет собой сквозную линию, в центре которой село Бушнево. Заезжали мы с запада, с трассы Галич-Чухлома через деревню Курьяново. А выезжали на юг через заброшенную деревню Зикеево. От асфальта (твердых грунтовок) около 15-20 километров. Мечты сбылись, на нашей личной карте России прибавилось еще одно место, фактом посещения которого я счастлив и горд!