Найти тему
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

ПОЧЕМУ, ИСКУССТВО НЕ ДЕЛИТСЯ, НА РЕЛИГИОЗНОЕ И АТЕИСТИЧЕСКОЕ


.

Искусство (в моем может быть , и субъективном понимании), не делится на религиозное и нерелигиозное, хотя, теоретически можно разделить искусство и по такому принципу, и он не будет ложным, хотя, в то же время, он ничего существенного не скажет о тайне искусства . В жизни важна вера в Бога. А в искусстве важнее, как ни странно, вера в любовь - по такому принципу и делится искусство. К примеру, композитор Шнитке верил в Бога, это слышно по всем его произведениям. Но в музыке его нет любви. Потому, что Шнитке, как , впрочем, и Веберн, (у которого Шнитке учился) уже не верил в любовь, в ее спасающую силу. Эти композиторы верили в силу откровения Духа - после конца культуры и всего. И Кафка в любовь не верил, и думаю, Гоголь, в отличие от Достоевского, в любовь не верил. А вот Платон верил в любовь. И Бетховен, и Моцарт в любовь, конечно верили, как верил в любовь и Пушкин, и Целан. И я верю в любовь, во мне есть эта сохраненная наивность, с юности и детства. Искусство спасает, когда в нем есть вера в любовь. Другой вопрос, что любовь бывает очень разной. Бывает любовь одухотворенная, и неземная, как у Рафаэля. Бывает любовь, не такая высокая, но страстная, сильная, огненная, или, широкая, как у Бетховена. Верить в любовь, важно, поскольку, даже не верящий в любовь художник растет в любви. И прекрасно, когда вера в Бога питает - любовь.