Найти тему

Женская фигура у окна

Известны 1577 картин Сальвадора Дали. На выставке в Москве, которая открылась в конце января, покажут 180 из них. А мы пока расскажем об одной — история... трагическая! И заодно продемонстрируем, как её нарисовать.

В рамках проекта PaintOn World Art Gallery мы рассказываем о картинах, которые изменили мир и рисуем нашу интерпретацию, чтобы вы смогли повторить этот шедевр на арт-вечеринках PaintOn

Женщина у окна в исполнении художника PaintOn

Художник: Захар

Посмотреть все истории PaintOn World Art Gallery.

Две музы Дали

Таланту тяжело без музы. Если же это не просто талант, а гений, то одной музы может даже не хватить. Но и быть музой непросто, гении не всегда относятся с должным трепетом. Можно быть самой распрекрасной музой, а этим творцам нужно от тебя только одно — вдохновение. После чего они сразу отворачиваются лицом к холсту и всё, до следующей картины.
Как только речь заходит о Сальвадоре Дали, все сразу же вспоминают его жену — Галу. Ну ладно, сразу же после слонов на тонких ножках. Урождённая Елена Дмитриевна была основной, так сказать, музой художника и здесь у супругов была полнейшая идиллия. Гала жила жизнью мужа, он её боготворил и щедро выражал это в творчестве.
Но это позже, а сначала за музу отвечала младшая сестра Дали, Анна Мария. О ней и поговорим, тем более что «Женская фигура у окна» — это как раз её фигура. Если уж откровенно, сестра носилась с братом-гением, как с писаной торбой — восхищалась и нянчилась, фактически заменив собой умершую в 1921 году мать. И на картинах появлялась с завидным постоянством.

Лицом к Кадакесу

«Женскую фигуру у окна» Дали написал в 1925 году — шёл четвертый год его учебы в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Ну, то есть, пока ещё учёбы — через год он с треском вылетит из академии из-за собственной эксцентричности. Ещё при поступлении эта эксцентричность чуть не вышла ему боком. В качестве вступительного экзамена нужно было показать комиссии рисунок. Среди требований к работе был размер холста, а рисунок Дали оказался слишком мал размером. Можно было нарисовать новый, но до конца приёма оставалось всего три дня. Дали справился, только... новый рисунок был ещё меньше. В результате его все равно приняли — уж больно мастерская была работа.
Мы знаем Дали как само воплощение сюрреализма, но «Фигура у окна» относится к ранним работам художника — «досюрреалистическому периоду», когда он экспериментировал с направлениями и жадно набирался опыта.

Впрочем, влияние сюрреализма уже чувствуется — жанр картины чаще всего определяют как магический реализм. Это примерно как «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсии Маркеса, только в живописи — внешне достоверно показанную картину мира дополняют незаметные на первый взгляд магические элементы.
Здесь ощущение иной реальности придает вода. Девушка смотрит из окна летнего дома Дали на залив Кадакес и, кажется, вода подбирается к самому подоконнику, еще немного, и она затопит комнату.
Картинам Дали не свойственно умиротворение, но «Фигура у окна» именно такая — чувство покоя сообщают ей доминирующие голубые и бледно-розовые оттенки, мягкость полупрозрачных занавесок, плавные складки одежды и лежащей на подоконнике ткани.
Особое внимание Дали уделил волосам, не ограничиваясь при этом одной картиной. Вскоре он напишет ещё две похожих работы. В том же 1925 году — «Девушку со спины», а в 1926 году – миниатюру «Спина девушки». Для всех трёх работ позировала Анна Мария, пока ещё бессменная модель.
Посмотрите, пряди выписаны тщательно и лучше всего это видно на миниатюре. Прядей ровно три, и они одинаково завиты в спираль. Можно предположить, что внимание к волосам — влияние Яна Вермеера, творчество которого восхищало Дали.

Новая Анна Мария

Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия
Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия
Правда, Дали никогда не говорил, что это портрет Анны Марии. Но даже если мельком посмотреть на две картины — сходство очевидно: поза, пейзаж за окном, цветовая гамма, локоны и задумчиво поставленная на носок нога в туфельке. Если это была месть, то полностью в стиле Сальвадора Дали.

Безмятежность картины при этом совсем не вяжется с суровой реальностью. Все более погружаясь в эпатаж, Дали нарушает трепетное взаимопонимание ранних лет и постепенно теряет связь с сестрой. Особенно после скандальной выходки на выставке в Париже в том же году, как была написана «Фигура у окна». На холсте картины «Священное сердце» художник оставил надпись «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери».
«Ах так!» — подумала Анна Мария. На самом деле мы, конечно, не знаем, что она подумала. Зато знаем, что в 1949 году вышла книга «Сальвадор Дали глазами сестры». Конечно, Анна Мария следила за судьбой брата, возмущаясь тому гротеску, который он возводил вокруг своей персоны. Следила за тем, как в жизни Дали появляется Гала, полностью занимая его сердце, ум и мастерскую.
Но в книге брат предстал совсем другим: не блестяще-скандальной фигурой, а обычным юношей, романтичным, спокойным, любящим живопись и свою семью.
Книга, конечно, вызвала бурю. Мальчики вообще не очень любят, когда их считают обыкновенными. Что говорить про гениев, которые специально создают вокруг себя ауру исключительности и даже для верности пишут о себе книгу «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».
«Ах так!» — подумал Дали. И мы опять, конечно, не знаем, что он взаправду подумал. Но следующая картина, на которой очевидно изображена Анна Мария, называлась «Юная девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов своего целомудрия».

А теперь, в лучших традициях магического реализма, вплетём в обыденную жизнь немного загадочного: 28 января в Москве открылась выставка работ Сальвадора Дали: живопись, рисунки и гравюры. Экспозиция — самая большая, которая бывала в России.
Мы пока не знаем, будет ли среди них «Фигура женщины у окна», но посмотреть на сестру художника точно удастся — и не только со спины. Организаторы анонсируют на выставке картину «Портрет моей сестры» 1925 года. На ней вы увидите уже знакомую вам Анну Марию, а с ней — пейзаж летнего Кадакеса и три прядки волос, завитых в спирали.