Предыдущие публикации этой серии:
ГОРОД БОГОВ У ПОДНОЖИЯ ОЛИМПА. часть первая.
После смерти Александра в 323 г. до н.э., его огромная держава распалась на множество государств. Власть в них захватили его бывшие сподвижники, Македония доставалась то одному, то другому. Династия сменилась, могущество было, в значительной мере утрачено, хотя среди греческих государств, она по-прежнему была сильнейшим.
Но Дион несчастья пока миновали, македонские правители времен эллинизма украшали и укрепляли город, продолжавший быть крупным торговым и религиозным центром. Они следовали примеру своих предшественников, царей династии Аргеадов, сделавших город-святилище Дион символом могущества Македонии.
Кассандр, царь Македонии 309—297 до н. э. укрепил стены города и возвел множество различных общественных зданий, этим он пытался снискать милость покровительствующих Диону богов. В эти времена город Зевса был прославлен своими храмами и мощью крепостных стен. Паломники стекались в роскошные святилища Зевса, Деметры и Исиды,
Но, пришло время, и лимит удачи, отпущенной Диону милостью богов, закончился. Во время войны государств Эллинского союза, куда входила и Македония, против Этолийского союза, так же известной под названием Союзнической войны (220—217 до н. э.) Дион, первый раз был захвачен врагом. В 219 г. до н.э. этолийское войско под командованием полководца Скопаса вторглось в Македонию, захватило и разграбило сам Дион и находящиеся рядом храмы, в том числе и храм Зевса. Войска македонского царя Филиппа V, в это время, воевали в этолийской области Акарнания. Вот такой обмен взаимными «визитами».
Во время Второй Пунической войны(218-201 г. до н.э.) Филип V, после «Союзнической» войны искавший новых союзников, и обеспокоенно следивший за действиями Римской республики, пытается заключить союз с Ганнибалом. Это послужило поводом для переправы римских войск через Адриатическое море и начала Первой Македонской войны. Продолжалась она девять лет (214 до н. э. — 205 до н. э) и закончилась безуспешно для Македонии. Хуже всего было то, что целый ряд греческих государств (Спарта, Мессения, Афины, Пергам) примкнул к Риму.
Во Второй Македонской войне (200—197 г. до н. э.), опять удача на стороне римлян. Македония теряет власть над Грецией и прочими территориями, должна уничтожить флот и сократить армию.
Третья Македонская война (171—168 г. до н. э.). Македония утрачивает независимость, Дион захвачен войсками консула Квинта Марция Филиппа в 169г. до н.э. Солдаты, с удовольствием, грабят богатый город, достается и храмам.
В Македонии началось восстание под предводительством Андриска, который объявил себя Филиппом, сыном царя Персея и сирийской принцессы Лаодики. Начинается Четвёртая Македонская война (150—148 г. до н. э.). В 148 г. до н.э. римляне окончательно разгромили и взяли в плен Андриска, которого провели в цепях по Риму и казнили. В том же году Дион разграблен войсками претора Квинта Цецилия Метелла. Македония, как и вся Греция, становится римской провинцией.
Римляне создают видимость либерального правления и даже подражают греческой культуре, впрочем, это не мешает им грабить побежденных. Дион сохраняет право чеканить собственные деньги и местное управление, но храмовая казна разграблена, многие памятники и скульптуры вывезены в Рим, а часть жителей продана в рабство.
В 43 г до н.э. в Дионе возникает римская колония. В это время в Македонии находился легендарный Марк Юний Брут, тот самый, который: «И ты,… Брут?!» Здесь, после убийства Цезаря, он собирал армию для борьбы с триумвирами (Антонием, Октавианом и Лепидом). Вероятно, часть его сторонников, покинувших Рим, но не захотевших участвовать в гражданской войне, поселилась в Дионе. К ним, вскоре, присоединились те, кто уцелел после поражения сторонников Брута и его самоубийства, в 42 г. до н.э. в битве при Филиппах. Это место тоже находится в Македонии, бежать было сравнительно недалеко.
Следующее пополнение римской части населения Диона происходит в 31 году до н. э. после того как Октавиан Август разгромил флот и пленил армию Марка Антония у мыса Акциум. Хоть Август и не преследовал воинов Антония, сдавшихся в плен, но «особо отличившиеся» бойцы - «антонианцы» предпочли в Рим не возвращаться и отправились в римскую колонию на территории Македонии. Благо мыс Акциум находится на западном побережье Греции, всего 370 километрах от Диона, вполне можно добраться.
Чуть позднее, в годы правления уже ставшего императором Августа, город начал активно заселяться латинянами, здесь строится масса общественных зданий и сооружений по римскому образцу. Город переживает второй период благоденствия, в эти времена в Дионе проживало от 8 до 10 тыс. человек. Римлянами построены роскошные термы (бани), комплекс сооружений рынка, многоэтажные доходные дома, виллы знати, проведены водопровод и канализация. До нас дошли, в основном, остатки именно римских построек.
Могущество римской империи заключалось не только в силе ее легионов и римского права, но и в дорогах, связывающих ее в единое целое. Поэтому в 145 году до н. э, римляне начали строить Эгнатиеву дорогу («Via Egnatia»), которая брала свое начало в адриатическом порту Диррахий (сейчас Дуррес, Албания) и через 1120 километров заканчивалась в греческом городе Византий (ныне Стамбул, Турция), строительство продолжалось 44 года.
На территории Македонии она проходила через Салоники и Амфиполь, которые быстро расцвели и стали важными торговыми центрами. На карте вверху, вы видите зеленые «отростки» идущие от Via Egnatia, это ее вспомогательные отрезки, соединяющие основную магистраль с важнейшими торговыми городами. Один из них проходит через город Пелла и заканчивается в Дионе, сам город Зевса, на карте отсутствует, но понятно, что он был весьма важен для империи. Поэтому сюда протянули дорогу «федерального значения».
Ослабление римской империи и приход христианства, Диону на пользу не пошли, он потерял значение как культовый центр и место проведения «Македонской Олимпиады», это отрицательно сказалось и на торговле. Со второй половины I в. н.э. и до начала IV в. н.э. происходит отток населения, размер города заметно уменьшается.
В IV в. н.э. Дион переживает короткий период последнего расцвета, когда становится официальной резиденцией епископа. В городе начинает строиться церковь, которая должна была стать епископской базиликой, строительство будет продолжено и в V веке, но так и не будет закончено. Еще одна, меньшая по размеру церковь, возводится на месте разрушенной в IV веке землетрясением крестильни (баптистерии). В начале V века, за пределами городских стен, возводится кладбищенская церковь.
Но период благополучия оказался недолгим, кажется, что отвергнутые олимпийские боги мстят городу, который в течение веков был их земной резиденцией, следует цепь землетрясений и наводнений.
«Город разрушен во второй раз остготами в IV веке». Википедия
Подтверждения этому факту я нигде не нашел, даже в источнике, на который ссылается «Вики».
В X веке, во время правления византийского императора Константина Багрянородного, Дион, уже не город, поселение, упоминается в качестве административного округа. В XIV веке турецкое нашествие разрушает и это поселение, землетрясения, болотистая почва и наводнения довершают дело, больше оно не восстанавливается, о Дионе все забывают до второй половины XIX века. Но об этом в следующий раз.
Предыдущие публикации этой серии:
ГОРОД БОГОВ У ПОДНОЖИЯ ОЛИМПА. часть первая.