Найти тему
Морская коллекция

Эскадренные миноносцы. "Мисочки с лапшой". «Харусаме»

Оглавление

Нынче выпал ясный день.
Но откуда брызжут капли?
В небе облака клочок.
Басё (1644–1694)

Победа над Китаем и переход в статус "регионального партнера" Великобритании упростили для Японии логистику создания современного флота. 200-миллионная китайская контрибуция и передовой опыт британских верфей позволили свободно маневрировать средствами и избавили от проблемы выбора "школы судостроения".

Десятилетняя послевоенная программа судостроения 1896 года уделяла торпедным кораблям значительное внимание. Количество истребителей с 11 было в итоге увеличено до 23. Сперва японцы заказали британским верфям "Ярроу" и "Торникрофт" 12 "лучших в мире" истребителей миноносцев. Чуть позже было дозаказано еще по два корабля по улучшенному проекту (типа «Акацуки» и типа«Сиракумо» ) с усовершенствованными котлами и 31-узловой скоростью.

Финансовые проблемы тем не менее у японского бюджета никуда не делись. Для сокращения расходов, а также дальнейшего развития отечественного судостроения, было принято решение о размещении заказов на своих арсеналах. Речь шла о четырех кораблях, на которые в 1900 году отменили международный тендер. Еще на три эсминца денег удалось набрать, отменив в 1903 году постройку шести вспомогательных судов.

По результатам сравнительных испытаний усовершенствованных проектов «торникрофтовские» «Сиракумо» и «Асасиво» оказались более удачными, чем «Акацуки» и «Касуми» от «тысячелистника».

В результате проект эсминца для японских верфей разработал Торникрофт на основе своего последнего истребителя. Техзадание предусматривало применение трехбара­банных тонкотрубных котлов “Кампон” (или “Канпон”) японского производства. Это привело к увеличению размеров корпуса и по длине и по ширине, а котельные отделения вновь получили кожух. Из-за перехода на отечественные механизмы при номинальной мощности в 7000 л.с., реальные возможности машин оказались в пределах 6000 л.с., а расчетная скорость предполагалась в 29 узлов. Для увеличения скорости корабль получил новую зауженную форму кормы.

В проекте очевидна попытка совместить достоинства всех "японских" проектов: носовая часть от типа Ikazuchi, построенного Ярроу, кормовая часть -от Murakumo (Торникрофт). По количеству дымовых труб (4) корабль напоминал все японские истребители, кроме двухтрубных собственно торникрофтовских Murakumo, а улучшенный руль был скопирован у конкурента ( Akitsuki).

Увеличение размеров и водоизмещения позволило изначально установить более сильное вооружение- две 76-мм 40-калиберные скорострельные пушки, одна на корме, другая на платформе над боевой рубкой. Во время войны с Россией такое вооружение стало стандартным для всех японских истребителей. По бокам от боевой рубки размещались по 6-фунтовой пушке Гочкиса, еще две стояли вдоль бортов в районе дымовых труб. Кроме того эсминцы сразу получили штатную радиостанцию и второй прожектор. Предыдущие серии перед войной модернизировали до этого стандарта.

Серия получила название-тип Harusame, названия кораблям традиционно присваивались в честь явлений природы и птиц. Из-за созвучия названия головного корабля японские моряки прозвали эти эсминцы "мисочки с лапшой". Заказ на 4 корабля («Харусамэ», «Мурасамэ», «Асагири» и «Хаятори») получил арсенал в Йокосуке, на 3 («Ариакэ», «Фубуки» и «Арарэ»)-арсенал в Куре. Друг от друга они отличались местом установки грот-мачты: в Йокосуке ее устанавливали позади торпедных аппаратов, а в Куре между ними. 7 эсминцев, построенных по этому проекту стали первыми эсминцами японской постройки. Необходимого опыта у японцев еще не было. Несмотря на все старания, на эсминцах японской постройки сделать контрактные 29 узлов не удалось, средний показатель-28,95 узлов при средней мощности 5250 л.с. и водоизмещении 378,5 тонн.

К январю 1904 года в составе Японского Императорского флота числилось 19 эскадренных миноносцев (истребителей).

К сожалению, японские адмиралы, вместе со своими британскими союзниками, лучше угадали тенденции развития эсминцев. Их корабли имели приличную скорость, 26-28 узлов в реальной эксплуатации, два мощных 457 мм торпедных аппарата и очень сильное артиллерийское вооружение- перед войной оно было усилено на эсминцах первой серии и доведено до двух 76 мм/40 и 4 57 мм орудий.

Русские эсминцы обычно имели одну 75 мм и 3-5 47 мм гочкисов, что давало японцам громадное преимущество в боях. 457 мм британские торпеды также были мощнее российских 381 мм.

Кроме того русские корабли сильно проигрывали по боеприпасам, японский снаряд 76 мм был тяжелее русского 75 мм- 5,7 кг против 4,9 кг, а 57 мм японец-2,7 кг против 1,5 кг снаряда русского 47 мм Гочкиса. Да и фугасные японские снаряды оказались гораздо эффективнее стальных и чугунных русских с минимальным количеством ВВ.

Уже во время войны японцы разместили заказ на 32 «истребителя» типа «Асакадзе» на основе этого проекта. Правда вступили в строй они уже после войны. Их вооружение было еще мощнее-шесть трехдюймовок
( четыре из них короткие, 28-калиберные).

Эскадренные миноносцы.Японские современники русских "добровольцев". “Асакадзе”.
Морская коллекция2 февраля 2020

Еще два "родственника" было у «Харусаме» в сиамском флоте, в 1907-1912 годах "Кавасаки" построила по данному проекту два эсминца- "Суа Тхайян Чон" и "Суа Кхамрон Син".

-2
-3
-4
-5
-6
-7

Эскадренные миноносцы типа Harusame (春雨 型 駆 逐 艦, Harusamegata kuchikukan)-7 единиц, «Харусаме», «Хаятори», «Асагири», «Мурасаме», «Ариаке», «Араре» и «Фубуки».

«Араре» IJN"Arare" 霰 («Град»). Военно-морской арсенал Куре, Япония. Заложен 29 октября 1904 года. Спущен на воду 5 апреля 1905 года. Вступил в строй 10 мая 1905 года. Исключен 1 апреля 1924 года и разобран в 1926 году.

«Ариаке» IJN"Ariake"有 明 («Рассвет»). Военно-морской арсенал Куре, Япония. Заложен 30 июня 1904. Спущен на воду 17 декабря 1904. Вступил в строй 15(24) марта 1905. Списан 1 декабря 1924 г., исключен из списка ВМФ 10 апреля 1925 г.; Передан Министерству внутренних дел в качестве полицейского катера 12 ноября 1925 г.

«Фубуки» IJN"Fubuki"吹 雪 («Метель»). Военно-морской арсенал Куре, Япония. Заложен 29 сентября 1904. Спущен на воду 21 января 1905. Вступил в строй 28 февраля 1905 года. Исключен 10 апреля 1925 года и разобран в 1926 году

«Асагири» IJN"Asagiri"朝霧 («Утренний туман»). Военно-морской арсенал Йокосука, Япония. Заложен 15 апреля 1902. Спущен на воду 15 апреля 1903. Вступил в строй 18 сентября 1903. Вспомогательный тральщик с 1 апреля 1922 г., списан 1 апреля 1923 г.; разобран 14 февраля 1926 г.

«Харусаме» IJN"Harusame"春雨 («Весенний дождь»). Военно-морской арсенал Йокосука, Япония. Заложен 1 февраля 1902 года. Спущен на воду 31 Октябрь 1902. Вступил в строй 26 июня 1903. Затонул во время шторма 24 ноября 1911 года, поднят и сдан на слом 1 августа 1926 года. Списан 28 декабря 1911 года.

«Хаятори» IJN"Hayatori"速 鳥 («Стремительная птица»). Военно-морской арсенал Йокосука, Япония. Заложен 15 апреля 1902 года. Спущен на воду 12 марта 1903 года. Вступил в строй 24 августа 1903 года. Погиб 3 сентября 1904 года на минах у Порт-Артура ; списан 15 июня 1905 г.

«Мурасаме» IJN"Murasame"村 雨 («Рассеянные ливни»). Военно-морской арсенал Йокосука, Япония. Заложен 20 марта 1902. Спущен на воду 29 ноября 1902. Вступил в строй 7 июля 1903. Вспомогательный тральщик с 1 апреля 1922 г., списан 1 апреля 1923 г., разобран 14 февраля 1926 г

Водоизмещение: нормальное 375 тонн, полное 435 тонн. Длина 71,4 м (69,2 между перпендикулярами). Ширина 6,57 м. Осадка 1,83 м. Двигатели- 4 котла “Кампон”, 2 вертикальные 4-х цилиндровые паровые машины тройного расширения, 2 винта, 6000 л.с., скорость 29 узлов. Запас угля 40/100 тонн. Дальность 1200 миль на скорости 12 узлов. Экипаж 55-62 человека(3-4 офицера).
Вооружение- два 76-мм (12-фунтовые), четыре 57-мм/40 (6-фунтовая QF Hotchkiss); два 457-мм (2х1)торпедных аппарата.

-8

К началу войны в строю было 4 эсминца постройки арсенала в Йокосуке “Хаятори”, “Харусаме”, “Мурасаме” и “Асагири”. Они входили в 4-й отряд истребителей при 2-й эскадре Объединенного флота. Задачей отряда было участие в блокаде Порт-Артура.

В ходе сражения в Желтом море 10 авгу­ста 1904 года в “Асагири” попало несколько сна­рядов. Погибло 9 человек, сам эсминец потерял ход.

3 сентября 1904 года на минах у Порт-Артура подорвался и затонул с 20 моряками “Хаятори”. Это заграждение в 2 ми­лях от мыса Лунвантань (38°47' с.ш., 121 °30' в.д.) выставил эсминцем “Скорый”.

10 октября к юго-западу от Золотой горы подорвался на мине “Харусаме”, 8 чело­век было ранено.

К Цусимскому сражению в строй вошли три истребителя с арсенала Куре-“Ариаке”, “Араре” и “Фубуки”. Строили их уже в военное время, с многочисленными недоделками и техническими недостатками. Если не было острой военной необходимости, они в основном стояли на ремонте. Более-менее довести их до ума удалось только после войны на родной верфи.

Четыре эсминца этого типа приняли участие в Цусимском бою в составе 1-го отряда ( “Ариаке”, “Араре”, “Фубуки”, “Харусаме”), два- 4-го.

Бой 27-го мая принес “Мурасаме” и “Харусаме” повреждения от русских снарядов, к тому же “Харусаме” еще и столкнулся с эсминцем “Югири” 5-го отряда. Особых достижений эсминцы японской постройки не имели.

Кроме, быть может, одного, крайне позорного случая. На рассвете 15 (28) мая 1905 года эсминец “Ариаке”, сопровождающий бронепалубный крейсер "Читосе" ("Титосэ, Читозе") встретил одинокий русский эсминец "Безупречный". Русский корабль сдаться отказался, принял бой и погиб.

С миноносца не спасся ни один человек. Крейсер "Читосе" и присоединившийся к нему эсминец "Ариаке" покинули поле боя, не приняв меры к спасению выживших.

"Ариаке" принял участие и в оккупации Сахалина, здесь ему повезло меньше. Почти всю операцию из-за выхода из строя машин он провел на буксире, при этом таранил буксировщику корму, организовав огромную пробоину.

Неудачливый “Харусаме” с 45 чле­нами экипажа 24 ноября 1911 года во время шторма в Японском море, после того, как сел на мель в заливе Матоя в префектуре Мие, Япония 34 ° 25'N 137 ° 00'E / 34,417 ° N 137,000 ° E / 34,417; 137,000. В декабре его подняли, но ремонтиро­вать не стали, а 1 апреля 1912 года исключили и передали на разборку.

28 августа 1912 года оставшиеся пять эсминцев были отнесены к эсминцам 3-го класса и выведены из 1-й линии. Во время Первой мировой войны они выполняли в основном второстепенные задачи. “Асагири” (12-й дивизион) и “Мураса­ме” (13-й дивизион) принимали участие в осаде Циндао. "Ариаке" по крайней мере дважды подменял другие корабли в блокадной линии. Здесь на счет "Ариаке" записали только потопление 17 ноября 1914 года (на следующий день после капитуляции крепости и ввода японских войск) парусной шлюпки, на которой пытались бежать несколько германских "военных и гражданских лиц". После того, как немцы не отреагировали на приказание остановиться, эсминец потопил лодку тараном. По версии японцев все находившиеся на шлюпке погибли при столкновении. Но возможно, что просто спасением никто не заморачивался.

В 1922 году “Асагири” и “Мураса­ме” разоружили, а затем использовали как ко­рабли-мишени. Три истребителя с арсенала Куре 1 апреля 1922 года стали вспомогательными тральщиками (тральщикам 2-го класса), но уже через год их разоружили и переоборудовали во вспомогательные суда, а затем списали в 1924 -1926 годах и в 1926 году пустили на слом. Кроме одного.

1 декабря 1924 года "Ариаке" был официально выведен из состава Японского императорского флота. Все вооружение с него было снято. 10 апреля 1925 года эсминец перевели в "брошенные корабли". 12 ноября 1925 года бывший эсминец "Ариаке" был передан Министерству внутренних дел Японии и стал кораблем управления Токийской водной полиции. Корабль получил черную окраску и полицейские надписи на бортах.

Служащие японской водной полиции. Фото 1930 г.
Служащие японской водной полиции. Фото 1930 г.

Терпения полицейских хватило на год- раскочегаривать старую и капризную паровую машину было весьма относительным удовольствием, а содержать довольно большое судно для полицейских было вообще делом непрофильным. Полиция от корабля отказалась и его дальнейшая судьба скорее всего завершилась на разборе. Тем не менее до 2008 года за ним сохранялся мировой рекорд-как самого большого полицейского корабля в мире.

Японский эсминец Мурасаме в Сасебо, 1919 г
Японский эсминец Мурасаме в Сасебо, 1919 г
Ариаке
Ариаке

23 японских истребителя внесли значительный вклад в победу Японии в войне с Россией. Они значительно превосходили своих противников по вооружению и в равных схватках были гарантированными победителями. Они атаковали Порт-Артур и разбитую эскадру Рожественского, занимались минированием и дозорной службой. В боях русским не удалось потопить ни одного, два истребителя погибли на минах у Порт-Артура («Акацуки» и «Хаятори»). Живучесть, благодаря маломощности снарядов русских миноносцев, была на уровне.

Зато главным врагом японских кораблей стали непогода и навигация в мирное время. Целых семь кораблей потеряли японцы по этим причинам.

«Инадзума» погиб в результате столкновения, «Икадзучи» от взрыва котла, «Нидзи», «Синономе», «Харусаме», «Асацую» и «Сиротае» стали жертвами тайфунов или штурманских ошибок. «Касуми» из-за проблем с паровыми котлами в 1913 году превратили в плавучую мишень. И здесь кроется еще один неиспользованный козырь русского флота.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам