Найти тему
ПроМашины

Почему с улиц исчезли Икарусы?

Те, кто жил во времена Советского Союза, а затем уже в новой России и некоторых других странах бывшего Советского Союза, наверняка помнят этот замечательный городской автобус - Ikarus 280. Этот венгерский автобус наряду с нашим "скотовозом" ЛИАЗ 677, был основным в структуре городского общественного транспорта.

"Каноничный" городской Икарус был в основном в варианте "гармошка" и обязательно в желтой раскраске. Уже потом, после налаживания сборки у нас в стране и после капитального ремонта, вариант расцветки мог быть любым
"Каноничный" городской Икарус был в основном в варианте "гармошка" и обязательно в желтой раскраске. Уже потом, после налаживания сборки у нас в стране и после капитального ремонта, вариант расцветки мог быть любым

Икарус 280 был исключительно сдвоенным с прицепом "гармошка". Были и "одинарные" варианты и многие ошибочно думают, что это такой вариант модели.

ЛИАЗ 677 трудился на улицах в одно время с Икарусом. ЛИАЗ был менее комфортабельным и менее вместительным (Фото с Яндекс картинки)
ЛИАЗ 677 трудился на улицах в одно время с Икарусом. ЛИАЗ был менее комфортабельным и менее вместительным (Фото с Яндекс картинки)

На самом деле одинарных Икарусов было в городе очень мало (буквально по пальцем сосчитать), и как мне сказали в автобусном парке, такие варианты иногда получались после капитального ремонта и при упразднении "гармошки" и прицепа, а заднюю стенку просто приваривали. То то я думал, почему у "одинарных" Икарусов от автобуса к автобусу различалось расположение задних фонарей и внешний вид задней стенки. Оказывается это был "самопал" из ремонтных мастерских.

Сам автобус выгодно отличался от нашего ЛИАЗа значительно более просторным и комфортабельным салоном

Салон Икарусов был очень вместительным и комфортабельным (Фото Яндекс картинки)
Салон Икарусов был очень вместительным и комфортабельным (Фото Яндекс картинки)

Икарус и водителям нравился больше, чем ЛИАЗ

Рабочее место водителя в Ikarus 280 (Фото с Яндекс картинки)
Рабочее место водителя в Ikarus 280 (Фото с Яндекс картинки)

Икарусы ко всему прочему были более динамичными машинами по сравнению с нашими ЛИАЗиками. Дело в том, что Ikarus имел мощный и современный дизельный двигатель Raba. На практике это выражалось в том, что иногда старые ЛИАЗы не могли заползти в крутую горку, у Икарусов таких проблем не было.

Были у Икарусов и недостатки. Например, в очень многих автобусах не хватало мощности установленных отопителей и часто зимой в салоне автобусов было очень холодно, а стекла были в инее, чего например практически никогда не случалось в ЛИАЗах. К тому же сдвоенные Икарусы из-за своих внушительных габаритов и как следствие меньшей маневренности, редко использовались за городом на узких и извилистых шоссе.

Так же в нашей стране не редким гостем был и туристический вариант Икаруса, модель 256

Ikarus 256 комфортабельный и быстроходный автобус, но был и существенный недостаток - на скорости сильно "выла" трансмиссия (Фото с Яндекс картинки)
Ikarus 256 комфортабельный и быстроходный автобус, но был и существенный недостаток - на скорости сильно "выла" трансмиссия (Фото с Яндекс картинки)

Куда пропали Икарусы

Модель 280 с 1973 по 1993 год выпускалась в Венгрии. Такие автобусы (желтые Икарусы), естественно, поставлялись к нам. С 1994 года по 2002 год автобусы выпускались у нас в России. Как правило они были иной расцветки:

(Фото с Яндекс картинки)
(Фото с Яндекс картинки)

у наших Икарусов немного отличался интерьер, были установлены более мощные отопители.

Интересно, что у нас собиралась из машино-комплектов, которые поставлялись из Венгрии дорестайлинговая версия, которая отличалась от более свежей дверьми с узкими стеклами и более примитивными салонными плафонами освещения.

Так куда пропали Икарусы? Со вступлением Венгрии в Евросоюз производство Икарусов год от года падало. Виной тому квоты. Ну не хочет Германия, чтобы Венгрия составляла им конкуренцию. А ведь раньше Ikarus было крупнейшим в Европе предприятием по выпуску автобусов. Более того, автобусы Икарус ни чем не уступали своим западноевропейским аналогам.

В 2003 году основное предприятие Ikarus закрылось. Потом были попытки открыться заново, даже удалось собрать какую-то партию автобусов, но затем из-за низкой рентабельности предприятие опять закрылось. Бренд сейчас сохранился и даже производит совсем небольшими партиями автобусы и микроавтобусы, но это уже совсем не тот Икарус, что мы знали.

С наших улиц Москвы модель 280 начала массово исчезать со второй половины двухтысячных годов, в других городах эти автобусы эксплуатировались гораздо дольше, но сейчас остались единичные экземпляры.

Для меня Икарус 280 на ряду с ЛИАЗ 677 останется символом эпохи, счастливой эпохи позднего СССР, а затем и молодой России, с этим автобусом прошло мое счастливое детство и юность. Кстати, Ikarus 280, производись он сейчас, не выглядел бы древним мамонтом.

А какое мнение об этом автобусе у вас? Поделитесь в комментариях!

А кому понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь! Впереди много интересного!