Продолжаем рассказывать о направлениях в литературе и литературных приемах. Сегодняшний текст вам точно не покажется скучным.
Натуралистичными называют произведения, авторы которых подробнейше описывают стороны жизни, которые в приличном обществе обсуждать не принято (здесь пусть включится ваше воображение).
Вообще, когда-то это было довольно мощное литературное направление со своими классиками (Эмиль Золя, Ги де Мопассан, Теодор Драйзер). Под этим термином тогда, правда, понималось не только описание секса или дефекации, но вообще любое избыточное (с точки зрения критика) жизнеподобие.
Увы, просуществовала мода на это все недолго — где-то 30 лет. Впрочем, как литературный прием натурализм жив до сих пор. Что мы вам сейчас и продемонстрируем.
1. Практически любой роман Чака Паланика
Паланик — человек, повидавший жизнь во многих ее проявлениях. Он был волонтером в больнице для бездомных и в хосписе. По долгу службы будущий писатель возил умирающих на сеансы групповой терапии, где наслушался самых разных историй. Все это нашло отражение в его творчестве (вспомните культовый «Бойцовский клуб», созданный под впечатлением от упомянутых сеансов).
Пара деталей, чтобы время суток перестало быть томным этот текст не казался вам слишком сухим. В «Снаффе» есть порнографическая сцена, где шесть сотен мужчин совокупляются с одной женщиной. Естественно, описана она в мельчайших подробностях.
В «Удушье» главный герой (страдающий от сатириазиса — это вроде нимфомании, но только у мужчин) потерял, скажем так, в нижней части пищеварительного тракта секс-игрушку и на протяжении всей книги не может сходить по-большому. Когда посреди деловой встречи игрушка-таки выходит наружу с потоками сами-понимаете-чего, героя настигает озарение и приходит решение экзистенциальной проблемы. Вообще вся книга построена на постоянном смешении высокого и низкого — есть у Паланика такой излюбленный прием.
2. «Пурпурные реки» , Жан-Кристоф Гранже
Получивший знаменитую экранизацию триллер французского журналиста и писателя-детективщика. Здесь две сюжетные линии с парой ведущих каждый свое дело следователей. В какой-то момент они пересекаются и цепочки кровавых преступлений находят свое объяснение.
В книге предельно натуралистично описано что было проделано с жертвами убийств. Это нашло отражение и в визуальном стиле знаменитого фильма Матьё Кассовица («Багровые реки», 2000). Кстати, финал последнего изменен по сравнению с романом. Многими считается, что книга круче.
3. Любой роман Максима Шаттама
Еще один француз в нашей подборке. Один из самых продаваемых молодых (сравнительно) франкофонных авторов. В своем творчестве своеобразно сочетает классический детектив с элементами кровавого триллера. Считается мастером точных-сочных деталей. Тема крови, кишок и прочего гуро раскрыта.
Кстати, Шаттам специально ради совершенствования писательского мастерства прослушал курс криминалистики в университете.
4. «Сага о Рейневане» («Гуситская трилогия» ), Анджей Сапковский
Чуть менее известный историко-фантастический цикл от автора «Ведьмака». Ну то есть это нормальные такие исторические романы с небольшими вкрапениями элементов фэнтези.
Повествует о времени, когда гуситы победили у себя дома и начали заниматься своеобразным «экспортом революции» в соседние страны. Действие предельно насыщено кровавыми подробностями сражений и жестокостей средневековой войны.
5. «Страх и отвращение в Лас-Вегасе», Хантер Томпсон
Вы наверняка смотрели знаменитую экранизацию Терри Гиллиама с Джонни Деппом и Бенисио дель Торо. Так вот, оригинальная история про двух путешественников-наркоманов даже еще более отвязная и натуралистичная.
6. «Коровы» , Мэтью Стокоу
Нет, мы в принципе не будем описывать что происходит в этом романе, чтобы не нарваться на цензурные проблемы. Поверьте на слово, это самая адовая из всех книг в этой подборке. Детям, беременным, лицам с неустойчивой психикой... ну вы сами понимаете.
Добавьте в комментарии еще примеров прочитанной вами натуралистической прозы. Если комментарии окажутся бодрыми, то мы когда-нибудь вернемся к этой животрепещущей теме.