Давайте будем честны, в искусстве мы отстали от остального мира. И не будем пытаться придумывать оправдания в стиле “особого пути” и прочих некрасивых приёмов патриотической полемики. В этой небольшой колонке я постараюсь вам рассказать одну из версий, почему так произошло.
А всё началось очень давно и отголоски этого можно увидеть даже сейчас. Давайте простой тест на знание современного арт-рынка? Скажите, знаете ли вы хотя бы одного ныне живущего художника с просторов бывшего СССР, который входил хотя бы в один из топов самых дорогих художников современности? Если вы немного следите за темой, то уже знаете - ответ отрицательный.
Казалось бы, искусство сейчас переживает очередное возрождение - столько талантов подрастает, выставки впервые за последние двадцать лет собирают живые очереди, а некоторые выходцы с постсоветского пространства известны за рубежом - Даши Намдаков давно перебрался из иркутской области в Лондон, Покрас Лампас захватывает Европу. И таких примеров достаточно.
Однако несмотря на все потуги захвата международного рынка, постсоветское искусство всё ещё находится на задворках если судить по стоимости работ наших соотечественников. Так исторически сложилось, потому что искусство наше ушло от общих трендов практически сто лет назад и там затерялось. А всё началось ещё в 20х годах прошлого века.
Когда революционному правительству уже не требовалось новое, прорывное искусство и упор пошёл на развитие национального величия, равно как и развитие национального искусства в дело пошла тяжёлая артиллерия - десант из школы умеренных реалистов, которые были сосланы в союзные республики для развития местных художественных сообществ. В Казахстан отправили Хлудова, в Грузию Евгения Лансере, в Узбекистан Чуйкова. Каждой республике досталось по своему мастеру станковой живописи, которые начали развивать искусство на новых территориях.
Что удивительно, но во многих республиках до этого момента развивалось только декоративное творчество, а живописи практически не существовало и приходилось воссоздавать весь многовековой опыт с нуля. Нет, нельзя сказать, что искусства не существовало – плакатная иллюстрация, роспись, монументальное искусство востока было на достаточно высоком уровне. Замысел был именно в развитии станкового искусства. Благодаря этому мир узнал таких художников как Абылхан Кастеев, Александр Волков и многих других.
Однако как бы ни была прекрасна идея распространить европейскую художественную традицию на восточные республики, и каких бы интересных результатов не добились ученики выходцев московской и питерской живописных школ, время шло и этот взгляд направленный вглубь во многом изменил вектор как восприятия внешним миром творчества наших художников, так и возможность получения нового опыта от современников из-за рубежа, где во всю развивались такие течения как сюрреализм, экспрессионизм и абстракционизм, которые практически не нашли отражения в искусстве советского периода за исключением кубофутуризма и конструктивизма, центрами которых была лишь Москва.
Возможно, именно из-за этих событий запустилась цепочка, которая привела нас именно к тому, что мы имеем сейчас - полное непонимание современного искусства и отсутствие доминирования наших творцов на мировой арене. А как думаете вы?