Найти тему
Видео дорог России!

Хабаровск-Москва на автомобиле.Серия 12

Граница Бурятии и Иркутской области

Не плохое место для короткого отдыха. Поселок Солзан.

Солза́н (бур. Халзан, Һалзан — лысый) — посёлок в Слюдянском районе Иркутской области. Входит в Байкальское муниципальное образование.География Расположен на южном берегу Байкала в 6 км к востоку от города Байкальска на федеральной автомагистрали Р258 «Байкал» и Транссибирской магистрали. В посёлке находятся станция Байкальск и платформа Промплощадка Восточно-Сибирской железной дороги.
Происхождение названия
Солзан (бур. халзан, һалзан) переводится с бурятского как лысый. Объясняется это тем, что одноимённая река берёт начало с безлесных гольцов Хамар-Дабана.
Солза́н (бур. Халзан, Һалзан — лысый) — посёлок в Слюдянском районе Иркутской области. Входит в Байкальское муниципальное образование.География Расположен на южном берегу Байкала в 6 км к востоку от города Байкальска на федеральной автомагистрали Р258 «Байкал» и Транссибирской магистрали. В посёлке находятся станция Байкальск и платформа Промплощадка Восточно-Сибирской железной дороги. Происхождение названия Солзан (бур. халзан, һалзан) переводится с бурятского как лысый. Объясняется это тем, что одноимённая река берёт начало с безлесных гольцов Хамар-Дабана.
Байка́льск — город районного подчинения в Слюдянском районе Иркутской области РСФСР. Население — 12 738 чел. (2017). Самый южный город и городское поселение Иркутской области. 
Муниципальное образование городское поселение «Байкальское», административным центром которого является г. Байкальск, включёно в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в категорию муниципальных образований с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций).Байкальск основан в 1961 году как посёлок строителей Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Во времена строительства БЦБК существовали планы создания в Байкальске мощного индустриального города с населением до 300 тысяч человек[источник не указан 94 дня]. Через пять лет, в 1966 году, когда БЦБК выдал первую продукцию, Байкальск получил статус города.
Байка́льск — город районного подчинения в Слюдянском районе Иркутской области РСФСР. Население — 12 738 чел. (2017). Самый южный город и городское поселение Иркутской области. Муниципальное образование городское поселение «Байкальское», административным центром которого является г. Байкальск, включёно в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в категорию муниципальных образований с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций).Байкальск основан в 1961 году как посёлок строителей Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Во времена строительства БЦБК существовали планы создания в Байкальске мощного индустриального города с населением до 300 тысяч человек[источник не указан 94 дня]. Через пять лет, в 1966 году, когда БЦБК выдал первую продукцию, Байкальск получил статус города.
Слюдянка
Слюдянка
Слюдя́нка — город в Иркутской области Российской Федерации, административный центр Слюдянского района. Расположен на западной оконечности озера Байкал, в 110 км от Иркутска. Население — 18 241 чел. (2017). 
Крупный железнодорожный узел на Транссибирской магистрали. От станции Слюдянка II начинается также Кругобайкальская железная дорога. Через город проходит федеральная автодорога Р258 «Байкал». Туристический центр Иркутской области. Вблизи производилась добыча мрамора, в настоящее время производится цементное сырье. В прошлом Слюдянка была известна добычей слюды-флогопита и лазурита.
На месте города в 1647 году был создан Култукский острог, впоследствии перенесённый на место, где сейчас находится посёлок Култук. После этого лишь в 1802 году на этом месте появилось поселение Слюдянское зимовье на Кругобайкальском тракте. В 1899 году был основан железнодорожный посёлок Слюдянка, получивший статус рабочего посёлка в 1928, статус города — в 1936 году.
Слюдя́нка — город в Иркутской области Российской Федерации, административный центр Слюдянского района. Расположен на западной оконечности озера Байкал, в 110 км от Иркутска. Население — 18 241 чел. (2017). Крупный железнодорожный узел на Транссибирской магистрали. От станции Слюдянка II начинается также Кругобайкальская железная дорога. Через город проходит федеральная автодорога Р258 «Байкал». Туристический центр Иркутской области. Вблизи производилась добыча мрамора, в настоящее время производится цементное сырье. В прошлом Слюдянка была известна добычей слюды-флогопита и лазурита. На месте города в 1647 году был создан Култукский острог, впоследствии перенесённый на место, где сейчас находится посёлок Култук. После этого лишь в 1802 году на этом месте появилось поселение Слюдянское зимовье на Кругобайкальском тракте. В 1899 году был основан железнодорожный посёлок Слюдянка, получивший статус рабочего посёлка в 1928, статус города — в 1936 году.

История

Древнейшая история Основная статья: Шаманский мыс

Первые люди на территории Слюдянки появились в энеолитическую эпоху. Об этом можно судить по найденным в 1962 году захоронениям древнего человека на Шаманском мысе. Эти захоронения были отнесены археологами к китайской эпохе энеолита. В пещерах на Шаманском мысе найдены рисунки и наскальная живопись древних людей, однако после подъёма уровня Байкала в связи с началом эксплуатации Иркутской ГЭС они оказались под водой.

Территория Слюдянки до прихода русских Об этом этапе истории Слюдянки известно немногое. Историки предполагают, что в I веке до н. э. на территории Южного Прибайкалья жили гунны. Затем их сменили курыканы, народ тюркского происхождения. По мнению историков, они являются прародителями якутов. По найденным захоронениям курыкан можно судить о том, что они были скотоводами, умели плавить железо, были богаты относительно окружавших их племён и обладали развитым искусством. В XI веке их вытеснили монгольские племена, в числе которых были буряты. Они заселили южное, юго-восточное, восточное и юго-западное побережье Байкала, в том числе и территорию Слюдянки. Помимо бурят, на территории Южного Прибайкалья жили эвенки. К приходу русских на месте Слюдянки находилось их стойбище. Как отметил декабрист Лорер, ко времени его прибытия в 1813 году Култук, ближайший к территории Слюдянки населённый пункт, все ещё представлял собой деревню, населённую преимущественно эвенками.

Слюдянка с 1647 по 1890-е гг.

В начале колонизации Сибири слюда была одним из самых ценных товаров для землепроходцев, помимо пушнины и соли. Прибывшие на южный Байкал казаки занялись поисками именно этого минерала и нашли его в среднем течении одной из небольших горных рек, названной впоследствии Слюдянкой. В устье соседней с ней реки находилось эвенкийское стойбище. На его месте было решено организовать небольшой острог для того, чтобы добывать слюду и охранять рудознатцев и добытчиков от эвенков. Его основателем стал землепроходец Иван Похабов, енисейский казак, боярский сын. О создании острога было доложено царю Алексею Михайловичу. На этом месте острог просуществовал недолго и был через несколько лет перенесён русскими на место, где сейчас стоит Култук, однако река, в устье которой стоял острог, была названа именем его основателя.После переноса острожка никаких населённых пунктов на территории Слюдянки не было вплоть до 1802 года. В 1766 и 1780-х гг. на территории Слюдянки побывал путешественник Эрик Лаксман. Он заинтересовался минералами в её окрестностях и открыл месторождения нефрита, ляпис-лазури и заново открыл месторождения слюды, к тому времени забытые и не осваиваемые.После появления указа Павла I «О населении Сибирского края…» переселенцы из центральных губерний Российской империи в 1802 году поставили на месте современной Слюдянки Слюдянское зимовье и возродили добычу слюды[9]. Следующим важным для развития Южного Прибайкалья шагом послужило решение строить колёсную дорогу от Иркутска к Кяхте. При Слюдянском зимовье была организована почтовая станция. В 50-х гг. XIX века Муравьёвым-Амурским была одобрена идея строительства Кругобайкальского тракта вдоль берега Байкала. К тому времени Кяхта начала утрачивать своё былое значение. Её конкурентом становился Верхнеудинск, и было решено провести дорогу по самому берегу Байкала, вначале до Посольска, а затем до Верхнеудинска. Строительство велось усилиями ссыльных поляков, которые подняли восстание в 1866 году. Колёсное и почтовое сообщение по дороге было открыто в 1864 году.

Слюдянка с 1890-х гг. до 1917 года

Железнодорожный вокзал в Слюдянке
Железнодорожный вокзал в Слюдянке

В 1899 году из земель, принадлежавших Култукскому сельскому сходу, была выделена земля для строительства железнодорожного посёлка. Так был основан посёлок Слюдянка. В нём располагались Первый и Второй участки Управления строительством Кругобайкальской железной дороги. Существуют разные версии о том, почему потребовалось создать железнодорожный узел Слюдянка, а не сделать его в крупнейшем тогда населённом пункте юга Байкала Култуке. Есть предположение о том, что строительство Слюдянки было личным пожеланием тогдашнего министра путей сообщения Хилкова. По другой версии, сельский сход Култука отказался выделять землю на своей территории под железнодорожную станцию, так как в этом случае и без того небольшие пригодные для сельского хозяйства земли были бы заняты станцией и паровозным депо. Кругобайкальская дорога была стратегически важным и в то же время очень дорогостоящим звеном Транссиба. Паровозное депо, а также всемирно известный Слюдянский вокзал из белого мрамора были сданы в 1904 году, а в 1905 году было открыто движение поездов. В 1912 году выдвигалась инициатива преобразовать посёлок в

«…город Слюдянку, так как по количеству (4072 души обоего пола), сословному составу и роду занятий населения посёлок этот, имеющий в настоящее время характер городского поселения, в будущем, в силу естественно-географических условий: близость многих полезных минералов (слюды, белой глины, алебастра, мрамора) и удобства сбыта их по прилегающим к посёлку железнодорожному и водному путям неизбежно должен шириться и развиваться[6]».

К 1916 году в Слюдянке проживало 5109 человек, действовали церковь, 6 школ, 4 постоялых двора, трактир и около 60 магазинов[6].

Слюдянка в 1914 году.

Революционные событияВ начале XX века в Слюдянке начали развиваться революционные организации. В 1903—1904 гг. в городе появилась социал-демократическая группа. С началом революционного движения 1905 года в Иркутске по всей железной дороге начинаются волнения. В декабре 1905 года в Слюдянке создаётся Совет депутатов рабочих и служащих железной дороги. Для поддержки восставших в Иркутске большевики во главе с И. В. Бабушкиным захватили эшелон с оружием в Чите, но на станции Слюдянка Бабушкин был схвачен карательной экспедицией, вывезен в Мысовск и казнён там со своими товарищами. В память об этом событии на фронтоне слюдянского вокзала была установлена памятная доска работы скульптора Г. В. Нероды.В Слюдянке вёл агитационную работу известный революционный деятель Сергей Киров.Октябрьская Революция 1917 года прошла в Слюдянке в виде стихийных стачек. Советская власть установилась практически в первые дни после революции. К июлю 1918 года к Слюдянке подошли части восставшего чехословацкого корпуса Гайды, и Слюдянский ревком объявил о введении военного положения. 17 июля в Слюдянку приехал поезд командующего Центросибирью, а 19 июля начались военные столкновения. Белогвардейцы встретили отчаянное сопротивление отряда слюдянских красногвардейцев, отрядов Нестора Каландаришвили и ледокола «Ангара», специально пригнанного на помощь красноармейцам, однако 23 июля город был оставлен силами большевиков. Фронт откатился к Верхнеудинску. Несмотря на успех в генеральном сражении под Посольском, в Слюдянке установилась колчаковская власть. Сразу же было организовано подполье. Оно принимало активное участие в делах партии. Ими было спасено 27 слюдянских красногвардейцев, скрывавшихся в окрестных лесах, были проведены диверсии на судоверфи в Лиственничном. 8 января 1920 года было решено организовать вооружённое восстание против уже терпевших крах колчаковцев. Слюдянские большевики во главе с Георгием Ржановым вышли из леса и вступили в бой. В Слюдянке была окончательно установлена Советская власть.

Советские годы (1918—1991 гг)

Слюдянка до Великой Отечественной войны

Водонапорная башня
Водонапорная башня

Сразу же после установления Советской власти между Култуком и Слюдянкой возникли споры по поводу волостного управления. В итоге до 1930 года управление волосткомом осуществлялось из Култука, что вызывало недовольство слюдянского поселкового комитета. Постановлением ВЦИК СССР 13 ноября 1930 года из Восточно-Сибирского края был выделен Слюдянский район, и его центром было решено сделать Слюдянку. В 1928 году Слюдянке был предоставлен статус рабочего посёлка, а в 1936 году — статус города.Обострилась классовая борьба. Сразу же после Гражданской войны в Слюдянке началась конфискация имущества у зажиточных слоёв населения. Также, под предлогом хранения оружия, была закрыта Слюдянская Никольская церковь. Её преобразовали в клуб имени 1 Мая.Промышленность Слюдянки в тот период была представлена предприятиями железной дороги, главным образом паровозным депо, кирпичным заводом и добычей слюды (в 1927 году было открыто Слюдянское рудоуправление). Также в городе были развиты местные промыслы — рыбная ловля, сбор ягод и кедрового ореха. В связи с недостаточным обеспечением рабочих и железнодорожников продуктами питания дары леса составляли значительную часть рациона местных жителей.

В Слюдянке на 1924 год существовали лишь одна школа и один клуб. Единственным культурно-развлекательным центром был агиткультпоезд «Синяя блуза», который ездил с концертами для жителей железнодорожных посёлков. В 1936 году из областного бюджета были выделены средства на строительство в Слюдянке детского дома для беспризорников.В 30-е годы в Слюдянке начались репрессии. В городе было репрессировано около 500 человек[17]. На горах возле Слюдянки находились лесозаготовки, на которых работали ссыльные и репрессированные.На 1 января 1939 года в Слюдянке проживал 12 331 человек.

Слюдянка во время Великой Отечественной войны

Мемориал в парке Перевал
Мемориал в парке Перевал

В Великую Отечественную войну из Слюдянки был мобилизован 3461 человек.

Слюдянка была в годы войны глубоким тылом. Добыча слюды и поддержание стабильной работы железной дороги велись ударным трудом. «Восточно-Сибирская правда» неоднократно писала о работниках трудового фронта, слюдянцах — начальнике Слюдянского рудоуправления Бертеневе

, работнице слюдфабрики Анастасии Ступе, забойщиках-стахановцах, машинистах, добивавшихся существенной экономии угля за счёт ухода за машинами, рыбаках рыболовецкого колхоза «Байкал», получивших Всесоюзную премию за ударный труд, о женщинах Слюдянки, которые проводили расчистку путей. В то же время оказывалась и финансовая помощь армии. Одними только паровозниками депо было собрано около 23 тысяч рублей. В Слюдянке был также открыт Слюдянский военный госпиталь. Главврачом стал В. П. Снедков. Многие бойцы здесь вылечились и вернулись в строй. Местные предприятия и пионерская организация брали над ними шефство. В госпитале читал лекции известный учёный-байкаловед Глеб Верещагин. В сентябре 1945 года под Слюдянкой случилась железнодорожная катастрофа. Ушёл под откос поезд с возвращавшимися с японского фронта бойцами. Погибло 15 человек. Памяти их и раненых, скончавшихся в госпитале, 22 июня 1989 года был открыт Мемориал в пади Улунтуй.Памяти слюдянцев, не вернувшихся с фронта, в городе был создан ещё один мемориал — мемориал в парке Перевал. Скульптурная композиция состоит из памятника воину-освободителю и плит с именами погибших. На одной из них значатся имена Героев Советского Союза И. В. Тонконога и Г. Е. Береснева. Ежегодно возле мемориала проводится местный Парад Победы.Слюдянка после Великой Отечественной войныВо время войны и в послевоенные годы проводилось геологическое изучение территории. Были найдены образцы около 200 минералов, разведаны новые слюдяные жилы. Главным событием стало открытие месторождения мраморизованного известняка. Мощность продуктивного горизонта достигала здесь 350 м, а протяжённость около 10 километров. Была рассмотрена возможность его использования в качестве сырья для производства цемента. Запасы сырья на тот момент оценивались в 200 млн т. В 1955 году началось строительство крупнейшего на тот момент в Иркутской области карьера по добыче строительных материалов. К 1957 году оно завершилось, и карьер Перевал, названный по имени месторождения, выдал первые тонны сырья. Вместе с карьером был построен жилой массив на 1500 человек, состоящий из панельных многоквартирных домов.

Развивалась добыча слюды. Её использовали в различных отраслях промышленности, в том числе в радиотехнике и аэрокосмической промышленности. Для переработки слюды в Слюдянке организовали слюдяную фабрику. Добыча в послевоенное время велась полным ходом. Работало девять рудников. Выработанные штольни были брошены, началась добыча шахтным способом. В 1958 году одну из шахт затопило. Были проведены беспрецедентные инженерные изыскания для отвода воды. Была создана выработка длиной пять километров для отвода подземных вод в Байкал. Однако добыча слюды была неожиданно прекращена в 1973 году. Необходимо было обеспечить сбыт алданской слюды-флогопита, чтобы оправдать инвестиции в этот проект.После войны Слюдянка стала крупным железнодорожным узлом. Было решено построить участок железной дороги Слюдянка — Большой Луг — Иркутск. Строительство было завершено к 1949 году. В этом же году были построены станции Слюдянка II и Рыбзавод (вблизи рыбоконсервного комбината). К 1960 году участок Транссиба от Мариинска до Слюдянки был электрифицирован. В 1961 году паровозное депо города преобразовали в локомотивное. В 1980 году депо было передано из Иркутского отделения ВСЖД в Улан-Удэнское.

В 1975 году добыча слюды была полностью прекращена. Необходимо было перепрофилировать рудоуправление для сохранения рабочих мест. Решено было добывать строительные материалы. Слюдянское рудоуправление вошло в состав промышленного объединения «Росмраморгранит» Министерства промышленности строительных материалов РСФСР и начало добычу мрамора, гнейса и гранодиоритов на месторождениях «Буровщина» (в одноимённом посёлке), «Динамитный» и «Орлёнок». При добыче были организованы камнеобрабатывающий цех и цех мозаичных плит. 30 % продукции отправлялось на экспорт из области, преимущественно в Москву и прочие города Советского Союза, где производились работы по облицовке станций метрополитенов. В 1985 году рудоуправление выпустило 45 тысяч м² облицовочных и 50 тысяч м² мозаичных плит.

Современный периодС начала 1990-х начинается упадок промышленности в городе. В результате приватизации Слюдянское рудоуправление в 1993 году было преобразовано в АО «Байкальский мрамор», а затем оно распалось на различные АО, такие как ОАО «Байкалпромкамень», ОАО «Байкальский камнеобрабатывающий завод», ОАО «Карьер Буровщина». В этом же году Южно-Байкальский рыбоконсервный завод был приватизирован и назван АООТ «Южно-Байкальский рыбзавод и Ко».В 1994—1995 гг. жителей Слюдянки терроризировал серийный убийца Борис Богданов. Будучи лесником и профессиональным охотником, он подстерегал своих жертв в лесу, обычно это были люди, собиравшие в лесу черемшу или грибы. По официальным данным, на счету преступника было пятнадцать жертв, по неофициальным (учитывая бомжей, живших в лесу) — 20 человек[26]. Милиции не удавалось задержать садиста, так как он профессионально запутывал следы в лесу и обладал феноменальным чутьём, каждый раз уходя от погони в последний момент. 22 мая 1995 года дом, где он укрывался, был окружён. Один из оперативников, Александр Кутелев, при штурме дома, был застрелен маньяком. Когда Богданов понял, что ему не скрыться, то застрелился. Именем Кутелева была названа одна из улиц города.В 1998 году прекратил своё существование Южно-Байкальский рыбоконсервный завод. Его закрытие было связано с общим кризисом рыболовной отрасли в Иркутской области. Жёсткая налоговая политика, а также серьёзная конкуренция со стороны дальневосточных производителей рыбных консервов подорвали развитие рыбоперерабатывающей отрасли в Слюдянке. Попытка реанимировать завод посредством перевода мощностей предприятия на переработку куриного и свиного мяса в полуфабрикаты не удалась.В 2005 году в рамках празднования столетия Кругобайкальской железной дороги была проведена реконструкция станции Слюдянка I. Была построена новая посадочная платформа (со стороны города). Ремонт был сделан и в здании вокзала. Был изменён его внешний вид, в нём самом появилась выставочная экспозиция, рассказывающая пассажирам о КБЖД.В 2011 году Слюдянка отпраздновала 75-летие со дня получения статуса города. К этому юбилею в Слюдянке возобновилось строительство жилья для слюдянцев. Для ветеранов Великой Отечественной войны в рамках Федеральной программы по обеспечению их жильём строится жилой комплекс. Достраивается спортивно-оздоровительный комплекс. Были проведены работы по обустройству уличных спортивных сооружений города.

Граница города Иркутска
Граница города Иркутска
ДТП
ДТП
-11

Информация из Википедии