Раз уж мы поговорили о самом печальном матче 1986-го года, давайте вспомним и о самом радостном :)
Осенью 1986-го начались игры отборочного цикла к Евро-1988. Сборной СССР достались ГДР, Исландия, Норвегия и действующий на тот момент чемпион Европы - Франция. Нелишне напомнить, что в финальном турнире тогда играли всего 8 команд, и для выхода на Евро обязательно нужно было занимать в отборочной группе первое место.
Французы, во-первых, объективно были на момент начала отборочных игр самым сильным из наших соперников, а во-вторых, после недавнего чемпионата мира в Мексике осталось какое-то ощущение недосказанности. Тогда сборная СССР опередила французов в группе, но только по разнице мячей: между собой мы сыграли вничью и очков набрали поровну - по 5 из 6 возможных (за победу тогда давали по 2 очка, а не по 3, как сейчас).
Болельщикам очень хотелось, чтобы очное противостояние с Францией позволило определить, кто сильнее - мы или они. Надо полагать, у футболистов тоже был этот интерес, и отборочный цикл дал на него исчерпывающий ответ.
Жребий распорядился так, что свой первый матч и французы, и наши сыграли против сборной Исландии в Рейкьявике, на стадионе с труднопроизносимым названием "Лаугардалсвёллур". И обе игры завершились вничью, только у французов она получилась нулевая, а наши сыграли 1:1 - на гол будущей легенды исландского футбола Арнора Гудьонсена ответил Тенгиз Сулаквелидзе.
А затем наступил вечер субботы, 11 октября 1986-го, когда в Париже мы сошлись с французами в очном матче. Эту игру болельщики ожидали с беспокойством - "золотое поколение" сборной Франции было в строю. Из Мексики французы вернулись с бронзовыми медалями, а могли претендовать и на большее. Игру французской команды определял грозный квартет полузащитников - Луис Фернандес, Жан Тигана, Ален Жиресс и трехкратный обладатель "Золотого мяча" Мишель Платини, и все они вышли на поле стадиона "Парк де Пренс" против нашей сборной.
Но и наши играли оптимальным составом - не было очень прилично отыгравшего на ЧМ против тех же французов Николая Ларионова из "Зенита" и получившего тяжелую травму киевлянина Ивана Яремчука. Зато окончательно восстановились и присоединились к сборной тбилисский динамовец Александр Чивадзе, отыгравший весь матч, и спартаковец Вагиз Хидиятуллин, вышедший на замену. Плюс органично вписался в состав сборной ещё один игрок "Спартака" - 24-летний на тот момент форвард Сергей Родионов.
Игра получилась очень красивая, боевая и обоюдоострая - и нашему Ринату Дасаеву, и французу Жоэлю Батсу пришлось вдоволь попрыгать за мячом.
Вот, например, в самом начале игры наш защитник Владимир Бессонов вспомнил, что когда-то он играл в нападении, подхватил мяч в центре поля, за счет скоростного дриблинга прошел троих французов и от души жахнул из-за штрафной - Батс вытащил:
А вот Платини получает мяч на своей половине поля, чуть продвигается вперед и шикарным пасом выводит Жана-Пьера Папена на ударную позицию - Ринат Дасаев вовремя выходит из ворот, сокращает угол обстрела и выручает наших:
А здесь было одновременно смешно и досадно: судья назначил штрафной в нашу пользу. Анатолий Демьяненко коротко откатывает мяч под удар Павлу Яковенко, тот делает такую же короткую скидку на Александра Чивадзе, Чивадзе сильно бьет низом метров с тридцати, мяч попадает в штангу, от неё - в затылок бросившемуся за мячом вратарю Батсу, затем рикошетом - обратно в ту же штангу, и Игорю Беланову не хватило совсем чуть-чуть, чтобы подхватить отлетающий в поле мяч и отправить его в ворота.
И вот такие "качели" продолжались примерно полтора тайма - упорная жесткая борьба по всему полю, острые моменты и у тех, и у других ворот. У нас из-за травмы ещё до перерыва покинул поле Бессонов, которого заменил Хидиятуллин и сыграл удачно.
А где-то после 60-й минуты стало заметно, что весы медленно, но верно склоняются в нашу сторону. Яковенко отправляет в прорыв по правому флангу Родионова, сам бежит в штрафную открываться под обратный пас, получает мяч, пытается пробить с угла вратарской. Но удар нанес не он, а французский защитник Вильям Аяш, и не по мячу, а по ногам Яковенко, однако судья не осмелился дать пенальти в ворота хозяев, хотя подкат Аяша выглядел явным сносом.
Но наши не сдаются, продолжают поддавливать, и на 66-й минуте после затяжной атакующей комбинации Заваров отправляет в штрафную Родионова, тот изящно избавляется от опекуна и возвращает мяч Заварову - не совсем удачно, но невольно помог французский защитник. Можно было бить сразу, но умница Заваров дожидается, пока на него выскочит из ворот Батс, отбрасывает мяч влево Беланову - и тот забивает элегантным "парашютиком". 1:0, мы ведем!
"Трехцветные", разумеется, не сдавались, упорная борьба продолжалась до финального свистка, но постепенно крепло ощущение "ура, мы ломим, гнутся шведы", то есть французы :)
Нарастала уверенность в том, что в этот вечер мы соперника дожмем, и мы дожали-таки! 77-я минута принесла второй гол - наши не дали французам выйти со своей половины поля, отобрав мяч у Тигана чистым подкатом. Заваров выводит Демьяненко в штрафную, тот откатывает мяч чуть назад под левую ногу Рацу - и тот бьет низом. Показалось, что в этом эпизоде вратарю французов Батсу - отличному, но не очень высокому киперу, - элементарно не хватило роста и длины рук. До мяча Батс, чей рост составлял всего 178 см, в броске всё же дотянулся, но защитить ворота не смог.
После матча с французами произошло уникальное - по меркам Советского Союза - событие. Единственная спортивная газета "Советский спорт" в те времена выходила пять раз в неделю - со вторника по субботу включительно, а воскресенье и понедельник были выходными. Однако такое событие, как победа над французами в Париже, не могло пройти бесследно.
Поэтому утром понедельника, 13-го октября, любители спорта обнаружили в своих почтовых ящиках и в киосках "Союзпечати" внеочередной номер "Советского спорта", который был почти полностью посвящен субботнему матчу. Сейчас, в век интернета, это звучит несколько странно и даже диковато, но по тем временам это было немалым свершением.
Впереди, конечно, оставались ещё шесть игр отборочного цикла, но главного успеха мы добились в самом начале - обыграли основного соперника на его поле. И дальше отыграли без единого поражения - в восьми матчах одержали пять побед и трижды сыграли вничью при общей разнице мячей 14-3.
По итогам футбольного 1986-го года "Золотой мяч", который тогда присуждался исключительно игрокам из Европы, был вручен Игорю Беланову. А лидер французов Мишель Платини, получавший эту награду три года подряд - с 1983-го по 1985-й, - через полгода после поражения от сборной СССР объявил об уходе из футбола в неполные 32 года.
На Евро-88 мы дошли до финала и вернулись оттуда с серебряными медалями, "но это уже совсем другая история" ©
"Спасибо, что дослушали куплеты" © :)
Автор будет признателен за лайки, комментарии и вообще любую активность.