Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

История крейсера, перевернувшегося во время шторма

Крейсер "Ниитака"
Крейсер "Ниитака"

Казалось бы, какая может быть связь между японским крейсером, погибшим в 1922 году у берегов Камчатки и нападением на Пёрл-Харбор в 1941-м? Меж тем, она есть, давайте попробуем размотать клубочек до конца.

Бронепалубный крейсер "Ниитака", в отличие от очень многих японских кораблей периода русско-японской войны, построенных на европейских верфях, был спущен на воду в Йокосуке и вошёл в строй 27 января 1904 года, а уже через две недели участвовал в бое с крейсером "Варяг". Повреждений не имел. Следует отметить, что корабль в штормовых условиях заливало на ходу, и он плохо выходил из крена…

Вообще, в основном занимался патрулированием и сторожевой службой. Во время боя в Корейском проливе в августе 1904 года успел к шапочному разбору и лишь принял участие в спасении команды погибшего "Рюрика".

Во время Цусимского сражения перестреливался с русскими крейсерами, какие потери им причинил - неизвестно, сам получил только одно попадание, которого хватило лишь на то, чтобы убить одного и ранить трёх матросов. Потом гонялся за подранками, участвовал в бою со "Светланой" и в последней морской схватке этой войны - с крейсером "Дмитрий Донской".

Во время Первой мировой войны патрулировал в Тихом и Индийском океане. Ничем особенным не отметился. Во время интервенции против Советской России в основном действовал у Камчатки, охраняя браконьерствовавших японских рыбаков, здесь и нашёл свой конец. Об этом чуть ниже, а Пёрл-Харбор тут при чём?

Дело в том, что Ниитака - японское название высочайшей горы острова Тайвань. Которая на тот момент была высочайшей горой всей Японской империи, превосходя даже священную Фудзияму.

-2

А поскольку японцы большие любители всяческого символизма, то шифрованный приказ о воздушной атаке американской базы звучал так: "Поднимайтесь на гору Ниитака 1208". Цифры означают дату нападения.

А теперь вернёмся к крейсеру в 1922 год. В августе он снова крутился у камчатских берегов и заходил в Петропавловск с "дружеским" визитом. Белогвардейской власти оставалось ещё пара месяцев. Это один из самых последних его снимков, очень некачественный, но какой уж есть.

"Ниитака" в Петропавловске
"Ниитака" в Петропавловске

Злую роль в его судьбе сыграл лейтенант японского императорского флота Сигэтада Гундзи, в инициативном порядке решивший в июне 1904 года захватить часть Камчатки. Прибыв с отрядом с ближайшего курильского острова Шумшу, бравый лейтенант принялся за дело. Согласно донесению старосты посёлка Явино Игнатьева : «3 июня утром рано японцы подступили к селению и заняли три дома, а видели только 12 человек, в домах нам неизвестно было, японский народ был военный, а шхуна зашла в Озерную реку 30 мая» . Население ломанулось в сопки. Позже было установлено, что общее число японцев было от 87 до двух с половиной сотен.

А далее история достаточно тёмная. По сведениям местных жителей, явинский староста Игнатьев и еще три человека немного погодя отправились на разведку к селу. Возле села они увидели столб с надписью по-японски и по-русски о том, что эта земля уже принадлежит Японии и кто тронет столб, тот будет убит. Само селение было разграблено – скот угнан в Озерную, внутри домов развалены печи и разбиты окна, в часовне разрушен Святой Престол.

С японской же стороны правнучка лейтенанта, госпожа Харухи Фунакава утверждает, что её предок всего лишь хотел установить дружеские связи с местным населением и получить доступ к рыбным и прочим богатствам для обеспечения колонии на Шумшу. А население почему-то убежало в лес.

Харухи Фунакава считает, что в душе Гундзи боролись два чувства. С одной стороны, он дружески относился к жителям Явино и не хотел им зла. С другой – как патриот Японии желал ее процветания и благоденствия, а контроль над Камчаткой мог послужить одновременно и делу безопасности Японии, и увеличению источников прибыли.

Как бы там не было, отряд местных дружинников, собранный из нескольких селений, с такими чувствами японского лейтенанта не согласился, в итоге 17 японцев были убиты, сам Гундзи и ещё несколько человек попали в плен. Потери с нашей стороны составили 5 человек раненых, что нетрудно объяснить, поскольку нападение на японцев грамотно провели ночью.

И вот 26 августа 1922 года командир крейсера отдал приказ бросить якорь вблизи устья упомянутой реки Озёрной. Он решил дать небольшой отдых команде, а заодно посетить ту самую деревню Явино, чтобы осмотреть места подвигов лейтенанта Гундзи. На шлюпках с небольшой частью команды он убыл на берег. Это было роковое решение.

Внезапно налетевший шторм очень быстро развёл большую волну, возможности вернуться на корабль у командира не было. Действия людей на борту оказались не самыми удачными. В результате крейсер развернуло лагом (бортом) к волне. Корабль стал принимать угрожающий крен и перевернулся вверх килем. Несколько дней из корпуса судна раздавались удары. Люди просили о помощи, но помощи прийти было неоткуда.

В итоге в живых из почти трёхсот человек команды остались только 19. А командир сделал себе харакири, хотя документально это не подтверждено. Позже выжившие и останки найденных 36 погибших были вывезены в Японию. В мае 1923 года к месту трагедии прибыли три японских миноносца и транспорт "Канто". Их задачей было извлечь остальных погибших. Корпус крейсера взорвали. Насколько удачны были поиски - неизвестно, на берегу установили бетонный памятник.

Ещё о кораблях с необычной судьбой:

История российского эсминца, носившего пять имён во флотах четырёх государств

Крейсер, за который Россия заплатила трижды и дважды его у неё отняли

Корабли, с которых война начиналась.

............................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь