Найти тему
Размышлизмы

Что писал Господь перстом на земле

наклонившись низко, разровнял ладонью пыль и «писал перстом на земле»
наклонившись низко, разровнял ладонью пыль и «писал перстом на земле»

Рано или поздно любой интересующийся христианством человек, начинает читать Евангелие. Сам ли, либо с чьей то подсказки. С этого времени начинается познание этой Книги. И что самое интересное, далеко не всегда сразу приходит понимание того, а что же именно автор хотел донести до нас. И только уже потом, по прошествии какого-то времени, вдруг ты слышишь комментарий чей-то, или читаешь трактовку и у тебя разрозненные стихи, складываются в логическую цепочку. То, что казалось имело отрывочный смысл куска, собралось в одно целое.

Одним из первых откровений для меня как раз и оказался тот самый евангельский случай о женщине, взятой в прелюбодеянии.

утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. (Ин 8 2:11)

Казалось бы, все вполне понятно, неправда посрамлена, Иисус спас еще одну душу. Слушая этот отрывок мне всегда представлялось как фарисеи ВДРУГ осознали свои внутренние грехи, услышав "кто из вас без греха" и отступили. Евангелист дважды упоминает о том, что Иисус «писал на земле». Что именно Он писал? В нескольких рукописях второе упоминание звучит так: «И опять, наклонившись низко, писал на земле грехи каждого из них (ἑνὸς ἑκάστου αὐτῶν τὰς ἁμαρτίας)». Возможно, эта добавка отражает древнее предание, сопутствовавшее рассказу в устной традиции. Но если евангелист не хотел донести до нас эти слова, в народном предании мы находим подтверждение им. Из предания мы узнаем, что именно Он писал тогда перстом на земле. Он писал нечто поразительное для старейшин, обличителей грешницы. Он писал перстом их самые тайные беззакония, ибо эти ловцы грешников и судьи чужим явным грехам были весьма искусны в сокрытии грехов собственных. Но тщетно скрывать что-то от очей Того, Кто все видит и прозревает.

«Мешулам похититель церковных сокровищ» – перстом по земле писал Господь. «Ашер – совершил прелюбодеяние с женой брата своего»... «Шалум – клятвопреступник»... «Елед – ударил отца»... «Амарнах – присвоил имение вдовы»... «Мерари совершил содомский грех»... «Иоиль – поклонялся идолам»...

И так обо всех, присутствовавших, было написано на песке. А те, о ком он писал, склонившись, читали написанное с невыразимым ужасом. Се, их искусно скрываемые беззакония, которые нарушали закон Моисея, были известны Ему и вот сейчас перед ними объявлены. Уста их вдруг умолкли. Они дрожали от страха, не смея смотреть друг другу в глаза, о женщине грешнице они уже не помнили. Они думали только о себе и своей смерти. Ни один язык больше не мог произнести это надоедливое и лукавое – Ты что скажешь? Господь не сказал ничего. Он не сказал ничего. Ему было гадко Своими пречистыми устами объявить их грехи. И потому писал по пыли то, что так грязно, заслуживает написания на грязной пыли. Другая причина, по которой Господь писал в пыли, еще удивительнее. То, что написано на пыли, быстро исчезает, не оставляя следа. А Христос не хотел объявлять их грехи всем и каждому. Ибо, если бы этого хотел, все-таки сказал бы о них перед всем народом, обличил бы их, и народ, согласно закону, побил бы их камнями.

Совсем другой смысл приобретает отрывок!