Найти в Дзене
Путь продолжается

Варшавские легенды

У колонны.
У колонны.

На Замковой площади Варшавы, в Старом Мясте, стоит колонна. На колонне бронзовая скульптура. В бронзе отлит польский правитель Сигизмунд Третий Ваза. В одной руке у него крест (Ваза был ревностный католик), а в другой руке меч, (понятно, что как и все короли того времени, Сигизмунд очень любил воевать). Этот самый Ваза был человеком образованным и культурным. Он любил литературу, искусство, музыку, и даже, к неудовольствию своих подданных, пробовал играть в футбол. И вот Сигизмунда изваяли в бронзе и водрузили на каменный столб на довольно приличную высоту. Это было сделано по желанию его сына, следующего польского короля Владислава Четвёртого. Надо детей хорошо воспитывать, и память на века вам обеспечена.

В 1711 году Пётр Первый приехал в Варшаву. Когда он увидел эту колонну, то был очарован её великолепием. Само собой, Александрийского столпа тогда ещё не существовало. Пётр посчитал, что эта колонна хорошо бы вписалась в архитектуру северной Пальмиры, то бишь Санкт-Петербурга. И русский царь попросил Сигизмунда Августа, который тогда правил Польшей, подарить ему эту колонну. Сигизмунд Август, саксонец по происхождению, ему чужды польские реликвии, и он без особых сожалений подарил Петру памятник. Пётр был очень доволен. Но оставалась маленькая проблемка, как транспортировать колонну? В то время не нашлось ни таких средств, ни такой техники, чтобы её перевезти. Колонна так и осталась в Варшаве.

И, наша экскурсовод Наташа, гражданка Белоруссии, торжественно объявила:

- Друзья мои, это ваша колонна, это подарок России, и если вы хотите её забрать, то можете это сделать.

Индийские туристы. Вдалеке, за велосипедистом, остатки старой колонны.
Индийские туристы. Вдалеке, за велосипедистом, остатки старой колонны.

Кстати, колонна, которая ныне стоит на Замковой площади, это не совсем та колонна, которую видел Пётр. Настоящую колонну разбили фашисты во время второй мировой войны. Обломки старой колонны лежат рядом, чуть в стороне, около королевского замка. А вот скульптура на колонне настоящая. При взрыве памятник упал с двадцатиметровой высоты. Он был так хорошо отлит из бронзы, что повредилась одна ладонь. Памятник варшавяне сохранили. В 1949-м году построили новый столб и водрузили на него скульптуру.

Так что, если кто и захочет получить колонну, то, очевидно, может рассчитывать лишь на обломки, покоящиеся у замкового дворца. Да и дарил Август этот столб лично Петру. А поскольку Петра по естественным причинам давно нет, то и взятки гладки. Да и негоже пришлым курфюрстам раздаривать, как ни крути, а всё же народное достояние. И как у меня язык повернулся такое ляпнуть, в период глобального обожествления частной собственности? Как бы то ни было, а колонна стоит себе в Варшаве на своём месте, радует варшавян, и нас, приезжих туристов.

У королевского дворца.
У королевского дворца.

Когда-то на месте королевского замка стояло деревянное здание. Затем его сделали каменным. И когда Сигизмунд Третий Ваза перенёс столицу из Кракова в Варшаву, то это здание стало королевским дворцом. Пригласили итальянских мастеров, которые отстроили южную часть здания в стиле раннего барокко. Что характерно для раннего барокко? Скромный экстерьер, зато пышное убранство помещений внутри. Менялись правители, менялись вкусы, и уже северное крыло замка построено в стиле позднего барокко.

Дворец получился пятиугольной формы с тремя воротами. Одни ворота, Шляхетские, выходят на Замковую площадь. Высота дворцовой башни 96 метров.

Сейчас во дворце располагается музей. Там богатая коллекция живописи. Часто тут устраивают выставки и костюмированные представления.

Ну и, естественно, какой же замок без привидения? Здесь по преданиям обитает привидение Белой Дамы. Оно являлось королю Сигизмунду Августу в самые неприятные периоды его жизни, а также явилось и перед смертью. Поэтому возле замка, и в самом замке, надо вести себя поаккуратней. Мы хоть люди и простые, не Сигизмунды какие-нибудь, а всё же бережёного бог бережёт.

У королевского замка.
У королевского замка.

Да и, наверное, бедное приведение было взорвано фашистскими варварами вместе со старыми стенами замка. А в новом восстановленном дворце если и поселилось какое-то привидение какой-то дамы, то не только белой, но и вполне дружелюбной. Потому что в последние времена никто не жаловался. А может быть всё дело в Сигизмунде? Может быть Сигизмунду, да и остальным королям, стоило бы задуматься о своём поведении? Глядишь, не мучили бы их привидения, или, ещё хуже, мальчики кровавые в глазах. Однако, увы, человеку, который всерьёз боится привидений, не стать королём.

Собор Святого Яна во время войны был полностью разрушен. После войны его восстановили в том виде, в каком он был построен в 14-м веке. Разрушали его танки «Голиафы». Точнее, это были не совсем танки, а передвижные «лёгкие носители зарядов», как указано в некоторых немецких документах. А в русской и польской литературе одно из названий этой машины – танк «Голиаф». Короче, это 75 килограммов взрывчатого вещества на гусеницах. Мотоциклетный мотор и дистанционное управление (дистанционное в то время, значит при помощи кабеля). Эти машины должны были применяться для разрушения вражеских укреплений, ДОТов, ДЗОТов, а также против танков. В Варшаве «Голиафы» въезжали в святыни и изнутри разрушали их. Сколько ненависти надо иметь ко всему на свете кроме себя, чтобы взрослому человеку такими вещами изощрённо заниматься?

Сразу приходят на ум разрушения храмов в революционные годы в России. У нас было другое, была война с религией. Группа людей не верила в бога, в чём нет ничего предосудительного в нормальном светском обществе. Но они насильно хотели запретить верить всем остальным людям, на тот момент глубоко верующим. И стереть память народную. Позорно, как ни крути.

А здесь, в Польше, вроде бы христиане варварски танками разрушают христианские же храмы. Хотя о фашистах чего говорить? На их совести миллионы человеческих жизней на фабриках смерти. Что им задумываться о каких-то исторических реликвиях? Они собирались строить тысячелетний рейх. А если не получилось, то гори всё синим пламенем. И это взрослые трезвые люди?!

Гусеница "Голиафа" в стене храма.
Гусеница "Голиафа" в стене храма.

Так вот, в стену собора Святого Яна впечатан кусок гусеницы мини-танка «Голиаф», который разрушал этот храм. А в этом соборе в 1791 году была подписана конституция. Это была первая конституция в Европе и вторая в мире, после конституции США. В этом соборе захоронены многие епископы и архиепископы, последний польский король Август Понятовский, писатель Генрик Сенкевич, который за роман о раннем христианстве «Камо грядеши?» в 1905 году был удостоен нобелевской премии.

И ещё в храме есть знаменитое распятие. Было время, когда в Германии насаждалось протестантство и католические реликвии уничтожались. Только что вспоминали об уничтожении атеистами церквей в России, и об уничтожении мини-танками храма, о котором, собственно, и идёт речь. Ничто не вечно, а уж детское желание что-нибудь сломать и подавно! Тем более, если не сам это что-то сделал. Когда уже человечество вырастет из коротких штанишек? И вырастет ли вообще? Так вот, во времена уничтожения католицизма в Нюрнберг приехали польские шляхтичи. Они увидели разбитое распятие, выброшенное на улицу. Они собрали это распятие, сложили его, привезли в Варшаву, установили его в соборе Святого Яна. И, по преданиям, начались чудеса. На голове у спасителя начали отрастать волосы. И каждый год волосы отрастают ровно на сантиметр. Девушка-девственница золотыми ножницами подрезает эти отросшие волосы. Конечно, установить истину, отрастают эти волосы или нет, трудно. Как можно установить факт, если учёных к этому распятию не допускают? Так же, как и ко многим чудесам, вплоть до возникновения священного огня в Иерусалиме. Но все верующие люди верят, что волосы отрастают. На то и верующие, чтобы верить.

Распятие в храме Святого Яна.
Распятие в храме Святого Яна.

Это распятие находится слева от алтаря, за решёткой. Вокруг него и возле него развешаны и лежат какие-то вещицы, в основном драгоценности, кольца, ожерелья. Это подарки прихожан за то, что сбылось, о чём они просили бога возле этого распятия.

В случае с распятием – сила веры. У кого не сбывается, тот естественно, не приносит ничего. Но у кого-то по статистике обязательно должно всё получиться, даже самые смелые мечты. И вера очень помогает. Кстати, мы будем в поездке встречать множество таких скульптур и в церквях, и у церквей. Мол, дотроньтесь до ноги или руки такого-то изображения, и будет вам счастье. Более того, мы будем встречать такие скульптуры и нецерковной тематики. Например, в Берлине у знаменитого фонтана надо дотронуться до пятки одной из полуобнажённых, да почти обнажённых, бронзовых фигур, и будет вам удача в путешествиях. И у того же фонтана, если взять за рога козла, тоже бронзового, которого пасёт другая бронзовая нимфа, то с деньгами у вас обязательно всё будет хорошо, а если и было плохо, то наладится. И в Люксембурге, у памятника местной знаменитой принцессе Шарлотте, всегда есть желающие потрогать её бронзовую ладонь. Местное население очень уважало деловую смётку своей правительницы. Считалось, что, образно выражаясь, к чему бы она ни прикоснулась, всё превращается в золото. Вот до этой-то ладони и дотрагиваются досужие туристы, желая, очевидно, чтобы и к ним перешла такая способность. Обо всём этом я обязательно упомяну, когда буду рассказывать о других городах.

Кстати, в Москве в метро на станции Площадь Революции много скульптурных композиций из бронзы. Одна из них изображает зоркого пограничника с собакой. Говорят, (когда хотят сказать, что есть легенда, то чаще говорят «говорят»), что если у бронзовой собаки потереть нос, то в этот день будет вам удача. И у собаки этой постоянно нос натёрт до блеска. Такое шутливое поверье. Кстати, я в последнее время придумал для себя мини-обряд: если бываю на Площади Революции, поглаживаю бронзовую книгу, которая развёрнута на коленке у одной из скульптур.

А сейчас вернёмся к распятию в соборе Святого Яна. Ведь если бог действительно существует, то это распятие работает как антенна передатчика ваших мыслей, просьб, чаяний, проще сказать, как мобильный телефон, с помощью которого вы дозваниваетесь до бога. И если дозвонились, то этот телефон становится счастливым талисманом.

Так что, если зайдёте в собор Святого Яна, можете подойти к этому распятию и мысленно попросить бога о чём-то. Только просьба обязательно должна быть нематериального плана. И, говорят, что желание обязательно сбудется. У меня есть одно заветное желание, но, подумав, я решил, что если оно сбудется, то материальная сторона всё равно будет присутствовать, хотя и не является основой желания. Посему я решил не беспокоить распятие мыслями, даже немного связанными с меркантильностью. Пусть положит все свои силы на помощь в осуществлении нематериальных желаний, это достойное занятие.

Возле собора стоит колокол. Этот колокол висел на колокольне собора Святого Яна, но, когда гитлеровцы снимали колокола, этот упал и раскололся. Горожане его собрали, склеили и поставили около собора. И считается, что колокол тоже выполняет желания. Точнее – желание, если вам понравилось в Варшаве, и вы хотите ещё когда-нибудь сюда вернуться. Нужно взяться за верхушку колокола, обойти вокруг него и, когда-нибудь обязательно вернётесь в Варшаву.

Заметили схожесть ситуаций? Распятие разбито, но его склеили, сохранили; и колокол разбит, но и его склеили, сохранили. Именно тому, во что порядочные люди вложили свою добрую волю, верят многие миллионы людей, и ждут чуда именно от доброй воли и созидания.

И, типа, резюме. Распятья разбивают, храмы разрушают. У католиков - распятья, у нас – иконы. Иконы воруют и продают, чтобы они в частных коллекциях играли роль дорогих русских матрёшек. И всё же, эти неодушевлённые вроде бы предметы и здания имеют неоспоримое право на жизнь (никакого каламбура я тут не придумывал), потому что они помогали, помогают, и будут помогать людям: разобраться в себе, иметь именно нематериальные желания, и, может быть, достучаться до небес.

Впечатления о поездке по Европе в 2011-м году.

Варшава
2380 интересуются