Здравствуйте!
Сегодня в моём Дзене ещё одна ретро-рецензия по сути, но не по содержанию. Поговорим мы сегодня о Tomb Raider: Definitive Edition – первой части в обновленной трилогии приключений Лары Крофт. Приставку Definitive Edition игра получила в 2014 году, когда вышла на актуальных консолях PlayStation 4 и Xbox One. Тогда же обновил не только текстуры, но и внешность Лары Крофт. Она стала несколько брутальной и, на мой взгляд, что менее женственной. Но для того чтобы понять, почему это произошло, надо обернуться назад и посмотреть сквозь туман истории.
А там низкополигональная Лара из 1999 года, примеряет на себя треугольный бюстгальтер Мадонны из клипа Vogue и делает это насколько эффектно, что этот образ стал узнаваемым на десятилетия. Но не только бюсторальной вектор развития принёс популярность франшизе. В игре был интересный и разнообразный игровой процесс. Героиня и бегала и стреляла и динозавров ловила и, самое главное, исследовала необычные тайны, спрятанные в глубинах мрачных гробниц.
В те далёкие годы я слышал про Tomb Raider, но тогда мне жанр этот был не интересен, да и компьютер не всегда позволял играть в новинки.
Но время идет. И вот уже привычный образ мадмуазель Крофт к началу 2010-х годов заходит в тупик. Общество требует не терминаторов в шортах, а симпатичных девчонок, похожих на тех, что живут в соседних дворах. Они слушают музыку, читают книги, радуются и расстраиваются, любят кофе и относительно романтичны. Но только до пой поры, пока им не надо коня на скаку остановить.
На этом фоне анонс Tomb Raider был ге только перезапуском истории, но и новым взглядом, показывающим становление будущей легенды. И взгляд этот правильный.
Я сильная, я всё смогу
Первый раз с новым образом Лары Крофт я познакомился в марте 2013 года, когда игра вышла на ПК в Steam. Меня сразу же увлекала киношная подача сюжета и акцент на личные переживания. Первые минут пять, мы не играем, а смотрим сюжетный ролик.
Ночь, море и корабль. Юная девушка Лара Крофт, вместе с единомышленниками и друзьями, плывет к берегам Японии, чтобы найти там древний остров Яматай. Легенду острова, не отпускающего никого, кто на него попадает, исследовал ещё её отец, но обстоятельства не позволили ему завершить начатое и Лара очень хочет завершить семейное дело и подтвердить статус известной фамилии.
Отпечаток статичности влияет на её настроение. Пока вся команда шутит, снимается в кулинарном реалити шоу и пытается найти оптимальный курс до места назначения. Очевидно, курс найти не удается и корабль попадает в шторм, терпит бедствие и, красиво разломившись в кадре, идет на дно. Каким-то чудом Ларе и большинству членов команды удалось спастись, но она об этом ещё не знает. Пока ещё главная задача – укрыться от дождя и найти среди обломков хоть что-нибудь. Самое время показывать баннер «Здравствуй, игра!».
Раздобыв спички и нехитрый инструмент, находим место для костра и тут нас ждёт первое открытие – в игре неплохой крафтинг и отличная атмосфера. У костра можно обновить те инструменты и оружие, которое у вас есть, послушать какую-нибудь историю из прошлого Крофт и сохранить игру. Поначалу всё что можно сделать, так это укрепить ледоруб и смастерить простейший лук, но ближе к концу игры, лук будет выпускать по три стрелы, а за спиной появится дробовик.
Но для того чтобы это всё было, нужно не только идти по сюжету, но и исследовать карту. На ней можно найти не только ресурсы, животных (еду и шкуры никто не отменял) , но и коллекционные предметы, карту с ними же, чтобы не бегать бесцельно по карте и, главное, гробницы. И они достойны отдельного абзаца.
Игры гробниц
Найти гробницу – это та ещё задача. А уж разобраться, что в ней нужно сделать, чтобы открыть заветный сундук и добыть из него что-то интересное и необычное – вообще целое приключение. В каждой из гробниц есть головоломка, решение которой занимает минимум полчаса. Все они многоступенчатые, то есть вначале что-то поджигаем, потом сдвигаем, кидаем, взрываем и только потом что-то открываем. Каждая гробница с уникальным дизайном и головоломкой, поэтому единого решения для всех них выработать не удасться. В одной гробнице нужно решать задачи связанные с физикой и тяжестью объектов, в другой – задачи связанные с огнём и водой.
То что Лара достает из них, тоже заслуживает отдельного абзаца. Личные предметы японских и американских военных, исторические фигурки, древние монеты и маски, обрывки дневников – всё эти вещи не только пополняют виртуальную копилку ваших достижений, но и что-то рассказывают о регионе и его истории. Например, можно узнать, как трепетно солдаты Японской Императорской армии относились к обороне и своей чести. Но для этого нужно покрутить военную каску, как и многие другие предметы.
А вот с другими коллекционными предметами ситуация такая же, как в большинстве игр с открытым миром. Нужно находить яйца птиц, сбивать ловушки духов и подсвечивать статуи Будды. Их не много, все же это не Assassin’s Creed и собирать всё подряд нужно только в том случае, если вы хотите пополнить свою коллекцию достижений. А вот мимо ресурсов и шкур убитых животных не проходите. Да и бои с противником не игнорируйте. За них дают опыт, который здесь очень хорошо ценится.
Лара уже умеет
Хоть Tomb Raider: Definitive Edition и не ролевая игра, опыт в ней имеет большое значение. Он позволяет развивать навыки Лары Крофт в трех направлениях. Она может быть отличным стрелком, исследователем всего необычного или же охотником. Первая ветка умений делает из героини первоклассного бойца, позволяя точнее стрелять у обращаться со всеми видами огнестрельного оружия. Вторая ветка, позволяет находить то, что не видно сразу, благодаря развитому «Инстинкту выживания». Это местный аналог зрения Ассасинов и Ведьмачего. Третья ветка позволяет добывать больше шкур с животных и тратить на это меньше стрел.
К радости любителей всё развивать, если исследовать всю карту, можно развить все навыки и я советую не пренебрегать этим. Всё потому, что Лара, при всей своей активности и независимости, девушка хрупкая. Да, под конец игры она сможет ликвидировать наёмников «голыми руками», но без развития своих своих навыков и личности, ей этого не сделать, В первой половине игры она плачет над каждым убитым оленем, переживает, что не достойна носить такую фамилию и вообще «Заберите меня отсюда, я хочу домой!».
Но по мере продвижения интересного сюжета Лара взрослеет. На её поясе появляются новые гаджеты, в голосе – металические нотки, а в глазах уверенность. И ты своими глазами, через кат-сцены и QTE-элементы, видишь как она становится той самой знаменитостью, покорившей сердца многих и многих игроков.
Вместо итогов
Когда я проходил игру, я постоянно думал, что это вариация на тему «женского Uncharted». Тогда меня ещё не было никаких консолей, но про приключения Натана Дрейка я уже знал. И мысль эта оказалась верной. Эти две игры нельзя сравнивать в «лобовом столкновении» – при таком подходе Натан победит. Но у Лары есть другое. Легкий шарм женственности, необычные повороты сюжета и постоянная борьба за место под солнцем. Она не просто хочет разгадать загадку острова. Она доказывает себе, да и нам, что способна на это. И у неё это хорошо получается!