Найти тему
Ленин в камне

Не узнаю Вас в гриме

В 1923 году художник Михаил Авилов представил широкой общественности свою картину «Появление Ильича в Смольном». Картина имела сложную судьбу. После того, как Лев Троцкий (а именно он изображен на этой картине вместе с вождем мирового пролетариата) попал в опалу, эта картина должна была быть уничтожена, но каким-то чудесным образом все же сохранилась в запасниках Центрального музея Ленина. Сцена, изображенная на картине, отображает реальные события, случившиеся около полуночи в ночь с 24 на 25 октября 1917 года.
Как известно, накануне решающих событий Центральный комитет большевиков находился в Смольном, а Ленин, которому угрожал арест по обвинению в шпионаже, скрывался на конспиративной квартире в Выборгском районе Петрограда. Поскольку 25 октября предполагалось открытие 2-го Всероссийского съезда Советов, а Ленин был назначен докладчиком от партии, ему было необходимо добраться в Смольный.
Разумеется, Ильич воспользовался старым добрым приемом перевоплощения, которым он стал активно пользоваться еще на заре своей революционной деятельности. Сбрил с лица всю растительность, надел парик и огромные синие очки. Щеку перевязал грязным платком, как будто бы его мучила зубная боль. В довершение образа надвинул на глаза картуз и поднял воротник старого потертого пальто.
В таком обличье, с документами на имя рабочего Сестрорецкого оружейного завода Константина Иванова и в сопровождении связного ЦК Эйно Рахья поздно вечером 24 Октября отправился в Смольный. По дороге их остановил вооружённый конный патруль, но проверить документы не успел, так как Рахья затеял с юнкерами шумную свару, а мастеровой, пользуясь случаем, растворился в темноте. Впрочем, За ним никто не погнался: патруль то ли устал, то ли решил не связываться с бродягами. Так, в сопровождении телохранителя, Ленин и прибыл в Смольный.
Дальнейшие события запечатлел на своей картине Михаил Авилов, ориентируясь на опубликованные в 1922 году воспоминания непосредственных участников событий.
Так, как в Смольном ни Ленин, ни Рахья не ориентировались, первый уселся на подоконник, а второй отправился искать знакомцев, приведя в итоге Льва Давидовича, который и стал напарником вождя в картине Авилова.
Как писал исследователь этого вопроса Лев Колодный (опубликовано в газете «Московский комсомолец» от 11.11.2000)
"... Ленин не раз, как теперь говорят, косил под финна. По паспорту финского повара на пароходе уплыл однажды в эмиграцию. В образе финского пастора и по его документам возвратился в Петроград накануне захвата власти. Но на финнах не зацикливался. В разное время представлялся доктором Вебером, Мейером, Рихтером; имел паспорта на имя Чхеидзе, доктора юриспруденции болгарина Иордана К. Иорданова... В болгарский паспорт вписал супругу Марицу, то есть Надежду Константиновну. Подруга передала ей паспорт умиравшего отца коллежского секретаря Николая Егоровича Ленина. Под этой фамилией и вошел в историю Владимир Ильич Ульянов".

-2
-3