Найти тему
Судострой

Как продвигается строительство траулеров в Выборге

Строительство траулера на Выборгском заводе
Строительство траулера на Выборгском заводе

6 февраля на Выборгском судостроительном #заводе (ВСЗ) в Ленинградской области прошла церемония спуска на воду морозильного #траулера "Белое море". Это третье судно проекта КМТ01 в серии из четырёх единиц, строящихся на верфи для Северо-Западного рыбопромышленного консорциума (СЗРК). Всего же в портфеле заказов завода на сегодня восемь траулеров.

Спуск на воду траулера "Белое море"
Спуск на воду траулера "Белое море"

Строительство всех восьми траулеров ведётся в рамках государственной программы инвестиционных квот или, как её иногда называют, "квоты под киль". Плюс заключается в том, что, построив судно на отечественной верфи, заказчик бесплатно получает квоту на вылов биоресурсов. Минус – в том, что если судно не будет сдано в закреплённый в контракте срок, формально заказчику квоту предоставить не могут. При согласовании нового срока сдачи есть риск получить отказ. А отсутствие квоты лишает смысла постройку судна в России, поскольку за границей можно получить такое же дешевле и быстрее.

Так что в случае #инвестквот заказчик и исполнитель оказываются в очень сильной зависимости друг от друга. В данном случае – СЗРК и ВСЗ. На текущий момент по заказу "Архангельского тралового флота" (входит в СЗРК) на ВСЗ строятся четыре траулера проекта КМТ01, из которых три спущены на воду – "Баренцево море", "Норвежское море", а теперь и "Белое море".

Проект КМТ01 разработан "Морским Инженерным Бюро" на основе концепт-проекта ST-118L-ATF норвежской компании Skipsteknisk. Длина судна составляет 86 м, ширина – 17 м, дедвейт – 2840 тонн. Судно оснащено современным траловым комплексом и рыбофабрикой для выпуска филе, потрошеной рыбы, консервов, рыбьего жира и муки. Фабрика позволяет перерабатывать до 160 тонн сырца в сутки.

Особенность ситуации в том, что, согласно первым соглашениям, заключённым ещё в 2016 году, передать заказчику четыре траулера планировалось в 2018-2019 годах. На дворе 2020-й, а головное судно ещё не вышло на испытания.

Траулер "Норвежское море"
Траулер "Норвежское море"

Почему такое отставание от сроков? Во-первых, сложность проекта. Известно, что из-за высокой степени насыщения промысловые суда идут на втором месте по сложности после военных кораблей. По данным завода, "Баренцево море" является первым полнокомплектным крупнотоннажным промысловым судном, строящимся на отечественной #верфи. Представители заказчика отмечают, что из-за отсутствия полной документации проектирование и строительство идут почти параллельно, а это оказалось крайне непростой задачей.

Во-вторых, определённую роль играет финансовое состояние верфи. Ещё во время строительства серии ледоколов проекта 21900М в 2012-2015 годах Выборгский завод столкнулся с финансовыми трудностями из-за роста стоимости импортного оборудования вследствие скачка валютного курса. Похоже, трудности эти оказывают негативное влияние по сей день.

Тем не менее, завод продолжает работу, траулеры строятся. Сдать все четыре заказа для СЗРК теперь планируется до 2022 года. Самый сложный заказ – головной траулер "Баренцево море" корабелы теперь рассчитывают сдать в июле 2020 года.

Траулер проекта КМТ02 "Норд Пилигрим"
Траулер проекта КМТ02 "Норд Пилигрим"

Помимо четырёх траулеров КМТ01, выборжанам заказаны четыре траулера проекта КМТ02. Головное #судно проекта КМТ02 "Норд Пилигрим" было спущено на воду в сентябре 2019 года.

Также, по данным СМИ, вскоре ВСЗ может получить контракт на строительство патрульного корабля ледового класса проекта 23550. Ожидаются и другие заказы по части ледокольного флота. Так что загрузка заводу будет обеспечена, главное – чтобы он с ней справлялся.