Автор: Chloë James
В качестве второй киносаги, завершающейся в 2019 году, «Скайуокер. Восход» должен был многому соответствовать. Невозможно найти финал, который понравится всем, но «Мстители. Эндгейм» подобрались к задаче довольно близко, став главным фильмом собственной киносаги. В то же время «Скайуокер. Восход» заработал 52% на Rotten Tomatoes и понизил рейтинги всей саги о Скайуокерах, став фильмом, получившим самые плохие рецензии во всей франшизе, включая даже «Скрытую угрозу».
В какой момент все покатилось под откос? Фанаты считают, что всему виной многочисленные проблемы, как, например, несвязанность между собой фильмов трилогии, или тот факт, что родословная Рей находилась в постоянном развитии. Вторым из наиболее раскритикованных сюжетных ходов, после провозглашения Рей внучкой Палпатина, стало решение убить Кайло Рена, антагониста трилогии, превратившегося в героя.
Два предыдущих фильма сын принцессы Леи и Хана Соло провел в борьбе со своей человечностью, но затем, исправившись, он отдал жизнь, чтобы вылечить Рей, которая умерла, пытаясь победить воскресшего Императора.
«Эндгейм» завершил франшизу аналогичной жертвой. Хоть Тони Старк и не хотел рисковать, а его семья была для него на первом месте, он умер, использовав Перчатку Бесконечности, чтобы уничтожить Таноса и его армию.
Обе франшизы пошли на риск, распрощавшись с фаворитами фанатов, но в случае «Мстителей» игра стоила свеч. Хоть фанаты и были потрясены, они (в основном) оказались эмоционально удовлетворены финалом – он поразил всех эмоциональным аккордом, которого и следовало ожидать от завершения истории длиной в 22 фильма.
Самопожертвование Тони Старка стало кульминацией 11-ти лет трансформации.
Когда он впервые попал на экраны в 2008 году, Тони был человеком, закрывавшим глаза на свою репутацию «торговца смертью» и на ущерб, который его оружие обрушивало на мир. Закончил он свою карьеру в «Мстителях» как отец, муж и мученик, а «Эндгейм» стал его лебединой песней, заслуженной зрителями.
Подобный тип арки героя является фундаментом и в «Звездных войнах». По сути, сага всегда вела речь о самопожертвовании и исправлении ошибок – оригинальная трилогия была о пути Люка к искуплению Дарта Вейдера, в то время как приквелы показали нам причины, по которым он вообще нуждался в искуплении.
Но почему, наблюдая, как Кайло Рен умирает в конце своей собственной арки искупления, фанатам кажется, что их слегка обманули?
Когда «Пробуждение Силы» вышло на экраны в 2015 году, Джей Джей Абрамс, казалось, двигал сиквелы в направлении оригинальной трилогии. Аудитории был представлен Кайло Рен, ранее известный как Бен Соло, чье падение на темную сторону воспринималось как сокращенная версия падения его деда. Но если Дарт Вейдер, которого мы встречаем в «Новой надежде», чувствовал себя вполне комфортно на темной стороне, Кайло Рен боролся со своим выборам с самого начала.
Его первый и самый шокирующий злодейский поступок – убийство собственного отца – был попыткой подавить зов к свету в своей душе. В «Последних джедаях» он оказался в нескольких дюймах от правильной стороны, убив своего старого учителя, Верховного лидера Сноука, и ненадолго объединившись с Рей.
Все знали, что эгоистичному плейбою Тони Старку суждено стать героем, и точно так же казалось, что Кайло Рену суждено было вернуться на правильную сторону к концу своей истории.
Обе истории действительно закончились самопожертвованием преобразившегося героя, однако в «Эндгейме» такой финал был гораздо более удовлетворяющим.
Способность Тони Старка на самопожертвование не была больше шоком к тому моменту, когда разворачивается финал «Эндгейма», поскольку он уже три фильма провел в качестве мстителя. Эволюция его персонажа от нарцисса до могущественного героя Земли была завершена задолго до того, как он щелкнул пальцами.
По сути, Тони Старку не нужно было умирать, чтобы доказать, что он герой. Его смерть не была завершением эволюции его характера, она была ее следствием – и именно это и делало ее такой горькой.
А вот смерть Кайло Рена не принесла подобной отдачи, в «Скайуокер. Восход» она стала лишь кратчайшим путем арки искупления. В отличие от Тони, Кайло не пришлось столкнуться с последствиями своих действий. Спасая жизнь Рей, он раскаялся, но не получил редемпшн.
Конечно, формат трилогии ограничивает историю во времени и делает ее более краткой, чем у «Мстителей». Нам не суждено увидеть эволюцию Кайло Рена в таких подробностях, как у Тони Старка.
Но нам и не нужно было видеть все этапы того, как Кайло Рен исправляется, чтобы знать, что это произошло. Той же цели можно было бы добиться, просто оставив его в живых.
Мы уже видели одну арку искупления, закончившуюся смертью – речь об истории Дарта Вейдера. Как и многие сиквелы, история Кайло Рена оказалась не более чем пародией на то, что было раньше.
Это не только разочаровывает с точки зрения сюжета, но и оставляет во рту неприятный привкус. Особенно у фанатов, следивших за Скайуокерами с самого начала.
Подобное сценарное решение не было выходом в стиле Тони Старка, которое резонировало бы с аудиторией и оставило зрителей потрясенными, но удовлетворенными.
Кайло Рен был прописан как человек, которым темная сторона манипулировала с детства. Никто не прославлял его самопожертвование в кино. Оно стало лишь еще одним циничным напоминанием, что в далекой-далекой галактике единственным выходом является смерть.
Сага о Скайуокерах была историей, построенной на надежде. Смерть Кайло Рена не стала прославлением этого наследия. Она просто сделала всё немного бессмысленным.