В случае с художником Коровиным слово «импрессионизм» следует понимать дословно, потому что весь окружающий мир состоял для Константина Алексеевича из ярких, чувственных световых пятен.
Художник обладал даром располагать эти пятна на холсте так, что они прежде анализа сюжетной линии вызывали у зрителей волнующие эмоции, которыми Коровин умело дирижировал с помощью своей волшебной кисти.
Пока российская публика осторожно приглядывалась к творчеству Ренуара, Сислея и Моне, Савва Мамонтов с лукавой улыбкой уже демонстрировал Илье Репину «Портрет хористки» – этюд Коровина, ставший, по общему признанию, началом эпохи новой живописи в России.
Будучи по складу характера и по своей сути мастером импрессионистского толка, Константин Коровин не мог не оказаться в Париже – цитадели современного искусства. Признание и забвение стали двумя сторонами бурного романа русского живописца с французской столицей. На Всемирной выставке 1900 года золотые и серебряные медали сыпались на него, как из рога изобилия; талант архитектора и декоратора был признан безоговорочно. Именно впечатления от поездок во Францию в конце 1880-х – 90-х годах легли в основу серии красочных этюдов о Париже.
Из мозаики размашистых, намеренно небрежных мазков складываются очертания домов, лохматые гривы деревьев, силуэты спешащих машин и фигуры прогуливающихся парижан. Вся эта суета большого города пульсирует тысячами сияющих огней: их источают фонари, отбрасывают фары автомобилей и отражает мокрый асфальт под ногами. Столичные пейзажи фееричны или нет, скорее театральны, словно декорации к грандиозной постановке, – ведь именно таким увидел К. Коровин этот фантастический город.
Мастерство художника-декоратора пригодилось в парижских зарисовках как нельзя кстати: пёстрая улица, как будто светящаяся изнутри, превратилась в отличный эмоциональный фон для массовки, подобно колонии муравьёв заполонившей всю нижнюю часть холста. Лёгкой размытостью красок создаётся атмосфера беззаботного и бесконечного праздника, который только ждёт аплодисментов зрителей, чтобы продолжиться вновь.
Если в молодости поездки за границу совершались Коровиным для вдохновения и профессионального роста, то последнее путешествие, состоявшееся по настоянию А.Луначарского в 1922 году, можно без преувеличения назвать изгнанием со всеми вытекающими последствиями.
Личные драмы, невостребованность в мире искусства и неустроенность в быту, безденежье, болезни заставили иными глазами посмотреть на город влюблённых. На полотнах, написанных в последний парижский период, карнавальная дымка рассеялась, и предметы, лишённые блеска софитов, приняли свои истинные очертания.
Впрочем, влюблённый в театр художник не отказался от декоративности; его городские пейзажи всё так же воспринимаются как великолепные задники для очередной пьесы. По воспоминаниям современников Константин Коровин был жизнерадостным, энергичным человеком, неутомимым искателем красоты в каждом мгновении жизни. Он и умер-то как-то по-особому художественно, прямо посреди сверкающей огнями парижской улицы, то ли настоящей, то ли нарисованной лёгкими размашистыми мазками.
🎯 Если вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Приглашаем посетить наш сайт! Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!
Предлагаем для обсуждения статьи:
Ребус: «Картины художников импрессионистов России»
Картины художника Алексея Саврасова: логическая игра
Непостижимая простота гениальности: как рождаются шедевры