Найти в Дзене
Мир Танков

ИС 3 - история танка с щучьим носом

Оглавление

Задачи ставила война
Единожды раскрученный маховик создания новых танков в конструкторских бюро (далее – КБ), созданных при советских заводах тяжёлого машиностроения, к концу Второй мировой войны набрал бешеные обороты. Конструкторы, работавшие на Урале, в Сибири и Поволжье, значительно опередили как своих коллег, работавших на предприятиях стран-противников, так и инженеров стран-союзников. Из цехов Челябинского Кировского завода (далее – ЧКЗ) только выезжали первые серийные танки ИС-2, а КБ ЧКЗ и КБ опытного предприятия №100, также размещавшегося в Челябинске, постановлением №5583 Государственного Комитета Обороны от 8 апреля 1944 года обязали разработать новый тяжёлый танк ИС-3.

 ЧКЗ, сборочный цех танков КВ-1
ЧКЗ, сборочный цех танков КВ-1

Предыстория

12 сентября ГКО принял решение о вывозе в Челябинск харьковского дизель-моторного завода №75, а 6 октября 1941 года в Челябинск пошли вагоны со станками и специалистами ЛКЗ. В этот же день приказом наркома танковой промышленности СССР «ЧТЗ имени Сталина» был переименован в «Кировский завод Наркомтанкпрома в городе Челябинске». Его директором назначили И.М. Зальцмана, а главным конструктором – Ж.Я. Котина.

Новый главный конструктор ЧКЗ Ж.Я. Котин, любивший независимость в работе, используя все свои связи в наркомате, в марте 1942 года инициировал создание на базе опытного производства ЧТЗ Опытного завода №100, который возглавил он сам, и куда перешла часть инженеров с основного предприятия (при этом многие из конструкторов продолжали работать в помещениях ЧКЗ).
В результате были искусственно созданы два конкурирующих между собой конструкторских коллектива, соперничество которых не позволяло обоим КБ спокойно почивать на лаврах.

Трудный путь к совершенству
Весной 1944 года они параллельно включились в работу над одним и тем же заданием. На заводе №100 решили не слишком отходить от конструкции танка ИС-2 (своей предыдущей разработки), изменив лишь верхнюю лобовую деталь новой машины. Теперь она формировалась не из одного, а из двух броневых листов толщиной 110 мм, сваренных вместе по центру, сильно наклонённых к вертикальной плоскости и повёрнутых в плане под большим углом. Сверху они накрывались крышей, наклонённой к горизонту под углом 7°. Такая конструкция верхней лобовой бронедетали у инженеров завода получила название «нос с горбинкой», но в результате прижилось другое название – «щучий нос». Конструкция заставляла рикошетить снаряды противника, поскольку, помимо угла по вертикали к траектории снаряда, бронированный лист находился и под углом по горизонтали.

В проекте Кировского завода главной особенностью стала башня оригинальной приплюснутой сферической формы, разработанная конструктором Г.В. Крученых. В ней разместили ту же 122-мм пушку Д-25, что устанавливалась и на ИС-2. Толщина бронирования башни по периметру достигала 110 мм в верхней её части и 200 мм – в нижней. Рациональные углы наклона стенок башни (до 60°) значительно увеличивали вероятность рикошета. Кроме того, днище нового танка имело оригинальную корытообразную форму, что позволяло немного уменьшить высоту бортовой брони снизу (в наименее поражаемой части), тем самым снизив массу машины.

 Опытный экземпляр тяжелого танка «Кировец-1» («Образец А»), разработанного на ЧКЗ
Опытный экземпляр тяжелого танка «Кировец-1» («Образец А»), разработанного на ЧКЗ

В обоих прототипах инженеры отказались от курсового пулемёта и места стрелка-радиста, а высвободившееся пространство и вес использовали для улучшения бронирования машины и повышения комфортности в отделении управления.

На рассмотрение наркому танковой промышленности В.А. Малышеву поступили два самостоятельных проекта.

Первоначально на заводские испытания 28 октября 1944 года поступил прототип от Опытного завода №100.

-3

Второй прототип получил заводское обозначение «Кировец-1».
Её испытания проходили с 18 по 24 декабря 1944 года, и в целом результаты устроили военных приёмщиков, хотя те и рекомендовали конструкторам доработать новый танк.

Но доработка машины вылилась в её полную переделку, так как параллельно с испытанием челябинских прототипов проводился анализ их проектов в Институте металлургии и брони (ЦНИИ-48), который после эвакуации работал в Свердловске (ныне – Екатеринбург). Специалисты ЦНИИ-48 предложили взять лучшие инженерные решения, применённые в каждом из проектов, и реализовать их в одной машине. Из проекта завода №100 предлагалось позаимствовать конструкцию верхней лобовой бронедетали – «щучий нос», а из проекта ЧКЗ – сферическую в поперечном разрезе башню, которую в продольной проекции предлагалось вытянуть, придав ей форму эллипса. Кроме того, на новый танк «перекочевала» корытообразная форма днища. У танка новой конструкции теоретическая пробиваемость корпуса 88-мм снарядами снижалась до 34% против 39,5% у корпуса производства завода № 100 и 44,1% – у корпуса производства ЧКЗ.

 Конструкция корпуса танка ИС-3. 1,7 – верхние наклонные листы, 2 – бонки для крепления запасных траков, 3 – бонка для крепления прибора ночного видения, 4 – бонки для крепления фар и сигнала, 5 – защелка, 6 – буксирный крюк, 8 – левое переднее крыло, 9 – нижний наклонный лист, 10 – нижний вертикальный лист, 11– кронштейн кривошипа направляющего колеса, 12 – цапфа, 13 – упор, 14 – кольцо, 15 – блок подвески, 16 – верхний наклонный лист, 17 – крыло, 18 – кронштейн крепления наружных топливных баков, 19 – защитная планка
Конструкция корпуса танка ИС-3. 1,7 – верхние наклонные листы, 2 – бонки для крепления запасных траков, 3 – бонка для крепления прибора ночного видения, 4 – бонки для крепления фар и сигнала, 5 – защелка, 6 – буксирный крюк, 8 – левое переднее крыло, 9 – нижний наклонный лист, 10 – нижний вертикальный лист, 11– кронштейн кривошипа направляющего колеса, 12 – цапфа, 13 – упор, 14 – кольцо, 15 – блок подвески, 16 – верхний наклонный лист, 17 – крыло, 18 – кронштейн крепления наружных топливных баков, 19 – защитная планка

Приказ №729 о создании нового танка был получен руководителями обоих заводов 16 декабря 1944 года. ЧКЗ обязывали произвести сразу опытную партию нового танка в количестве десяти машин. Название «Победа» за машиной не закрепили, но утешением для Зальцмана могло служить то, что индекс разработки танку присвоили по нумерации ЧКЗ – 703-й (у опытного завода №100 индексы машин начинались на 200), так что формально в конкурсе на конструирование нового танка победил коллектив ЧКЗ. К 25 января 1945 года было необходимо изготовить восемь из десяти запланированных машин.

Вскоре новый танк получил «боевой» индекс ИС-3. Несмотря на то, что его конструкция во многом была сходной с танком ИС-2, новые машины изготавливались и «доводились» довольно долго и поступили в строевые части лишь к тому времени, когда боевые действия на фронтах Второй мировой войны уже закончились.

ИС-3: технические характеристики
ИС-3 имел классическую компоновку. Его ходовая часть не претерпела особых изменений по сравнению с ИС-2 – на борт приходилось по шесть сдвоенных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, а также по три поддерживающих катка.

 Конструкция подвески танка ИС-3. 1 – блок подвески; 2, 10 – гусеницы; 3 – торсионные валы; 4 – кривошип; 5 – натяжной механизм; 6 – упор; 7 – фланец; 8 – балансир; 9 – поддерживающий каток; 11 – опорный каток; 12 – ведущее колесо
Конструкция подвески танка ИС-3. 1 – блок подвески; 2, 10 – гусеницы; 3 – торсионные валы; 4 – кривошип; 5 – натяжной механизм; 6 – упор; 7 – фланец; 8 – балансир; 9 – поддерживающий каток; 11 – опорный каток; 12 – ведущее колесо

Основной особенностью, визуально отличавшей танк от всех предыдущих моделей, стала полусферическая башня.
В боевом отделении размещались три члена экипажа – командир танка, наводчик и заряжающий. Основное вооружение танка осталось таким же, как и на ИС-2 – 122-мм пушка Д-25Т образца 1943 года.

 Боевое отделение танка ИС-ЗМ:
Боевое отделение танка ИС-ЗМ:

1 – аппарат ТПУ А-1 командира, 2 – блок настройки антенны, 3 – электрораспределительный щиток башни, 4 – танковый перископ командира ТПК-1, 5 – аппарат ТПУ А-2 наводчика, 6 – электродвигатель механизма поворота башни, 7 – прицел ТШ-17, 8 – внутренний стопор пушки «по-походному», 9 – аппарат ТПУ А-3 заряжающего, 10 – прибор наблюдения заряжающего МК-4, 11 – спаренный с пушкой пулемет ДТМ, 12 – лотковая снарядная укладка, 13 – сидение заряжающего, 14 – пушка Д-25Т, 15 – сидение командира, 16 – стопор башни, 17 – маховичок ручного привода механизма поворота башни, 18 – контроллер, 19 – блок питания радиостанции и ТПУ, 20 – приемопередатчик Р-113, 21 – разгрузочная тяга
Танки ИС-3 снабжались радиостанциями 10-РК-26 и танковыми переговорными устройствами ТПУ-4бис-Ф.

 Продольный разрез танка ИС-3
Продольный разрез танка ИС-3

20 февраля 1945 года эталонный образец ИС-3 №2 отправился для участия в государственных испытаниях на полигон Научного исследовательского испытательного института бронетанковой техники в Кубинке. Испытания проводились в период с 23 марта по 12 апреля 1945 года и в целом завершились успешно. К 1 мая 1945 года ЧКЗ изготовил только 25 танков ИС-3, часть которых еще проходила заводскую обкатку.

В воинские подразделения новые машины стали поступать довольно поздно, поэтому ни в боевых действиях против Третьего Рейха, ни в боях с Японией они не участвовали из-за отсутствия подготовленных экипажей.

Попробуй легенду в Бою! Жми и получай бонусы!

-8

Второй опытный образец танка ИС-3 на испытаниях на полигоне НИБТ в Кубинке, март 1945 года

Первый официальный «показ» ИС-3 состоялся 7 сентября 1945 года во время военного парада в Берлине, проведённого союзниками в честь окончания Второй мировой войны.
Парад Победы союзных войск в Берлине, посвященный окончанию Второй мировой войны, 7 сентября 1945 года
В Красной Армии (с 1946 года – Советской Армии) ИС-3 использовались, прежде всего, для комплектования подразделений тяжёлых танков Группы войск в Германии и странах Восточной Европы.

Боевое крещение

Первыми боевыми действиями, в которых приняли участия танки ИС-3, оказались венгерские события осени 1956 года.
23 октября 1956 года в Будапеште прошла 200-тысячная манифестация, изначально носившая мирный характер. Венгры требовали сменить непопулярных руководителей страны, проводивших социально-экономическую политику, навязанную Москвой.

 ИС-3, подбитый на улице Будапешта (район кинотеатра «Корвин»). В результате взрыва боезапаса с танка сорвало башню. Октябрь 1956 года
ИС-3, подбитый на улице Будапешта (район кинотеатра «Корвин»). В результате взрыва боезапаса с танка сорвало башню. Октябрь 1956 года

В столице Венгрии начались тяжёлые бои, в результате которых восставшим удалось удержать только несколько центральных районов города. Танки и бронетранспортёры, введённые на улицы, были уязвимы для гранат и бутылок с зажигательной смесью, которыми пользовались восставшие, а также противотанковой артиллерии, бившей по ним в упор из подвалов жилых домов. В результате потери советской бронетехники оказались значительными.

 Советские танки, принимавшие участие в венгерских событиях 1956 года. Впереди ИС-3, за ним Т-34/85, и на заднем плане – плавающий танк ПТ-76 ранних выпусков
Советские танки, принимавшие участие в венгерских событиях 1956 года. Впереди ИС-3, за ним Т-34/85, и на заднем плане – плавающий танк ПТ-76 ранних выпусков

Страны Варшавского договора ИС-3 не производили, и на вооружение их армий он не поступал. Два ИС-3 были переданы для ознакомления танковым подразделениям Войска Польского, однако дальнейшие поставки не осуществлялись, а имевшиеся танки принимали участие только в парадах. Впоследствии одна из этих машин использовалась как учебная, пока не была утилизирована, а вторая оказалась в Высшей офицерской школе танковых войск имени С. Чарнецкого, где до сих пор экспонируется в музее при этом учебном заведении.

Один ИС-3 был передан вооружённым силам Чехословакии. После окончания войны в Корее часть танков ИС-3 была передана правительству КНДР, из которых были сформированы два полка этих машин.

 Танк ИС-3 чехословацкой армии, 1950-е годы
Танк ИС-3 чехословацкой армии, 1950-е годы

Боевая «карьера» ИС-3 на Ближнем Востоке
В конце 50-х годов танки ИС-3 начали поставляться Республике Египет, и уже 23 июля 1956 года они приняли участие в параде в честь Дня независимости в Каире. Всего до 1967 года Египет получил около сотни танков этой модели.
Во время Шестидневной войны, начавшейся 5 июня 1967 года, египетские ИС-3 вместе с другой поставленной СССР бронетехникой приняли на себя основной удар бронетанковых сил Израиля.

 Парад в Каире с участием танков ИС-3
Парад в Каире с участием танков ИС-3


С постамента – в бой

Летопись боевого применения ИС-3 пополнилась новыми страницами уже в наше время. Летом 2014 года военные формирования самопровозглашенной Донецкой Народной Республики, оборонявшие города Славянск и Константиновка от подразделений Вооружённых сил Украины (далее – ВСУ) и добровольческих батальонов, мобилизовали танк, установленный в Константиновке в качестве памятника. Силовая установка ИС-3 была отремонтирована, и машина покинула постамент своим ходом. Так как к его 122-мм орудию Д-25Т подходят выстрелы для 122-мм гаубицы Д-30, проблем с боезапасом не возникло.

По данным ДНР, ИС-3 использовался для ведения огня по блокпостам ВСУ, в результате чего несколько военнослужащих ВСУ было убито и ранено. Танк успешно избежал ответного огня и был оставлен ополченцами целым и невредимым, когда они отступали из Славянска и Константиновки в Донецк. Сейчас этот танк экспонируется в киевском Музее вооружённых сил Украины.

 Танк ИС-3, использовавшийся силами ДНР в боях против ВСУ
Танк ИС-3, использовавшийся силами ДНР в боях против ВСУ

Еще наши статьи:

Где было крупнейшее танковое сражение? (P.S это не Прохоровка )
Бензин, да и только! Почему танки Германии имели только бензиновые моторы?
Крест а не свастика! Почему немецкие танки ее не использовали?


У нас есть подарки для танкистов! ------> Жми!

-14

Понравилось?

Поддержи нас лайком и поделись этой информацией с друзьями!
Наш сайт -
https://worldoftanks.ru/
VK -
https://vk.com/worldoftanks
Youtube -
https://www.youtube.com/user/WorldOfTanks
Facebook -
https://www.facebook.com/WorldOfTanks.RU/