Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Что значит следовать с "пузырём" или зачем РЖД возит в вагонах воздух вместо пассажиров?

Их нельзя найти в расписании движения пассажирских поездов, заботливо вывешенных на вокзалах в залах ожидания или размещенных где-нибудь в сети интернет на официальных порталах. Их просто не существует для обычных пассажиров. Поезда-призраки, следуют с локомотивной бригадой и проводниками, но абсолютно пустые, в салоне вагона никого нет, ни одной души... Пронесутся только ходом за лесозащитной полосой из тёмных елей или хлипких подбочинившихся тополей мимо платформы какого-нибудь остановочного пункта, подав перед этим протяжный оповестительный гудок и затем также быстро скроются вдали под затухающий стук колёс на стыках рельсовых нитей. Только и видно их мельком.

Поезд "пустышка" готовится к отправлению на третьем пути станции Осташков, ОКТ жд, Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев
Поезд "пустышка" готовится к отправлению на третьем пути станции Осташков, ОКТ жд, Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев

Но каждое утро, по четвергам и воскресеньям, на Бологое от пассажирской платформы провинциальной станции Осташков в Тверской области регулярно отправляется такой поезд "пустышка" с тепловозом ТЭПкой и одним классным вагоном. С виду это обычный пригородный поезд, типичный для таких вот неэлектрифицированных магистралей. Но билетов как я уже сказал на него купить нельзя ни в кассе на вокзале, ни у проводника в самом вагоне. И стучать проводнику в закрытую дверь тоже бесполезно, он вам её не откроет, не положено, у него есть на этот счёт свои инструкции и указания.

Тепловоз ТЭП70БС-182 с поездом №5001 на станции Баталино, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев
Тепловоз ТЭП70БС-182 с поездом №5001 на станции Баталино, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

"Что же это получается?",- вероятно вы меня спросите. Пассажирский поезд есть, а пассажиров с собой не берёт. И это в то время когда пригородное пассажирское сообщение в наше время хорошо налаженным не назовешь. Кругом сплошь и рядом итак отменили всё что только можно, причём не только в пригородном, но и в дальнем сообщении.

Расписание движения пассажирских поездов по ст. Осташков, 2015 год. Фото: Алексей Алексеев
Расписание движения пассажирских поездов по ст. Осташков, 2015 год. Фото: Алексей Алексеев

Так что же это за поезд, который регулярно отправляется на свой маршрут в одно и тоже время, таскает за собой пустой вагон, перевозя воздух вместо пассажиров и сжигая сотни литров дорогостоящего дизельного топлива в недрах мощного V-16 дизеля тепловоза ТЭП70БС?

16-ти цилидровый V-образный дизель установленный на тепловозе серии ТЭП70БС мощностью в 4000 л.с. (2942 кВт) Фото: Алексей Алексеев
16-ти цилидровый V-образный дизель установленный на тепловозе серии ТЭП70БС мощностью в 4000 л.с. (2942 кВт) Фото: Алексей Алексеев

На самом деле это всё тот же самый, отменённый здесь ещё в 2014 году пригородный поезд №6676/6675, который местные жители когда-то так и прозвали "вагончик". История курсирования этого поезда началась ещё в 1995 году. Теперь он следует тем же маршрутом, но только уже под другим номером.

Обозначение нумерации поезда 5001/5002
Обозначение нумерации поезда 5001/5002

Только не пригородного поезда, как это было раньше, а так называемой "подгонки" под номером №5002/5001. Но об этом чуть позже.

Выброшенная на свалку маршрутная доска от "вагончика"
Выброшенная на свалку маршрутная доска от "вагончика"

Маленький поезд, состоявший всего из одного, а на летний период из двух классных пассажирских вагонов, обеспечивал регулярное сообщение Осташкова со станцией Бологое, откуда затем можно с пересадкой отправиться дальше хоть на Москву, С.Петербург или ещё куда. Проходящих поездов через Бологое всегда много бежит.

Тепловоз М62 с "вагончиком" или пригородным поездом №6675 отправляется  со станции Баталино, ОКТ жд. Осень 2006 года. Фото: Вадим Соболев
Тепловоз М62 с "вагончиком" или пригородным поездом №6675 отправляется со станции Баталино, ОКТ жд. Осень 2006 года. Фото: Вадим Соболев

Вспомним 2014 год когда по всей стране стали массово и лихорадочно отменять электрички. Под нож оптимизации попал и этот маленький поезд. Тверская область оказалась не в состоянии субсидировать компании-перевозчику, обслуживающей этот участок Московско-Тверской пригородной пассажирской компании (МТППК), затраты от убытка. В настоящее время продажа билетов на пригородные железнодорожные перевозки пассажиров, тариф на которые устанавливается исполнительными органами власти субъектов РФ, не способна окупить все затраты компании-перевозчика. Социально ответственной структуры, такой каким был знаменитый и всемогущий "МПС", увы больше не существует, а частные компании дочки РЖД в условиях рынка не будут работать себе в убыток - это логично.

Существующий механизм возмещения им затрат из бюджета регионов, привёл к тому, что нищие дотационные области, такие какой и является та же Тверская, просто оказались не в состоянии это сделать и поезда отменили, бросив людей в этом краю на произвол судьбы.

Из всего этого напрашивается только один вывод - капиталистические рельсы рыночного механизма не для России с её нелёгкой судьбой и огромными пространствами с отдалёнными уголками, в которых всё ещё и в 21 веке живут люди.

Но постойте, раз поезд оказался отменён, то почему он остался в ходу и теперь просто возит воздух?

Станция Бологое-Московское. "Пустышка" или поезд №5001 готовится на отправление в обратный путь в Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Станция Бологое-Московское. "Пустышка" или поезд №5001 готовится на отправление в обратный путь в Осташков. Фото: Алексей Алексеев

"Подгонка", помните о чём чуть выше я вам начинал рассказывать? "Вагончик" или пригородный поезд №6676/6675 отменили, а вот взаимосвязанный с ним пригородный поезд №6695/6696 "снежинка", сообщением Осташков-Кувшиново, курсирующий на селижаровской ветке где просто нет других средств сообщения кроме железной дороги остался в ходу. Отменить его просто оказалось невозможным, поскольку он остается там единственным средством сообщения для местных жителей из тех глухих труднодоступных районов Тверской области. А взаимосвязан он с "вагончиком" потому, что использует тот же самый тепловоз ТЭП и классный вагон, отправляющейся из Осташкова, но только в другие дни недели, понедельник и пятницу.

Карта-схема Бологое-Полоцкой жд линии, участок Бологое-Великие Луки с прилегающей в Соблаго веткой на Торжок
Карта-схема Бологое-Полоцкой жд линии, участок Бологое-Великие Луки с прилегающей в Соблаго веткой на Торжок

Оптимизация в компании РЖД привела к тому, что поставить на техническое обслуживание ТО-2 тепловоз (которое по сути сводится только к внешнему осмотру экипажной части и дизеля локомотива да экипировке его топливом, маслом и водой), а также пассажирский вагон в самом Осташкове теперь просто негде. Локомотивное депо ТЧ-34 закрыто ещё в 1998 году, вагонного депо здесь тоже давно уже нет. Дооптимизировались как говориться... Дальше уже некуда.

Руины на месте ПТОЛ и разобранная пескосушилка в ликвидированном ТЧ-34 Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Руины на месте ПТОЛ и разобранная пескосушилка в ликвидированном ТЧ-34 Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Поэтому и приходится гонять тепловоз с классным вагоном аж за сто с лишним километров из Осташкова в Бологое и обратно, чтобы обеспечить в итоге курсирование оставшегося ещё в ходу пригородного поезда Осташков-Кувшиново "снежинка".

Поезд №5001 на скрещении с пригородным поездом Осташков-Бологое №6692 на станции Бологое-Полоцкое (Бологое-2). Фото: Алексей Алексеев
Поезд №5001 на скрещении с пригородным поездом Осташков-Бологое №6692 на станции Бологое-Полоцкое (Бологое-2). Фото: Алексей Алексеев

Но почему тому же РЖД не взять на себя обязательства и всё же в итоге по пути следования брать с собой пассажиров, отбивая хотя бы какую-то часть расходов на перегон "пузыря", а не возить воздух? Скорее всего в этом кроется какая то бюрократическая причина, поскольку само по себе РЖД не берёт на себя обязательства компании-перевозчика. Да и кто уж нынче поедет на этом поезде из Осташкова в Бологое? Не думаю что найдётся теперь много желающих. Вот так вот постепенно и отучили у нас в России людей ездить поездами.

Локомотивные бригады, следующие с этим поездом, так и говорят: "Ехать с пузырём".

Прибывший уже поздно ночью "пузырь" или поезд №5001 из Бологого в Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Прибывший уже поздно ночью "пузырь" или поезд №5001 из Бологого в Осташков. Фото: Алексей Алексеев

"Пузырь" только и делает, что всем мешает на однопутной дороге Бологое-Осташков, где и раздельных то пунктов, чтобы разъехаться со встречным поездом почти и не осталось. Он не везёт груз или пассажиров, а просто следует резервом. Диспетчер пинает его по участку как только ему заблагорассудится. То на двойное "скрещение" поставит, а то на ожидание по удалению впереди отправленного ранее поезда. Никогда обратно домой локомотивной бригаде с этим поездом вечером домой в Осташков вовремя не вернуться. Редкий случай если успеют вовремя сдаться. Всё время с переработкой возвращаются, превысив положенную 12 часовую норму на смене.

На участке Осташков-Великие Луки при переходе на зимний график из пригородного сообщения выпадают два дня в неделю: понедельник и среда. В эти дни, курсирующая здесь в это время суток всего одна пара пригородного, прозванного в этих краях "горбатым", также следует так называемым "пузырём" или "подгонкой" (называйте как вам угодно).

"Подгонка" или поезд №5406/5405 на отправлении с начальной станции с пустыми вагонами по понедельникам и средам на участке Осташков-Великие Луки для обеспечения курсирования пригородного №6693/6694 в остальные дни недели. Фото: Алексей Алексеев
"Подгонка" или поезд №5406/5405 на отправлении с начальной станции с пустыми вагонами по понедельникам и средам на участке Осташков-Великие Луки для обеспечения курсирования пригородного №6693/6694 в остальные дни недели. Фото: Алексей Алексеев

Целых два вагона из Осташкова на Великие Луки и в обратном направлении в указанные дни недели следуют совершенно пустыми, перевозя один воздух. Соседняя с Тверской - Псковская область, наш пограничный можно сказать форпост, сегодня находится в ещё более тяжелом финансовом положении и не в состоянии компенсировать компании-перевозчику эти дни курсирования пригородного поезда. И РЖД вынужденно гоняет тепловоз и пустые вагоны, чтобы обеспечить курсирование пригородного поезда №6693/6694 в остальные дни недели, принимая полностью на себя эти неоправданные расходы. Неужели нельзя как то иначе решить эту проблему, например нехватку средств на организацию пригородного движения из регионального бюджета покрывать финансовой помощью из вышестоящего федерального и почему до сих пор никто не обратил из чиновников своё внимание на эту проблему? Или я не прав?

А что Вы думаете по этому поводу дорогие читатели? Пишите своё мнение в комментарии.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!