Найти в Дзене
Artfragment

Хичкок в живописи: мрачная Америка Эдварда Хоппера

Оглавление

«Поэт эпохи» и «мрачный соцреалист». В Базеле в Фонде Бейелер открылась выставка Эдварда Хоппера. На своих полотнах художник запечатлел Америку такой, какой она его окружала. Работы Хоппера сравнивают с кадрами из кинофильмов, которые никогда не были сняты. Рассказываем, как художник придумал особый жанр — «портрет дома», а для ню ему позировала его жена.

— Сам Эдвард Хоппер больше всего не любил, когда его называли «мастером американского пейзажа».

«Я писал себя, а не Америку», — говорил он. Но к этому не прислушивались. В историю художник вошел как апостол живописи США, воспевший ее дома, пожарные лестницы, автозаправки, закусочные, отели и кинотеатры.

Эдвард Хоппер, «Заправочная станция», 1940.
Эдвард Хоппер, «Заправочная станция», 1940.

— Рисовать Эдвард Хоппер любил с детства.

В мире изображений он скрывался от одноклассников, которые часто дразнили стремительно набравшего 180 сантиметров роста худощавого подростка «кузнечиком». Хоппер тяжело переносил насмешки, замыкался в себе и до конца жизни остался малоразговорчивым и не стремящимся к близким отношениям с людьми. Уже после его смерти (художник прожил до 85 лет и вплоть до самого конца писал по две картины в год: одну — весной, вторую — осенью) его жена Джо сказала биографу:

«Однажды сотрудник журнала New Yorker пытался написать очерк о жизни Эдварда. И не смог. Не было материала. Не о чем писать. Его настоящую биографию могла бы написать только я. И это был бы чистый Достоевский».
Портрет Эдварда Хоппера, Нью-Йорк, 1941.
Портрет Эдварда Хоппера, Нью-Йорк, 1941.

— Хоппер всегда оставался верен реализму, даже несмотря на популярность «бушевавших» вокруг него авангардных течений.

Художник открыл свою тему — одиночества Америки. Персонажи появлялись на его полотнах. Но оставались безымянными, символизируя драму личность в безразличном пространстве.

Эдвард Хоппер, «Утреннее солнце», 1952.
Эдвард Хоппер, «Утреннее солнце», 1952.

— Эдвард Хоппер писал обнаженных персонажей, но только женщин.

Изображая их нагими, художник стремился подчеркнуть их уязвимость и одиночество. Исключением стала работа «Girlie Show», где рыжеволосая стриптизерша уверенно шагала по сцене под аккомпанемент музыкантов в яме. Жена Хоппера, как обычно, позировавшая ему для полотна, оставила запись в своем дневнике:

«Эд начинает новый холст — королева бурлеска, исполняющая стриптиз, а я позирую в чем мать родила перед печью: ничего, кроме высоких каблуков и выигрышной танцевальной позы».

Мадонну настолько вдохновило «Girlie Show», что она назвала так свое мировое турне 90-х годов.

Эдвард Хоппер, «Girlie Show», 1941.
Эдвард Хоппер, «Girlie Show», 1941.

— Эдвард Хоппер стал автором особого жанра — «портрет дома».

Здания он сделал главными персонажами полотен. Как отмечала арт-критик Кэрол Тройен,

«Хопперу очень нравилось то, как те дома с их башенками и башнями, крылечками, мансардными крышами и орнаментом отбрасывают замечательные тени».

В 1939 году художник по заказу написал «Дом Макартуров» и с документальной точностью передал викторианскую архитектуру дома актрисы Хелен Хейс. Сама она позднее говорила так:

«Полагаю, что я никогда в жизни не встречала более мизантропичного и брюзгливого человека».

Эдвард Хоппер, «Дом у железной дороги», 1925.
Эдвард Хоппер, «Дом у железной дороги», 1925.

— Эдвард Хоппер — один из самых кинематографичных художников.

Его картина «Дом у железной дороги» стала прообразом дома в фильме Альфреда Хичкока «Психо». Дэвид Линч называет Хоппера своим любимым художником. А режиссер Дарио Ардженто в ленте «Кроваво-красное» и вовсе воссоздал интерьер закусочной «Полуночников». Кстати, в 1982 году McDonald’s пытался приобрести у Художественного института Чикаго права на воспроизведение картины. Маркетинговый отдел компании задумал разместить в кафе фигуру своего клоуна, но предложение было отклонено из-за поднявшегося в прессе скандала.

Эдвард Хоппер, «Полуночники», 1942.
Эдвард Хоппер, «Полуночники», 1942.

— Популярность и признание пришли к Эдварду Хопперу в последние годы жизни.

Впрочем, с ним многое происходило в зрелом возрасте. Женился художник уже после 40 лет. Избранницей стала его коллега Джозефин Нивисон — на год младше него. Новоиспеченная миссис Хоппер берегла невинность до брака, а в своем дневнике писала о тяготах семейной жизни. Эдвард Хоппер скончался в 1967 году. А Джозефин умерла спустя девять месяцев.

Эдвард Хоппер, «Антракт», 1963.
Эдвард Хоппер, «Антракт», 1963.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.