В данной статье, я буду говорить о Богинях Судьбы , в понимании у наших предков.
У древних греков, римлян и скандинавов существовали пряхи, девы судьбы: Парки, Мойры, Норны, у всех в легендах имеются упоминания именно о трёх сёстрах : две прядут нить жизни, а третья безжалостно обрывает ее, а в мифологии древних славян Богинями Судьбы человека были две сестры Доля и Недоля. Они являлись верными помощницами Великой Богини Макоши, а у южных славян также упоминаются Суденицы — девы жизни и судьбы, которые определяют судьбу человека при его рождении. Также хочу отметить от себя, что некоторые исследователи выделяют третью Богиню Судьбы - Морану, но на мой взгляд это довольно спорно.
Начнём говорить обо всём по порядку, а именно с родословной Двух Сестёр.
Доля и Недоля — являются дочерями Макоши.
У Доли от Прове была дочь Правда, а у Недоли от Крива была дочь — Кривда.
Доля ( Среча, Пряха, помощница Макоши, матери жребия, Ягишна (Голубиная книга, Афанасьев, сербский эпос).
Добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу. Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету — преград не знает: болото, река, лес, горы — Доля вмиг одолеет. Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу дружбу заводит с каждым — потом разберется и от плохого, злого человека уйдет.
НЕДОЛЯ (Несреча, Несряшта, Злосчастье — пряха, помощница Макоши, матери жребия, Ягишна).
Богиня, что, ткет несчастливую судьбу. Две Сестры действуют по собственным расчетам, независимо от воли и намерений человека: счастливый вовсе не работает и живет в довольстве, потому что за него трудится Доля. Наоборот, деятельность Недоли постоянно направлена во вред человеку. Пока она бодрствует — беда следует за бедою, и только тогда становится легче несчастному, когда засыпает его Недоля обычно говорили:
«Коли спит Лихо, не буди ж его».
Рассмотрю подробнее эволюцию образов Двух Сестёр на Руси
Сразу же отмечу, что персонификация Доли и Недоли в виде небесных богинь, которые наделяют каждого человека при рождении своей частью удач и неудач, а не вписывающаяся в эту схему смерть отображается в нить судьбы, которую прядет и перерезает Мокошь. (Существуют варианты, когда нить судьбы прядут сами Доля и Недоля), в первую очередь, совпадает со становлением княжеской власти и превращение язычества в официальную религию с устоявшимися пантеоном и обрядами.
Но после крещения Руси жизненное благополучие связывалось с усердностью или праздностью личной Доли. Она получили материальное воплощение, обычно в виде девушки, женщины или старухи, и ее даже можно было поймать, заставив работать на себя, а то и вовсе побить, принудив к нужному действию. (Так же как и избавиться от Недоли, заточив ее под землю или в какой-нибудь предмет).
Следующий эволюционный шаг связан с введением откупа. У крестьянства появилась большая свобода в выборе жизненного пути. И это сразу же отразилось в сказках и быличках, где стал появляться не всегда четко осознаваемый мотив предназначения.
Функция Доли стала заключаться, прежде всего, в открытии этого предназначения. Человек должен найти ее и спросить, чем ему надо заниматься. А жизненный успех стал связываться со следованием указаниям духа.
Приведу в качестве примера одну быличку (написанную в период двоеверия, также отмечу что в некоторых областях на Руси существовали помимо образов Двух Сестёр, образы Богородицы, Св. Пекты (Параскева Пятница), Святая Неделя ( Св. Анастасия)).
«Жил один человек богатый, а его сосед был бедный. Оба они занимались хлебопашеством. Богатый косил в поле хлеб. Вот скосил он несколько десятин, а поскольку дело было в воскресенье, то оставил он снопы в поле, а сам поехал домой. А бедный сосед остался ночевать на своей десятине. Ночью он проснулся и видит, как по ниве богатого ходит женщина, собирает колосья и вставляет их в снопы. Подошел к ней поближе, схватил ее и спрашивает:
- «Ты кто такая?»
- «Я Доля твоего соседа».
– «А раз ты Доля, ты должна знать, где моя Доля».
– «А твоя Доля сидит в лесу под дубом. Ты пойди, пробери ее как следует. Почему она тебе не помогает?».
Человек взял батог, пошел в лес, нашел свою Долю, сидящую под дубом. Ударил он ее батогом. Она его спрашивает:
«За что ты меня бьешь?»
- «Да как тебя не бить, раз ты тут сидишь и мне не помогаешь».
– «Если хочешь, чтобы я тебе помогала, то иди к своему соседу, займи у него денег, хоть рублей десять, и займись торговлей. Только тогда я к тебе приду и буду помогать. А если не послушаешь меня, то я буду тут лежать и не уйду из леса, пока ты не умрешь».
Послушал бедняк свою Долю, пошел, занял денег, накупил разного товара и занялся торговлей. Доля ему стала помогать, и так ему повезло в торговле, что через несколько лет он стал богаче своего соседа». И хотя в этой быличке еще допускается возможность грубого воздействия на свою Долю, но уже проявляются два важных момента – Доля говорит человеку о роде деятельности, приводящем к успеху, и согласна ему помогать, только если он будет следовать полученному совету.
Но вернёмся к образам Доли и Недоли к Руси Ведической
Упоминания в литературе
ДОЛЯ: «Мать Богиня, принеси в колыбель ребятам хорошие сны, — они с колыбели хиреют, кожа да кости, галчата, и кому они нужны, уродцы? А ты постели им дорогу золотыми камнями, сделай так, чтобы век с ними да не с кудластой рваной Обидой, а с красавицей Долей, измени наш жалкий удел в счастливый, нареки наново участь бесталанной Руси. И посмотри, Вон там молодая прекрасная Лада, Счастливая Доля, в свете зари словно говорящая солнцу: «Не выходи солнце, я уже вышла!» — она нам бросает свою золотую нить». А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»
НЕДОЛЯ: «И сама Обида-Недоля, не смыкая глаз, усталая, день исходив от дома к дому, грохнулась на землю и под, терновым кустом спит. И неужели Русской земле ты судила Недолю, — и, всегда растрёпанная, несуразная, с диким хохотом, самодовольная, униженная и нищая, будет она пресмыкаться, не скажет путного слова?», A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»
Также выделю, Богиня Недоля – полная противоположность, обратная ипостась своей младшей сестры Богини Доли, она все время пребывает в печальном образе пожилой женщины, ибо ей предстоит прерывать судьбу у каждого человека. На ее гранитном веретене наматывается непрочная и неровная нить судьбы и жизни человека, отмеченного Судьбы уроком. После окончательного и полностью исполненного задания, Недоля обрывает серую нить человеческой жизни, после чего освобожденный от бед и несчастий человек отправляется в вечно-счастливый Ирий, к своим Богам и Предкам.
Обязанность Богини Недоли – наблюдать за полноценным воздаянием всем тем, кто не может и не хочет жить по совести, кто поступает против свода Небесных правил Бога Сварога, кто поступает против Кона. Также, она карает различных людей за нарушения кровных уз и Небесных Законов о чистоте крови и Рода. Если человек еще не выполнил заданный ему урок, то Недоля вплетает в свою серую, кривую нить кусочек нити своей младшей сестры Доли. В таком случае, человек получает второй, счастливый шанс на выполнение Судьбы уроков и на продолжение своей жизни. Богиня Недоля является самой старшей дочерью Великой Макоши.
Богиня Доля обладает одним замечательным качеством: она ведает о любых событиях, которые когда-либо были, есть или будут в жизни каждого человека. Ей известно не только время рождения человека, но и время его смерти. Богиня Доля очень искусная и опытная рукодельница и мастерица. На ее изумрудное веретено намотана нить жизни и судьбы. Нить золотистая, прочная и прямая.
Молодая красавица Доля крепко держит в своих нежных и ласковых руках эту тонкую нить. Она управляет судьбой людей и отвечает за предназначение человека. Поскольку будущая жизнь и судьба человека находится в ее руках, она старается при рождении младенцев напророчить им счастливое будущее и наделяет их всеми добродетелями. Богиня Доля является самой младшей дочерью Великой Макоши.
Подводя итоги:
В древности это были небесные пряхи, которые пряли нить жизни каждого человека. Но у доброй Доли, помощницы Макоши красавицы, улыбчивой помощницы богини, текла с веретена ровная, золотистая нить, в то время как угрюмая, кудлатая Недоля пряла нитку остистую, неровную, кривую, непрочную. Такова и участь выпадала: кому-то удачная, кому-то злая, одним — дар, другим — бездарность. Не даром в народе так говорят: Не в воле счастье, а в доле, Недоля сталась — напасть досталась, Жалеть о своей доле — что ветра искать в чистом поле. Несреча прядет слишком тонкую, легко обрывающуюся нить. Об этом есть и поговорка: «Несреча танко пряде», то есть тонко, плохо прядет, и нить ее непрочная.