«Поэт эпохи» и «мрачный соцреалист». В Базеле в Фонде Бейелер открылась выставка Эдварда Хоппера. На своих полотнах художник запечатлел Америку такой, какой она его окружала. Работы Хоппера сравнивают с кадрами из кинофильмов, которые никогда не были сняты. Рассказываем, как художник придумал особый жанр — «портрет дома», а для ню ему позировала его жена.
— Сам Эдвард Хоппер больше всего не любил, когда его называли «мастером американского пейзажа».
«Я писал себя, а не Америку», — говорил он. Но к этому не прислушивались. В историю художник вошел как апостол живописи США, воспевший ее дома, пожарные лестницы, автозаправки, закусочные, отели и кинотеатры.
— Рисовать Эдвард Хоппер любил с детства.
В мире изображений он скрывался от одноклассников, которые часто дразнили стремительно набравшего 180 сантиметров роста худощавого подростка «кузнечиком». Хоппер тяжело переносил насмешки, замыкался в себе и до конца жизни остался малоразговорчивым и не стремящимся к близким отношениям с людьми. Уже после его смерти (художник прожил до 85 лет и вплоть до самого конца писал по две картины в год: одну — весной, вторую — осенью) его жена Джо сказала биографу:
«Однажды сотрудник журнала New Yorker пытался написать очерк о жизни Эдварда. И не смог. Не было материала. Не о чем писать. Его настоящую биографию могла бы написать только я. И это был бы чистый Достоевский».
— Хоппер всегда оставался верен реализму, даже несмотря на популярность «бушевавших» вокруг него авангардных течений.
Художник открыл свою тему — одиночества Америки. Персонажи появлялись на его полотнах. Но оставались безымянными, символизируя драму личность в безразличном пространстве.
— Эдвард Хоппер писал обнаженных персонажей, но только женщин.
Изображая их нагими, художник стремился подчеркнуть их уязвимость и одиночество. Исключением стала работа «Girlie Show», где рыжеволосая стриптизерша уверенно шагала по сцене под аккомпанемент музыкантов в яме. Жена Хоппера, как обычно, позировавшая ему для полотна, оставила запись в своем дневнике:
«Эд начинает новый холст — королева бурлеска, исполняющая стриптиз, а я позирую в чем мать родила перед печью: ничего, кроме высоких каблуков и выигрышной танцевальной позы».
Мадонну настолько вдохновило «Girlie Show», что она назвала так свое мировое турне 90-х годов.
— Эдвард Хоппер стал автором особого жанра — «портрет дома».
Здания он сделал главными персонажами полотен. Как отмечала арт-критик Кэрол Тройен,
«Хопперу очень нравилось то, как те дома с их башенками и башнями, крылечками, мансардными крышами и орнаментом отбрасывают замечательные тени».
В 1939 году художник по заказу написал «Дом Макартуров» и с документальной точностью передал викторианскую архитектуру дома актрисы Хелен Хейс. Сама она позднее говорила так:
«Полагаю, что я никогда в жизни не встречала более мизантропичного и брюзгливого человека».
— Эдвард Хоппер — один из самых кинематографичных художников.
Его картина «Дом у железной дороги» стала прообразом дома в фильме Альфреда Хичкока «Психо». Дэвид Линч называет Хоппера своим любимым художником. А режиссер Дарио Ардженто в ленте «Кроваво-красное» и вовсе воссоздал интерьер закусочной «Полуночников». Кстати, в 1982 году McDonald’s пытался приобрести у Художественного института Чикаго права на воспроизведение картины. Маркетинговый отдел компании задумал разместить в кафе фигуру своего клоуна, но предложение было отклонено из-за поднявшегося в прессе скандала.
— Популярность и признание пришли к Эдварду Хопперу в последние годы жизни.
Впрочем, с ним многое происходило в зрелом возрасте. Женился художник уже после 40 лет. Избранницей стала его коллега Джозефин Нивисон — на год младше него. Новоиспеченная миссис Хоппер берегла невинность до брака, а в своем дневнике писала о тяготах семейной жизни. Эдвард Хоппер скончался в 1967 году. А Джозефин умерла спустя девять месяцев.
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.