Записки, ещё раз доказывающие, что ничто не ново
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
На днях некоторая часть публики, полагающая, что оставляет след в мировой культуре, провозгласила самодеятельного карикатуриста Васю Ложкина «гениальнейшим русским художником». Причем, не в шутку, а на полном серьезе. Что еще раз указывает - ничто не ново под Луной. Дурновкусие и порочные нравы (увы-увы) весьма живучие явления. И притом, что чувствуют они себя в российской действительности не просто хорошо, а прекрасно.
Это доказывают найденные записки одного петербургского журналиста, что в 1862 году освещал торжества («Тысячелетие России») для журнала «Модный магазин». Часть его творений оказалась весьма далека от модной тематики, но кажется нам в высшей мере поучительной, так как говорит о нравах, кои много лучше любых модных новинок характеризуют состояние общества. Приводим некоторую часть записок с самыми незначительными сокращениями.
В этих цифрах очень наглядно и притом характеристически верно выказываются удобства нашей и частной и общественной жизни. Кто думает, как бы содрать с нас побольше — мы тому тотчас же и отдаем в полное распоряжение свой кошелек: «На, мол, батюшка, сделай божескую милость, сдери и с меня за одно уж с другими!» А найдется добрый человек, который в простоте души своей захочет внести в нашу жизнь хотя маленькое и дешевое удобство — мы сейчас, как говорится, на дыбки : «Как это можно, пойдем ли мы туда, где за вход берут копейки! Мы срамить себя не чувствуем еще желания !» Помнится, года два тому назад какой-то иностранный художник выставил свою, довольно невзрачную копию с одной известной картины, назначив за право полюбоваться ею 5 р.с. (то есть рублей серебром) Кареты и коляски громоздились около его подъезда. В настоящее же время постоянная выставка художественных произведений, где ежемесячно меняются картины лучших мастеров, как старых, так и новых, мастеров, получивших мировую известность — эта выставка постоянно пуста. А почему? — Да цена назначена больно дешевая: всего-то на всего пятиалтынный!...
Мы еще не привыкли ни к настоящим удобствам, ни к настоящей общественной жизни. Мы или как будто все еще чего-то конфузимся или же действуем без всякого сдерживающего российскую широту чувства солидности. Так, например, недели две тому назад мы были чрезвычайно и притом приятно изумлены одною новостью на Невском проспекте. Новость эта заключается в легких креслах, изящного фасона, которые во множестве расставлены рядами в нескольких местах улицы. Вы гуляете, вас утомила ходьба, — можете заплатить самую ничтожную сумму (3 коп.) — и отдыхайте себе сколько угодно на кресле, читайте газету, любуйтесь на наряды дам и самодовольный осанки джентльменов.
Если угодно — из ближнего ресторана можете спросить себе чаю, кофе, шоколаду — и переноситесь воображением прямо на любой из парижских бульваров, где вы найдете такие же кресла, и такой же шоколад на столиках. Впрочем, в Париже вы найдете и публику, которая не гнушается сиденьем на уличных креслах, созданных собственно для её удобства. В Петербурге же на креслах публики нет. Мы несколько раз, и притом в разное время, проходили но Невскому проспекту, — и хоть бы один человек присел на кресло!.. Нам стыдно откровенно сознаться в том что мы устали и тем более показать свою усталость перед мимоидущими, нам стыдно начать,все равно как стыдно приехать первым на бал и т. п. Вот несколько фраз, невольно подслушанных нами у проходящих.
Элегантно одетая пара: «Мой друг, я устала, не сесть ли?» «Фи, mon ange, что это тебе пришло в голову? кто же из порядочных людей садится на улице!» Чиновник с чиновницею: «А что, матушка, не присесть ли ?» «Что ты, мой батюшка, посмешищем у людей хочешь быть что ли ? как- же мы первые сядем? Подождем, посмотрим, будут ли садиться другие» Купец с купчихой: «Ни за што не сяду! Что это, нёшто у меня дома не на чём сесть? — один на семи диванах сижу !» Сыны Марса: «Это что еще. за глупость выдумали?.. А впрочем, не сесть ли ?» «Нет, теперь совестно; неловко как-то, а лучше подождем вечера, по крайней мере саблями дамам шлейфы будем рвать!..»
Таким то вот образом наша европейски цивилизованная публика принимает все европейские нововведения. А мы ещё сердимся, когда нас родственниками китайцев величают!..