Найти в Дзене
По душам

Расплата за счастье. Как пережить смерть питомца

Оглавление

Собаки и кошки считаются членами семьи, ведь их появление в нашей жизни меняет многое. А их уход оставляет невыносимую боль, сравнимую по силе с горем от утраты близкого человека.

Этот портрет гуашью я написала после смерти Аси. Все говорят, что он живой.
Этот портрет гуашью я написала после смерти Аси. Все говорят, что он живой.

Такая любовь

В буддизме есть мудрый посыл о том, что привязанность к чему-то или кому-то всегда приводит к страданию. Потому что всему приходит конец, это неизбежно. Но люди имеют чувства, отказываться от которых глупо. Ведь в том и смысл нашего общения, наших связей, чтобы любить, отдавать, чувствовать себя живыми и наполненными светом.

Моя Ася
Моя Ася

Когда умирает наш близкий четвероногий друг, наступает опустошение, как будто умирает что-то внутри нас. Это состояние настолько пугающее, что справиться с ним бывает не под силу. Но нужно жить. У нас остается многое, ради чего стоит жить. И это очень хорошо, хоть и может оказаться недостаточно, чтобы выйти из состояния горя без больших потерь.

Вернемся к любви. Часто говорят о том, что привязываться и чрезмерно любить животное бессмысленно. Надо, мол, сохранять душевную дистанцию, правильно воспринимать роль питомца в своей жизни. А я смотрю в эти чистые детские глаза и думаю о том, как мало нам отведено времени быть вместе. И понимаю, что тем более нужно любить, ласкать, дурачиться, обниматься… Нужно успеть дать все, что можешь. И когда придет последний день мой или моей собаки, я буду спокойна за то, что мы не теряли время зря.

Когда мир рухнул, что поможет пережить потерю питомца

В первый же день после смерти моей собаки я вышла на работу. День был активный, много людей, приходилось выдергивать себя из полубессознательного состояния, включать мозги. Огромных усилий мне стоило не расплакаться перед клиентами. Но в общем, работа с утра до вечера очень спасала. А потом, вернувшись домой, я шла гулять. Потому что дома было невыносимо, некуда было себя девать от тишины и пустоты. Гуляла подолгу нашими с Асей привычными маршрутами, в руке мячик или поводок. Как сумасшедшая, ей-богу.

У меня было маниакальное желание обнять любого проходящего мимо лабрадора. Я встретила такую же черную, как моя Аська, попросила разрешения у хозяйки обнять ее собаку, уткнулась в ее шерсть и рыдала, задыхаясь от горя.

Жаль, что тогда я даже не думала о том, чтобы взять собаку на передержку. Да и условий нормальных у нас не было, жили очень тесно. Общение с чужой собакой, которая бы гостила у нас дома, хоть немного компенсировало бы утрату. Хотя бы привычный уклад заботы и прогулок собаки остался в прежнем виде. Я думаю, это один из действительно эффективных способов смягчить удар.

У меня на передержке собаки получают щедрую порцию любви и заботы
У меня на передержке собаки получают щедрую порцию любви и заботы

О втором способе – для кого-то единственном – завести другую собаку, я даже не хотела слышать. Хоть и говорили все опытные собачники, что только так отпустит боль, но мне казалось это чуть ли ни предательством по отношению к Асе, ведь она самая-самая, какой уже не будет. Я боялась, что не смогу полюбить нового щенка, а если полюблю и привяжусь, то снова испытаю удар от его смерти.

Чтобы не выпадать из собачьей темы, я каждый день просматривала кучу видео о воспитании собак. Это началось с того, что я искала видео, где есть черные лабрадоры, чтобы просто смотреть на них. Но в ютубе оказалось так много интересной информации по кинологии, мимо которой просто невозможно было пройти. Я узнала так много нового, что мои представления о воспитании собаки перевернулись. Я поняла, насколько безграмотными мы были хозяевами. И мне стало грустно от мысли, что мы так и не раскрыли потенциал нашей собаки.

Ася умерла в 4 года. В течение последнего года жизни она нас очень удивляла своим интеллектом, тем как она понимает нас с полумысли. Чем дальше, тем поразительнее это происходило. И то, что мы так и не узнали, не прожили с ней то, что будет дальше, очень терзало меня. Если бы мы занимались ей, как следует, это была бы исключительная умница. Такое разочарование в себе разожгло во мне азарт начать все с начала, хоть уже и с другой собакой. Я еще какое-то время даже себе не признавалась в том, что готовлюсь снова взять собаку в семью. Как бы между делом я просматривала объявления о продаже щенков, изучала вопрос о том, как не ошибиться с выбором заводчика. Все это заполняло мое время и насколько могло отвлекало меня от мрачных переживаний.

Первый месяц после смерти Аси казался мне растянутым в несколько раз. Он был таким долгим и тяжелым, что я уже не верила, что состояние это когда-нибудь пройдет. Я искала статьи и темы на форумах по поводу того, как люди справляются со смертью питомцев. Судя по опыту других, легче могло стать только спустя год и даже больше… Мне казалось, что я просто сойду с ума за такое время. Меня настолько поглотило и зациклило на моей утрате, что ничего важнее, о чем можно думать и говорить, не было. Даже моим родным в какой-то момент это надоело. Я осталась совсем одна в своем горе, и поняла, что меня нужно спасать.

И снова любовь…

Так, спустя почти два месяца со смерти Аси у нас появилась Вега. Тоже черный лабрадор, но уже другая личность, другой характер. И мы стали другими, более осознанными и подготовленными хозяевами.

Мы с Вегой в одном из походов
Мы с Вегой в одном из походов

Первое время пришлось друг к другу привыкать. Веге было 5 месяцев. Она отказница. Первые хозяева не смогли правильно оценить свои силы, когда брали щенка. Почти 2 месяца щенячьего детства Вега проводила в клетке, пока их не было дома. Вега поначалу отнеслась к нам с недоверием, пришлось элементарно налаживать контакт, прежде чем обучать ее чему-то. Я все прислушивалась к себе, когда же я почувствую, что это моя собака, когда она станет мне родной, как Аська. Мы работали над нашими отношениями каждый день, и как-то незаметно сблизились. Теперь я чувствую ее абсолютное доверие, а она наслаждается нашей заботой и любовью, на которые мы не скупимся.

Я счастлива, что у меня есть Вега
Я счастлива, что у меня есть Вега

Прошло полтора года с тех пор, как с нами нет Аси. И я понимаю, что если бы мы вновь не завели собаку, то состояние боли от утраты убило бы меня. Я до сих пор лечу последствия для здоровья, которые наступили от того сильнейшего стресса. Сначала пришлось пропить курс Афобазола, потому что нервная система вышла из-под контроля. Теперь, вследствие длительного нервного напряжения, в полном раздрае гормональная система и связанные с ней физиологические изменения. Если бы я не переключилась на Вегу, все это доконало бы меня. Поэтому я нисколько не жалею, что мы приняли решение вновь взять собаку в семью. Хоть и понимаю, что и за это счастье будет выставлен немалый счет…

Смерть Аси поменяла наши взгляды на жизнь. Многое, чему придавалось значение, стало казаться незначительным. Мы ощутили временность всего, что нас окружает, и нас самих. Да, перед таким сильным горем, как смерть, меркнет все. Как ни странно, это подтолкнуло меня к тому, чтобы наполнить свою жизнь общением и делами, которые раньше откладывались на потом. Я четко поняла, что потом может не наступить никогда. Жизнь может закончиться внезапно, так глупо откладывать ее на завтра…

Мы богаты, пока в нас есть любовь
Мы богаты, пока в нас есть любовь

Если у вас случилось несчастье потерять любимого друга, я очень вам сочувствую и призываю не замыкаться в себе. Переживайте свое горе, плачьте, рассказывайте о нем, если нужно выговориться. Находите выход для своих переживаний, работайте, станьте нужным кому-то. Найдите цель научиться чему-то новому, смените привычную обстановку. И не бойтесь впустить в свое сердце новый комочек счастья. В мире так много животных, которым требуется любовь. Для кого-то вы можете стать смыслом и центром всей жизни. Не отказывайтесь от этого!