Найти в Дзене
Driver Pete

Лейла и другие... часть 1 (к 50 - летию великого альбома)

Патти Бойд
Патти Бойд

DEREK AND THE DOMINOS

"Layla And Other Assorted Love Songs" (1970)

-2

1. БРАТЬЯ ПО ГИТАРЕ

В 1970м Эрик Клэптон работал как ломовая лошадь, стараясь работой (а чуть позже и героином) заглушить безнадёжную, как ему тогда казалось, любовь к жене своего лучшего друга Джорджа Харрисона - Патти Бойд.

Джордж и Патти + Эрик
Джордж и Патти + Эрик

После распада, так много обещавшего и такого недолговечного супер-проекта Blind Faith, Эрик присоединился к вечно кочующим по Америке фолкерам Delaney & Bonnie, которые были суппортерами Blind Faith в их роковОм туре по США.

Отыграв с Дилейни и Бонни множество концертов, Клэптон подружился с музыкантами их аккомпанирующего состава. Вместе с ними он принял участие в записи легендарного альбома все того же Харрисона "All Things Must Pass".

Итогом сближения Эрика и музыкантов из группы сопровождавшей D&B стало решение создать новую группу.

Первоначально парни назвали себя Eric & the Dynamos. Но на одном из первых концертов конферансье запутался в их мудреном названии и, объявляя, переименовал в Derek & the Dominos.

Эрика такое название сначала позабавило, но после недолгих размышлений, даже устроило. Так тому и быть - решили они.

Застенчивый от природы Клэптон всегда чувствовал себя неуютно в роли бэнд-лидера и франтмена. В Крим и Блайнд Фэйт эту роль он предпочитал уступать Джеку Брюсу и Стиву Винвуду (соответственно).

Кроме того, в том же 70-м году, аккурат в августе, когда Дерек и Домино засели в студии, у ЭК вышла первая сольная пластинка ("Eric Clapton"), которая, несмотря на высокое качество музыки и помощь все тех же Дилэйни и Бонни с аккомпаниаторами (а так же Стивена Стиллза, Риты Кулидж и Лиона Расселла), прошла совершенно незамеченной. Это дополнительно пошатнуло в Эрике и без того шаткую уверенность в себе.

Eric Clapton (1970 album)
Eric Clapton (1970 album)

В результате Клэптон взалкал анонимности.

Дебютный соло-альбом Эрика ждала печальная судьба - после выходы блистательной "Лейлы" он был обречен навсегда остаться в её тени.

Впрочем, это я уже забежал немного вперед ...

Опасаясь нового фиаско, Клэптон твердо решил сохранить инкогнито на новом альбоме. С него было достаточно "супергрупп" и "звездности", он хотел, чтобы новую группу воспринимали не как "группу великого Эрика Клэптона", а как самостоятельную боевую единицу. Нужна была чистота эксперимента, чтобы понять на что способны Домино, без звездного шлейфа ее лидера.

А группа была способна на многое. Сегодня имена Джим Гордон (барабанщик), Карл Рэддл (басист), Бобби Витлок (клавишник) - уже мало что говорят непосвящённым, но во главе с Эриком это был один из лучших составов в истории рок-музыки. Так теперь считают многие. Повторю за ними и я, ибо согласен с этим полностью.

Derek and the Dominos
Derek and the Dominos

Убедившись в жизнеспособности коллектива, обкатанного на концертных площадках, музыканты решили, наконец, приступить к записи альбома. Продюсировать запись они пригласили опытнейшего и матерого Тома Дауда (Tom Dowd) - одного из величайших саунд-продюсеров всех времён и народов.

Tom Dowd
Tom Dowd

Материала для записи у ребят было уже вполне достаточно: ещё во время турне с Дилэйни энд Бонни Эрик плотно закорешился и реально спелся с Бобби Витлоком. Вместе они начали писать песни.

"Просто, чтобы было что играть на концертах" - вспоминал Витлок).

Последний по времени, но отнюдь не по важности, ингредиент для будущей записи был привлечён к работе, когда была уже арендована одна из студий в Майами. Этим ингредиентом стал юный гитарист Дюэйн Оллман (Duane Allman), с которым Эрик давно мечтал поработать.

Duane Allman
Duane Allman

Клэптон восхищался его игрой в песнях Вилсона Пиккетта и Ариты Франклин (о существовании the Allman Brothers Band он тогда ещё даже не знал).

Том Дауд, который как раз в это время занимался продюсированием второго альбома Оллман Бразерс Бэнд (Idlewild South), узнав о таком желании Эрика, сообщил, что на днях theABB будут выступать на одной из концертных площадок Майами. Эрик попросил провести его на концерт. Дальнейшая история стала уже рок-апокрифом ...

Клэптон вошёл в зал, где выступали Оллманы, и сел в первом ряду, прямо напротив сцены. Концерт уже был в разгаре.

Дюэйн в тот момент играл соло. Импровизировал, закрыв глаза.

А когда глаза он на мгновение открыл, то увидел перед собой великого Клэптона ... и мгновенно перестал играть.

На Дюэйна напал столбняк прямо на сцене.

Второй гитарист "Братьев" - Дикки Беттс после паузы подхватил соло и выкручивался из него, как мог. Благо, такие джем-импровизации были обязательной частью любого концерта ABB.

После концерта произошло их формальное знакомство. Клэптон сходу предложил поучаствовать в записи первого альбома своей новой группы. И, не желая терять времени, на волне взаимной симпатии, два гитариста рванули в студию. Там они просидели вдвоем всю ночь, до самого утра.

"Они показывали друг другу любимые гитарные приёмчики, менялись гитарами, делились профессиональными секретами, болтали без умолку, подогрелись какой-то наркотой ...
они были в восторге друг от друга, каждый восхищался мастерством и техникой другого"
- вспоминал потом Том Дауд.

Эрик и Дюэйн рождены были для того, чтобы играть вместе. Это стало ясно после первых же пробных попыток.

Duane / Eric
Duane / Eric

Сначала планировалось, что Оллман поучаствует в записи одного или двух треков, но в результате он записался, как минимум, на девяти песнях.

Довольно интересное и азартное занятие теперь - разбираться где Эрик, а где Дюэйн играет на этом альбоме.

Твёрдо можно сказать только одно: если слышите слайд - это работа Оллмана . Клэптон тогда не был силён в этом компоненте гитарной игры, а Дюэйн - величайший среди слайд-гитаристов.

Кстати, начиная именно с этого альбома, Клэптон, как гитарист, стал сознательно уходить в тень, отдавая святое "право на соло" своим многочисленным (в дальнейшем) партнерам.

У поклонников это вызвало законное недоумение, а у многих и негодование.

Эрик Клэптон - один из величайших мастеров гитарного соло, каких только видел мир, вдруг стал находить особое утончённое удовольствие в подыгрыше другим. И в этом, как оказалось, ему просто нет равных.

Если вы видели Исаакий или Казанский Собор ночью, в освещении прожекторов, то можете оценить всю важность и красоту такой подсветки. Эрик Клэптон и стал такой виртуозной "подсветкой" для других гитаристов, раскрашивая их соло восхитительными и точными лучами своих гитарных штрихов, усиливая эффект унисоном или контрастом, поддерживая их и маскируясь за вуалью аккомпаниатора.

Это блистательное умение "второго гитариста" он впервые широко применил именно в дуэте с Дюэйном Оллманом на альбоме LATOALS.

Такого блистательного дуэта гитаристов рок, пожалуй, не знал до этого и я не уверен, что узнал после.

Двойное соло Оллмана и Клэптона в песне "Лейла" (начинает знаменитый рифф Эрик, Дюэйн вступает после первых 7-и нот, а дальше... словами и не опишешь) - это одна из высочайших гитарных вершин. Канченджанга сдвоенной гитары. А может быть и Эверест.

Работа над записью после появления в студии Дюйэна Оллмана закипела. Оба - Эрик и Дюэйн - были буквально одержимы альбомом, идеи рождались на ходу и тут же шли в дело, получая своё реальное воплощение.

Характерна история с записью кавера на знаменитый блюз Биг Билла Брунзи "Key to the Highway".

В соседнем помещении Criteria Studios группа Sam & the Pharaos записывала именно этот блюз. Derek & the Dominos услышали Фараонов через стену и начали спонтанно джемовать на эту же тему.

Том Дауд, восхищённый тем, что у них получается, отдал команду звукоинженерам стартовать запись.

Этот незапланированный дубль, записанный сходу, без всякой подготовки, и вошёл в альбом, став, на мой взгляд, лучшей из версий классической Key to the Highway. А версий этих я слышал десятки.

Кстати, когда будете слушать этот альбом, то обратите внимание на то, как начинается Key to the Highway. Теперь вам будет ясно почему такое странное начало у этого трэка.

В итоге материала парни назаписывали столько, что альбом получился двойным, а о качестве музыки лучше всего, наверное, свидетельствует признание все того же легендарного продюсера Тома Дауда:

"Я чувствовал, что это будет лучший альбом, над которым я работал со времён The Genius of Ray Charles...
Новая музыка, исполненная с величайшим мастерством. Гитара там просто блистательна, ритм-секция туга, как часы, все они - живые детали единого организма, который дышит, сжимается, сокращается, становится громче, затихает, но всегда напряжен и интенсивен. Соло великолепны, тексты и вокал - изумительны".

Если вы загляните в послужной список Тома Дауда, то поймёте, что такие слова дорогого стоят.

А много лет спустя знаменитый музыкальный критик Джин Санторо скажет о "Лейле и других избранных песнях о любви" так:

"Это был краеугольный камень рок-истории... Альбом стал бриллиантовым памятником своему времени."

... продолжение следует ...

оригинал статьи размещен здесь

Если вы дочитали, то вам может быть интересно:

Лейла и другие ... часть 2 (к 50-летию великого альбома)
Проклятие Лейлы (к 50-летию великого альбома)
БиБи КИНГ и Эрик КЛЭПТОН (Некоторые соображения, навеянные выходом совместного альбома "Поездка с королём")
Депрессивная весна Джона Леннона (к 50-летию велико
го альбома)
Будешь ли ты любить меня завтра?
Ячменное Зерно Вундеркинда (к 50-летию великого альбома группы Traffic)
Ассиметричный ответ Боба Дилана ("John Wesley Harding", 1967)
Третий - не лишний (к 50-летию великого альбома)
Маска, я тебя знаю? (к 50-летию великого альбома)
Возвращение Блудного Отца (часть1 - Свистать всех наверх!)
Возвращение Блудного Отца (часть2 - Курс на Чикаго!)
Зеленая Река, Болотные Берега (К 50-летию великого рок-альбома)
Песни для портнихи (к 50-летию великого альбома)
Блюзовая Душа Углекопа (Eric Burdon - Soul Of a Man, 2006)
Капитализм + Электрификация Грязного Блюза
Старик, который отказался играть рок-н-ролл в 1969 году (к 50-летию великого альбома)