Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

Нетуристическая Италия. Земля этрусков: СОВАНА

Оглавление
Провинция Гроссето. Сована
Провинция Гроссето. Сована

Древние города Питильяно, Сована и Сорано составляют триаду, объединённую их общей связью с этрусской цивилизацией и тем, что возведены они из туфа – породы, образованной вулканическим пеплом.

Такие характеристики звучат интригующе. Это всё равно что сказать о ком-то «у него/неё отец из Эфиопии, а мать из Исландии». Воображение рисует один образ за другим, и вы не на шутку заинтригованы: что же это такое может быть?

-2

Мы только что покинули Питильяно, и я была под большим впечатлением от его аскетичной красоты и мистического очарования.

Нетуристическая Италия. Земля этрусков: ПИТИЛЬЯНО
ГалопомПоЕвропам29 января 2020

Но в Питильяно по крайней мере 4000 жителей, и даже при этом вечером город почти безлюден. А в Соване чуть более 120 человек по данным 2011 года! То есть всё население города – это пятиэтажка в несколько подъездов.

Сована. Развалины замка Альдобрандески
Сована. Развалины замка Альдобрандески

Неподалёку от Сованы находится некрополь этрусков. Звучит жутковато. Что ж, надо ехать смотреть на карманный город и на место, где находили последнее пристанище представители давно исчезнувшей цивилизации.

Сована (Sovana) начинается с развалин замка Альдобрандески и автостоянки. Два столь непохожих друг на друга представителя разных эпох окружены зелёными кустарниками, лавочками с сувенирами, а вниз, к городу ведёт небольшой спуск.

Сована. Piazza del Pretorio
Сована. Piazza del Pretorio

Главная площадь Сованы Piazza del Pretorio крохотная, как квартира-студия.

Для студии в порядке вещей, когда в тесном пространстве соседствуют диван, сбоку от которого ютится холодильник, тут же вам в нос стиральная машина смотрит, за правым ухом душ, за левым – входная дверь. Так и здесь: справа палаццо Преторио, слева церковь Санта-Мария-Маджоре, перед глазами пара улиц и… всё. Город закончился.

-5

Если бы это была какая-нибудь трогательная российская деревушка на двадцать дворов, даже основанная в XVIII веке, то старики помнили бы каждую малозначительную деталь: вот у Савелия в 1930 году неурожай случился, а после войны ребятишки в школу за 10 километров ходили, а сорок лет назад Мавра ох, красивая баба была!

Вряд ли они рассказали бы, что деревушкой правил Пётр I, а Григорий Орлов имел здесь свою резиденцию.

-6

С Сованой дело обстоит иначе. Городок имеет богатейшую историю, которой хватило бы на пару европейских столиц.

Этрусский по происхождению, город стал муниципалитетом при римлянах, а с V века – епископатом. Затем Сована была завоёвана лангобардами в VI–VII веке и стала их административным центром. Наконец, уже известный вам по моему рассказу о Питильяно знатный род Альдобрандески сделал Совану центром графства.

-7

Впоследствии, как вы знаете, Анастасия де Монфор из рода Альдобрандески вышла замуж за Романо Орсини, графа Нолы, и принесла ему в приданое графство Сована и город-государство Питильяно, куда и была перенесена столица графства.

Случилось это в XIII веке. А дальше стараниями Козимо I Медичи в XVI Сована вошла в состав Великого герцогства Тосканского.

-8

Палаццо Преторио (Palazzo Pretorio) был возведён в XIII веке. Дворец невелик и ничем особенным не выделяется, разве что гербами, украшающими его фасад. Палаццо Преторио сильно пострадал в период завоевания Сованы Сиеной и был восстановлен в XV веке.

Palazzo Pretorio, XIII век
Palazzo Pretorio, XIII век

Слева от площади, в церкви Санта-Мария-Маджоре (Santa Maria Maggiore) XIII-го века, располагается музей этрусков. Я по музеям не ходок, мне всегда интереснее провести время в прогулках по улицам, поэтому я просто сфотографировала серо-розового кота под настурциями возле входа в музей.

-10

-11

Сованцы зачем-то кота покрасили. Возмутительно!

-12

Сована – город котов и цветов.

-13

И тех, и других тут предостаточно.

-14

На каждом шагу либо кот, либо горшки с яркими цветами.

-15

Коты всех расцветок и модификаций, тут вам и чёрные, и триколор, и серые, и какие хотите. Шныряют под ногами, сидят на окнах, на оградах – в общем, чувствуют себя как дома.

-16

Цветы наполняют город солнечными яркими красками.

-17

Ведь Сована – туфовая, серо-бурая.

-18

Но жители позаботились о том, чтобы цветы украшали садики возле домов, улицы, входы в дома, кафе и магазины.

И здесь серый кот, вон он, почти слился со скамейкой
И здесь серый кот, вон он, почти слился со скамейкой

Каких цветов тут только нет! Настурции, герберы, анютины глазки, петунии, маргаритки. Отрада для глаз.

-20

И, конечно, цветущая нежно-лиловая глициния свешивается из арок и окон.

-21

Тихая улица привела нас к древнейшему собору Святого Петра.

Сованский собор (Duomo di Sovana или Concattedrale di San Pietro) был основан в VIII-IX веках и реконструирован в романском стиле в XIII веке. Это римско-католическая церковь, одна из церквей епархии Питильяно-Сована-Орбетелло.

От лаконичных и строгих линий храма веет глубоким средневековьем

Кафедральный собор Сованы
Кафедральный собор Сованы

У меня даже фото получились размытые и с серой пеленой, как будто некие сущности летают перед стенами собора. На самом деле просто дождь моросил, но кадры от этого стали ещё более атмосферными.

Перед церковью за оградой спрятался сад-лабиринт, но погулять по нему мы, к сожалению, не смогли: на воротах ограды висел замок.

-23

Сована является родиной Гильдебранда Сованского (Ildebrando или Aldobrandeschi, или Dhiltprandus), известного под именем папы Григория VII.

Григорий VII утвердил в католической церкви целибат – обет безбрачия для духовенства, а также стал автором ряда церковных реформ, в частности, избрания пап коллегией кардиналов (конклавом).

-24

Понтифик умер, будучи гонимым, в 1085 году и похоронен в кафедральном соборе Салерно. Под гробницей выгравированы его последние слова: «Я любил правду и ненавидел несправедливость, и оттого умираю в изгнании».

Из Сованы наш путь лежал в «город мёртвых» – к некрополю этрусков, находящемуся поблизости. Представители древней цивилизации населяли северо-запад Апеннинского полуострова (древнюю Этрурию, ныне Тоскану) в I тысячелетии до нашей эры.

Некрополь этрусков близ Сованы
Некрополь этрусков близ Сованы

Эта цивилизация, канувшая в лету, оставила свидетельства развитого инженерного и архитектурного искусства, изумительные ювелирные украшения и предметы роскоши, прекрасные фрески и роспись ваз, традиции погребальной культуры.

Бои гладиаторов и гонки на колесницах, известные как римские обычаи, также имеют этрусское происхождение.

-26

Этруски верили в жизнь после смерти и считали, что именно там начинается всё самое интересное, поэтому места захоронений выглядели помпезно: зачастую гробницы имели вид храмов, украшенных скульптурными терракотовыми изваяниями.

Когда мы вошли на территорию археологического парка, моросил нудный дождик, небо было серым, и на этом фоне склепы, вырубленные в скале, чёрные провалы погребальных пещер, останки колонн и поверженные статуи выглядели ещё более мрачно.

-27

Центральным сооружением некрополя является гробница Гильдебранда (Ildebranda Tomb), относящаяся к III веку до н.э. Похоронен там был, разумеется, не Гильдебранд Сованский, но названа гробница в честь него.

Это монументальное сооружение в виде храма имело шесть фронтальных колонн и по три боковых, но до наших дней сохранилась всего одна. Двенадцать колонн, вероятно, символизировали додекаполис – союз двенадцати этрусских городов.

Гробница Гильдебранда (Ildebranda Tomb), III век до н.э.
Гробница Гильдебранда (Ildebranda Tomb), III век до н.э.

Послушайте, как звучит эхо вечности: Вейя, Кортона, Ареццо, Черветере, Тарквиния, Вульчи, Кьюзи, Орвието, Перуджи, Популония, Ветулония и Розелла. Магия, неправда ли?

На высокий подиум ведут две лестницы, они хорошо видны на фото.

Я пыталась представить, как выглядела эта усыпальница когда-то. Наверное, внутри находился саркофаг с терракотовой фигурой, изображающей усопшего.

-29

Может быть, на стенах гробницы много веков назад были изумительные, яркие этрусские фрески…

Неподалёку от гробницы Гильдебранда расположена могила Крылатых Демонов (Tomba dei Demoni Alati), где в углублении за металлическим ограждением на возвышении видна туфовая скульптура умершего, покоящегося на ложе.

Гробница Крылатых Демонов (Tomba dei Demoni Alati)
Гробница Крылатых Демонов (Tomba dei Demoni Alati)

Справа и слева от неё когда-то стояли две фигуры, из которых сохранилась лишь одна – статуя богини Вант (Ванф), обитавшей в мире мёртвых.

Одним своим взглядом она посылала людям смерть, а затем сопровождала души умерших в загробный мир, открывая его врата.

Гробница Крылатых Демонов (Tomba dei Demoni Alati). Статуя богини Вант
Гробница Крылатых Демонов (Tomba dei Demoni Alati). Статуя богини Вант

В руке Вант держала факел, освещавший путь в преисподнюю, другими атрибутами богини были свиток, ключ и меч. Вант судила ушедших в мир иной по их делам на земле.

Перед статуей неумолимой властительницы Царства Мёртвых припал на передние лапы мощный зверь, по-видимому, лев.

-32

По пути к гробнице Крылатых демонов можно увидеть другие скульптуры, найденные в процессе раскопок. Разобрать, что они изображали когда-то, довольно трудно: мягкая и пористая вулканическая порода разрушилась и осыпалась от времени.

-33

Но одна из скульптур, изображающая крылатое чудовище со змеиным хвостом, довольно хорошо сохранилась.

-34

Метрах в трёхстах от гробницы Гильдебранда находится гробница Пола (Tomba Pola) – ещё одна когда-то помпезная храмовая усыпальница с колоннами.

Гробница Пола (Tomba Pola)
Гробница Пола (Tomba Pola)

Ныне от всего великолепия осталась лишь одна колонна, которую скрепили металлическими обручами – видимо, процесс разрушения продолжается.

-36

Но стенд рядом с усыпальницей демонстрирует, каким величественным было это сооружение когда-то.

-37

Узкая штольня поблизости укреплена металлическими распорками. Неумолимое время разрушает следы древней истории: выветривается и рассыпается туф, оползает почва, превращаются в прах колонны и своды.

-38

Я заглянула в один из склепов, освещённый в глубине фонарём. На полу стояла вода, в полумраке были видны каменные скамьи, на которых покоились когда-то тела усопших, и ниши.

-39

Жутковато. Действительно напоминает портал в преисподнюю.

-40

Археологический парк довольно обширный, и в его окрестностях множество этрусских усыпальниц – обнажившихся ниш или глубоких тёмных ям, уходящих в толщу скалы.

-41

Находясь здесь, сложно оставаться в нейтральном или безмятежном настроении.

Гробница Тайфуна (Tomba del Tifone), IV век до н.э.
Гробница Тайфуна (Tomba del Tifone), IV век до н.э.

Древний город мёртвых как будто смотрит из глубины веков глазами своих склепов, заставляя задуматься о судьбе уникальной цивилизации, ушедшей в небытие.

-43

Ещё по теме:

📌"Нетуристическая Италия. Земля этрусков: СОРАНО"

📌"Италия морская. Остров Эльба. МАРЧАНА и МАРЧАНА МАРИНА: две грации"

Ранее:

📌"Нетуристическая Италия. Земля этрусков: ПИТИЛЬЯНО"

📌"ДВЕРИ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОРОДОВ: вход и выход как вид искусства"

Далее:

🏡"Бавария. РЕГЕНСБУРГ: город на Дунае и его жители"

©ГалопомПоЕвропам

До встречи!