К концу очередного летнего сезона нам удалось довольно подробно исследовать описываемое место, а именно ту территорию, на которой до 1961 года располагалось небольшое село. Дата основания его приходится скорее всего на конец XVII века, о чём говорит возраст находок, обнаруженных в процессе поисков. Самый простой способ определить возраст населённого пункта – это найти на его месте определённое количество монет, выбрать самую раннюю и самую позднюю и по году их выпусков определить возраст поселения. Чем больше будет найдено монет, тем точнее можно определить возраст.
В данном случае о возрасте описываемого села говорить можно достаточно точно, потому что за время нашего исследования на этом месте было найдено около 1000 монет разных периодов, основная часть которых – как раз была советского времени, а самая ранняя была медная Петровская копейка начала XVIII века.
Огромное количество советских монет связано с тем, что со временем поселение разрасталось и к началу XX века число дворов могло вырасти втрое или вчетверо по сравнению с их количеством в более ранние времена. Монет становилось всё больше, ценность их падала, и если на 5 копеек при Екатерине II можно было одному человеку прожить целую неделю, то в советское время 5 копеек была просто разменная монета, покупательская способность которой была довольно низкая. Их не сильно ценили – отсюда и часто теряли. Екатерининские же пятаки частенько попадаются в кладах так как выпущено их было огромное количество, ну и купить на каждый них в то время можно было целых пуд (16 кг) зерна.
Кроме возраста, монеты и их количество могут нам рассказать о благосостоянии жителей, в некоторых случаях даже о принадлежности к какому-либо социальному классу. Как показывает практика, основное количество монет, которые мы можем обнаружить на месте, где стоял дом, как правило является потерянными в процессе жизни мелкими разменными монетами. Если говорить о царских временах – это в основном медные монеты номиналом от полушки до 5 копеек. Крупные же серебряные и золотые монеты были либо закладными, либо использовались для хранения капитала и найти их можно в основном в кладах – что само по себе большая редкость.
Помимо монет, как я уже писал выше, на месте бывшего жилища часто попадается огромное количество других предметов быта и артефактов, по которым мы узнаём очень многое о жизни людей когда – то населявших исследуемое место. По некоторым видам пуговиц и другой атрибутике можно определить каким родом деятельности занимались жители, являлись ли государственными служащими или военными. По наличию игрушек можно определить, жили ли в доме дети. Наличие на местах старых домов осколков посуды, бутылок и пузырьков так же говорит нам о благосостоянии жителей, а иногда даже о кулинарных предпочтениях. До конца XIX века не все могли позволить себе обедать из стеклянной посуды, а лекарства и парфюм в дорогих в то время стеклянных флаконах – могли покупать только в семьях с хорошим достатком.
Немного непонятен факт наличия среди находок монет иностранных государств. Так на исследуемом месте не раз попадались иностранные монеты. Одну помню точно – алюминиевые 50 немецких рейхфенингов 1935 года. Что интересно, на другой небольшой деревеньке, исследуемой мной немного позднее, тоже попались 50 рейхфенингов Кайзеровской Германии, но уже 1876 года, в то время эта монета выпускалась в серебре.
Также попадались мелкие монеты Венгрии и Австро-Венгрии, при том датированные концом XIX века, а значит в Первую Мировую попасть в Российскую Империю они никак не могли…
Подводя итоги наших исследований небольшого села, насчитывающего в середине XX века не более 30 домов, можно привести следующие данные относительно находок: основные артефакты – это монеты, относительно количества, найденного нами – примерно 1000 шт, в том числе 5 иностранных. Это не считая того, что выбили до нас за 20 лет, с тех пор как в России начали активно продавать металлоискатели. Кроме того слышал историю, что якобы до нас лет за 5, ребята наняли трактор и вспахали поле, на котором располагалась данная деревня. По их рассказам после распашки, они вынули ещё около 2000 монет. Но этого я сам не видел, поэтому тут уже хочешь верь, не хочешь – не верь. Что касается всего остального, крестиков, складней, пуговиц, и других металлических предметов старины, их нам попалось тоже немало. Я думаю, около 40 крестиков, штук 50 различных пуговиц, порядка 10 значков и медалей, 2 складня. Конечно цифры интересные, кто бы мог подумать, что столько всего может лежать в земле на месте расположения небольшого населённого пункта, просуществовавшего около 300 лет. Что касается неметаллических предметов – так это около 50 пузырьков, одна курительная трубка, 2 игрушки – свистульки, 2 советские чернильницы.
Вот наверное и всё, что я хотел рассказать об этой деревне, изучению которой мы с товарищами посвятили почти целое лето, которая была первая в моей практике, изученная наиболее тщательно и глубоко.
Кроме этого места, за прошедший сезон, я совершил ещё несколько выездов на разные урочища, о самых интересных из них постараюсь написать. Проанализировав характер расположения описываемых мест и находки, стоит отметить, что каждая деревня имеет свою специфику, и характер находок везде разный. Более детальный анализ удастся провести, после подробного изучения нескольких урочищ, ознакомления с историей их существования и исчезновения. Если удастся найти подходящие для изучения, а значит не полностью раскопанные, места расположения бывших господских домов, трактиров и других объектов, пользующихся особым интересом среди поисковиков и кладоискателей, то я обязательно напишу об этом, так как анализ разных по своему предназначению объектов даст наиболее полную картину жизни предыдущих поколений.