Найти в Дзене
Питер Live

Судьба дала Анне ещё один шанс, чтобы создать свою семью.

Продолжение статьи: Она не хотела идти в дом к мужу, а он жить в примаках. ссылка внизу.

На помощь колхозу деревни Турец в 1947 году приехала бригада МТС. МТС это машинно-тракторная станция. В те годы мелкие колхозы заключали договора с МТС на проведение полевых работ. Трактористы, комбайнёры приезжали в деревни для помощи посевной и уборки урожая. Передвижные бригады сельскохозяйственной техники выполняли очень большую работу, помогали в горячую пору быстро убрать зерновые, овощи, сено.

Ведь в конце 40-х годов многие коллективные хозяйства имели только лошадей, да и то не много. В определенный день в колхоз приезжали тракторы, комбайны, грузовики. И всё колхозники отправлялись на уборку урожая или посевную.

Специально в поле строили временное жилье, полевые станы, кухни. Люди работали весь световой день, что бы быстрее управиться. Домой они ходили только несколько раз за всё время, в бане помыться, да сменную одежду взять. А так могли неделями жить на поле.

Вечером у костра молодежь устраивала танцы под баян, девушки пели песни. Расходились иногда на зорьке, когда уже почти рассвело. Дело молодое, не успеешь оглянуться и утро. Бригадир Потап потом ворчал полдня, что опять до утра песни «горланили", спать не давали, а теперь как сонные мухи с граблями по полю ползают.

Мне посчастливилось в конце 60 годов быть на таком покосе. Тогда колхоз ставил уже армейские палатки, а внутри их раскладушки. Лето я проводила в деревне у своей тёти Анечки, героини моего рассказа. Бабушки Арины уже не было с нами.

Тетя Аня взяла меня с собой на полевой стан, я помогала на кухне. Картошку чистить, столы накрывать, еду подавать, когда приезжали люди на обед. Вечером, после работы тракторист загружал всех желающих в кузов на мягкую солому и вез на озеро купаться. Это лесное озеро находилось не очень далеко. Вода за день прогревалась и была как парное молоко.

Личное фото автора
Личное фото автора

Мужчины купались на одной стороне озера, а женщины чуть поодаль, за большими кустами. Купались, кто в чём был, какие тогда купальники. Как то раз мальчишки решили подсмотреть через кусты за моющимися женщинами. Так Дед Тарас поймал озорников за этим делом, да отходил их по одному месту лесной крапивой. Долго потом проказники мокли в воде, снимая боль от ожога.

Тракторист подавал протяжный сигнал, все усаживались в кузов на мягкую солому. А я любила лечь на спину, голову положить на ноги тёти Ани и смотреть в небо. Мирно покачивался кузов трактора, все молчали, ехали и наслаждались теплым августовским вечером.

Вечерело, приезжали мы уже в сумерках, на столбе висел фонарь и разбрасывал в стороны яркий свет. На этот свет слетались мотыльки и устраивали света свои пляски.

Все садились ужинать за длинный дощатый стол, покрытый прозрачной клеёнкой. Клеёнка была прибита маленькими гвоздиками к столу, чтобы ветер не трепал её и не сбросил тарелки с едой. Вдоль стола стояли лавы из свежих досок. Доски были не очень хорошо струнные, и на них во многих местах от палящего дневного солнца выступила смола. Сидеть на такой лаве надо было аккуратно, не ерзать, чтобы не всадить себе занозу.

Позже мужчины на лаву бросили большой кусок брезента, сидеть стало комфортно и можно было болтать ногами. Не знаю почему, но в деревне мы любили с подружкой сидеть и болтать в воздухе ногами, а ещё лучще на речке на мостике.

За ужином колхозники вели неспешную беседу, про погоду, про то, какой урожай уродился. Волновались, что надо успеть, осталось 5 дней, а потом бригаду с техникой перебросят в соседний колхоз.

Но вернемся в 1946 год к Анне. Вот в таком полевом лагере и познакомилась она с трактористом Василием. Родом он был из соседнего колхоза, километров за 40 от деревни Анны. Спокойная и улыбчивая девушка приглянулась парню. Он предлагал ей замужество, но девушка не хотела уезжать из родной деревни и бросать пожилых родителей. А Василий не хотел идти в примаки, жить в доме у невесты.

Хотя скорее всего это было не главное. Он так же как и Анна не хотел оставлять одинокую мать, их отец погиб на фронте. Анна и Василий переписывались первое время, телефонов тогда не было. Парень всё надеялся, что Анна передумает, но она осталась с родителями.

А может она по-прежнему любила своего бывшего жениха Николая, который не вернулся с войны. Когда она провожала Николая, то обещала ждать его вечно, своё обещание она сдержала.

Через год Василий женился на девушке из своей деревни, женихи тогда были на перечёт. Анна так и осталась в "старых девах". После войны было много женщин, которые не смогли устроить свою личную жизнь. Они жили жизнью своих родных сестёр, братьев, родителей, племянников. Любили всех их, помогали растить детей, ухаживали за стариками. Эту великую святую любовь простых женщин не сравнить ни с чем, она дорого стоит.

Подписывайтесь на мой канал, пишите комментарии

Начало этой истории