1782 год был очень богат на события, произошедшие в стране Огайо. И герой нашей статьи - перебежчик Саймон Герти принимал в них самое активное участие. Очевидно, что сомнения и муки совести о переходе на сторону британцев уже мало мучили Саймона и он все сильнее погружался в дело "службы Короля".
Зиму 1781-82 годов Герти провел среди индейцев виандотов (гуронов) на Верхней Сандаски. Во время вынужденного перерыва в военных действиях, он развернул травлю против миссионеров Моравского братства, выселенных вместе с т.н. "моравскими" делаварами с Тускаравы и Маскингума (см. 8 часть) под надзор гуронов.
Его отрицательное отношение к священникам основывалось на справедливых подозрениях в шпионаже. Моравские братья Хаквельдер и Цайсбергер регулярно доносили обо всех движения немирных индейцев американскому командующему Западного апартамента в Питтсбург. Они писали обо всем, что видели сами и что слышали от делаваров.
Для начала Герти устроил им почти не выносимую жизнь в условиях скудного, зимнего пайка. Например, однажды он вместе вождем гуронов Дункватом пришел в вигвам священников и съел весь приготовленный обед. Угрозы, придирки и оскорбления также были частью этого "воспитания" добровольных американских шпионов.
Зиму, к большому сожалению Герти, священники пережили. Чтобы не оставлять в тылу двух таких проныр, как Хеквельдер и Цайсбергер, Герти надиктовал в начале марта 1782 года послание в Детройт к британскому лейтенант-губернатору майору ДеПейстеру. К письму он прикрепил черную нитку вампума (знак смерти, приговора и т.д. ) и повел моравцев под своим конвоем на предполагаемую расправу.
В пути его настиг приказ ДеПейстера выдвинуться на разведку сил мятежников к Питтсбургу. Герти пришлось оставить свой замысел и отправится на юг, а моравцы пошли дальше в сопровождении английского агента - франко-канадца Ле Вилье.
Из событий, произошедших в начале весны 1782 года стоит отметить еще одно - резню индейцев делаваров в Гнатеннхютене. Этот прискорбный акт геноцида сыграет в дальнейшем повествовании значительную роль. О нем вы можете прочитать, пройдя по этой ссылке.
В набег за Огайо
17 марта 1782 года Герти, вместе с сыном вождя Дунквата - Сквоташем и еще 7 воинами, отправился в знакомый путь к большой излучине Огайо. По дороге к Саймону присоединился еще один отряд гуронов под началом военного вождя Абрахама Куна*, белого когда-то похищенного и усыновленного индейцами. Теперь их стало тридцать.
*Абрахам (Авраам) Кун - англ. Abraham Kuhn (современное написание Coon), о его происхождении очень мало информации, но судя по тому, что у него есть два полных тезки - немецких еврея, этот Авраам с большой вероятностью того же корня. Причем даже носители фамилии "Coon" происходят из т.н. "пенсильванских голландцев", т.е. немцев и вполне могли быть евреями из Германии, чье написании фамилии было искажено.
Авраам Кун был взят в плен виандотами в детстве в восточной Пенсильвании во время франко-индейской войны и был принят в Клан Медведя. Он стал капитаном (военным вождем) деревни Виандот / Сенека-Каюга в Нижнем Сандаски (современный Фримонт, штат Огайо). Капитан Кун вместе со своим тестем Дункватом сражались на стороне британцев во время американской войны за независимость.
Идя обычным для индейцев порядком - разведка, основной отряд, охотники, Герти вскоре узнал от своих лазутчиков, что в районе действует многочисленная разведка вирджинцев. Предстояло решить, как действовать дальше. Что лучше взять пленных или скальпы, а может и то и другое? И главное нужно выяснить, что ранней весной здесь делает разведка мятежников.
Силы разделились поровну. Отряд Герти пересек реку Огайо в Минго-Боттом (около современного города Стьюбенвилль, штат Огайо), остальные четырнадцать, с Абрахамом Куном, направились к форту Макинтош, в надежде устроить засаду на солдат гарнизона. За Огайо отряд Герти снова разделился, девять воинов во главе со Скоташем пошли вверх по течению реки, а Герти углубился в глубь леса.
Первого апреля Скотош собственноручно захватил Томаса Эдгертона, который ехал из своей хижины, в устье ручья Бармана, в укрепленную резиденцию землевладельца полковника Джеймса Брауна, чтобы одолжить чокерную цепь. Индейцы неожиданно напали на него и подали знак сдаться, но Эдгертон не внял сигналу, попытался убежать и застрял в грязи, разлившегося ручья. Его пленили и быстро переправили за Огайо.
Воинам Куна повезло еще больше. У Форта Макинтош они устроили засаду в которую попали пять человек из гарнизона, занимавшихся заготовкой леса. Когда солдаты занимались погрузкой дров в фургон, небрежно сложив оружие, то на них внезапно напали индейцы, убив или пленив всех пятерых..
Герти и его 4 гуронов отправились к дому Захарии Сприггса, недалеко от места нынешнего Вест Либерти, и взяли в плен ополченца Джона Стивенсона и одного из негров Сприггса, последний, однако,сумел сбежать.
Главным результатом этой разведки стала добытая информация, что в конце весны вирджинцы собираются отправиться в экспедицию, чтобы разорить главное гнездо индейских налетчиков - деревни в верховьях реки Сандаски.
Вернувшись из похода, Герти обнаружил, что Ле Валье не выполнил его поручения о доставке священников в Детройт. Канадец получил по морде, а моравцы успели укрыться в одной из комнат хижины английских торговцев. Целую ночь они дрожали от страха, слушая как подвыпивший Герти сулил им все кары земные.
На следующий день Герти протрезвел и уже не посмел тронуть "черные платья". В последствии Хеквельдер и Цайсбергер благополучно добрались до Детройта.
Тревожные вести
В Детройте майор ДеПейстер всю зиму 1781/82 планировал совместный поход британских и индейских сил на Питтсбург. Как только бы позволила весна, солдаты в красных мундирах и воины с красной кожей должны были спуститься с севера к Огайо и выжечь главный оплот "мятежников".
Но в феврале 1782 года в деревни шауни на Безумной реке прибыли двое дезертиров из американского гарнизона в Луисвилле. От них была получена информация, что Питтсбург переведен в состояние повышенной готовности к обороне, а вот Луисвилл наоборот слабо укреплен и его можно легко взять.
План поменялся, но как раз в это время с востока пришли тревожные вести, присланные в Детройт Саймоном Герти, что вызвало немедленную концентрацию всех имеющихся сил на Сандаски, чтобы быть готовыми к обороне на дальних подступах к Детройту.
ДеПейстер отправил в залив Сандаски на озере Эри судно "Вера" с отрядом канадских рейнджеров. Одновременно с этим, все британские индейские агенты включились в работу по призыву воинов на защиту от Длинных Ножей. Об угрозе были оповещены все деревни гуронов. К военным действиям готовы были присоединиться делавары вождей Вингенунда и Хопокана (он же Каитан Пайп). Бегуны с просьбой о помощи были отправлены к шауни и минго.
Планы вирджинцев
Американский командующий в форте Питт - генерал Ирвинг, тоже планировал перенести войну на территорию противника. Правда эти планы проталкивали снизу местные жители, уставшие от набегов. Сам генерал считал это неудачной идеей из-за печального состояния регулярной армии на границе.
В конечном итоге было решено организовать большой отряд добровольцев из жителей пограничных округов Пенсильвании и Вирджинии. Местом общего сбора был назначен Минго-Ботомм на западной стороне Огайо, а командующим выбран отставной полковник Уильям Кроуфорд из графства Уэст-Морленд, штат Пенсильвания.
24 мая 1782 года 480 американских добровольцев наконец собрались вместе. Генерал Ирвин оказал небольшую материальную помощь для экспедиции, предоставив некоторые количество боеприпасов и кремней, а также отправив с добровольцами своего адъютанта - Джона Роуза (настоящее имя Густав Генрих де Розенталь* - остзейский немец из современной Эстонии) и помощника гарнизонного хирурга - доктора Джона Кнайта.
25 мая ополченцы, причем все конные, углубились по тропе в девственные леса Огайо. Надо ли говорить, что из леса за Длинными Ножами наблюдали внимательные глаза гуронов разведчиков. Весть о наступлении американцев полетела на реку Сандаски, где им уже готовили теплый прием.
Но об этом, дорогие читатели, мы поговорим в следующей части цикла рассказа о жизни Саймона Герти. Будет подробно разобрана неудачная карательная экспедиция полковника Кроуфорда. Подписывайтесь и ставьте пальцы вверх, если не хотите пропустить следующий материал.
*Густав Генрих де Розенталь (1753–1829) барон из прибалтийских немцев, родился в Ваймыза, Эстляндская губерния РИ. Бежал в Америку после убийства соперника на дуэли. Вступил в Континентальную армию в качестве хирурга в 1775 году. Подружился со своим будущим командиром Уильямом Ирвином в форте Тикондерога.
Участвовал во вторжении в Канаду. В 1780 году попал в плен. После освобождения в 1781 году получил от Ирвина свой первый офицерский чин -прапорщика и стал его адъютантом. После американской революции Джон Роуз вернулся в Эстонию и женился. Умер в 1829 году.
Если Вы начали читать этот цикл статей не с самого начала, то можете пройти по перечисленным ниже ссылкам:
- 2 Часть - 1775-1777 годы. Взлеты и падения карьеры лесного жителя
- 6 Часть - август 1779 - зима 1779/80
- Часть 8 - 1781 год. Поражение Лохри, депортация делаваров.
- Часть 12- Бой у Голубых Солонцов