Найти тему
Driver Pete

Лейла и другие ... часть 2 (к 50-летию великого альбома)

Патти Бойд-Харрисон
Патти Бойд-Харрисон

первая часть здесь

2. И ДРУГИЕ ПЕСНИ О ЛЮБВИ

Альбом "Лейла и прочие избранные песни о любви" - плод неистовой любви Клэптона к недостижимой Патти Бойд-Харрисон.

Джордж и Патти
Джордж и Патти

Безумная и запретная любовь к жене лучшего друга сводила 25-летнего гитариста с ума. Кипящая и стонущая, нежная и самоубийственная страсть сублимировалась в гитарный пожар и музыкальный водоворот.

Если бы меня попросили составить списки "лучший альбом / лучшая песня о любви мужчины к женщине", то это вулканическое музыкальное признание Клэптона лидировало бы в такой номинации с большим отрывом.

Эрик больше никогда не будет так плодовит и так ярок как сонграйтер. Он никогда больше не будет так исповедально откровенен. В его песнях больше никогда не будет подобной одержимости. Он больше никогда не будет так испепеляюще влюблён. Такое случается только раз в жизни.

George Pattie Eric
George Pattie Eric

Каждый трэк этого альбома - отчаянный стон от невозможности счастливого исхода для испепеляющей страсти. Каждая песня - бесстыдное и нежное признание.

Апофеоз этого любовного безумия - великая песня про Лейлу.

Измученный безответной и безнадежной любовной горячкой, Эрик бессонным ночами в гастрольных трейлерах читал случайно попавшую ему в руки книгу персидского классика Низами - "Лейла и Меджнун".

-4

История трагической любви между девушкой, выданной отцом замуж за нелюбимого, и бедным поэтом настолько точно наложилась на личные обстоятельства Клэптона, что впору поверить в Божественное Провидение, приведшее его к великой поэме Низами.

Так родилась на свет одна из величайших рок-песен.

Авторство знаменитого риффа приписывает себе барабанщик Джим Гордон, а Клэптон не оспаривает его и не подтверждает.

Он вообще давно отказывается говорить о Гордоне и у него есть на это причины, о которых я расскажу в эпилоге.

Но всё же, куда более правдоподобно, что рифф сочинил Дюэйн Оллман.

Оллман, к тому же, изображает в конце песни "плач птицы" на слайд-гитаре, в память о своём любимом музыканте - Чарли Паркере (Bird - кличка великого саксофониста).

Джим Гордон, и это неоспоримо, сочинил и исполнил на фортепиано (всё-таки чертовски талантливым музыкантом был этот псих!) длинную инструментальную коду, которую жаль было бросать в корзину. Эту фортепианную пьесу прицепили к, прекрасно звучащей и без неё, песне. Данное обстоятельство и дало возможность Гордону формально стать соавтором "Лейлы", а соответственно и получать изрядные авторские отчисления в течение десятков лет, после того, как Лейла стала одной из самых исполняемых песен на радиостанциях Америки и Европы.

Инструментальная кода Гордона безусловно хороша (хотя и тиснута у бывшей подружки Джима, фолковой певицы Риту Кулидж) , но всё же это самостоятельное произведение, никакого отношения к самой песне мелодически не имеющее.

Мелодию "Лейлы" сочинил сам Эрик Клэптон, и незамысловатый любовный текст - тоже его.

А Лейла - это, конечно же, Патти.

-5

Кстати, одна из песен альбома (I Am Yours) все-таки написана на стихи самого Низами.

Не раз встречалось мне такое мнение, что LATOALS это якобы "альбом одной песни". Такого рода заявления всегда удивляли меня безмерно и выдавало в говорящем или человека, не вовсе слышавшего сам альбом, или слушавшего его фоном и, скорее всего, случайным фоном.

Лейла, конечно, песенный шедевр, но есть же ещё:

- I Looked Away-

альбомная открывашка, включающая в себя один из лучших дуэтов Эрик / Дюэйн. А какой здесь элегантный ритмический рисунок!

- Bell Bottom Blues -

Разумеется, эта нежнейшая баллада тоже написана для Патти и про нее.

Однажды юная вертихвостка Патти Бойд попросила Эрика привезти ей модные джинсы из Америки. У нас такая модель называлась "клёш", а в Британии bell bottoms (колокольчики).

Eric & Pattie
Eric & Pattie

Это воспоминание и вылилось в одну из самых романтичных и трогательных песен, написанных Клэптоном.

Белл-боттомз блюз- одна из немногих песен альбома, которые были записаны еще до того, как к Derek & the Dominos присоединился в студии Дюэйн. Все гитарные партии здесь исполнил сам Клэптон.

Намеренно или случайно - бог весть, но песня про расклешенные джинсы получилась очень "харрисоновской" по саунду и настроению.

- Keep On Growing -

сырой блюзовый саунд, фанки-ритмика, отличный вокальный дуэт Клэптона и Витлока. А как здесь барабанит Гордон, заррраза!

- Tell The Truth -

"Скажи мне правду" сначала была записана как темповой номер (еще на сессиях харрисоновского альбома All Things Must Pass), затем парни сделали медленный вариант, а в итоге в альбом вошла комбинированная версия.

Считается, что это первая песня сочиненная специально для будущей группы Эрика Клэптона и Бобби Витлока (именно Бобби - автор мелодии).

Говорят, что среди гитарных наложений на этой записи затесались и сам Джордж Харрисон и Дэйв Мэйсон из Траффик (он тоже участвовал в записи All Things Must Pass).

- Anyday-

Восхитительное слайд-соло Дуэйна Оллмана - главное украшение этой песни и одно из лучших на альбоме!

И красивый финальный трек

- Thorn Tree In The Garden -

бенефис Бобби Витлока.

Присутствуют на альбоме замечательные каверы на классику блюза и соул:

- уже упомянутый джем "Key to the Highway", в котором дуэт Clapton / Allman выдал такой импровиз, что другие и годами совместных репетиций не смогут добиться подобного взаимопонимания, а эти "братья по гитаре" - играючи и сходу записали!

Счастье наше, что опытнейший Том Дауд, как только понял, что в студии происходит нечто потрясающее, успел шепнуть техникам: "Врубите эту чертову машинку!" и запись пошла.

- Nobody Knows You When You're Down And Out -

Классический номер из репертуара великой королевы блюза -Бесси Смит. Видимо, это была попытка повторить успех "Key to the Highway" и получилось хорошо, но уже не так эффектно.

- Have You Ever Loved A Woman -

Блюз, заимствованный у одного из клэптоновских кумиров - Фредди Кинга. Пожалуй, Эрику не хватает вокальной мощи для исполнения такой баллады, но зато страсти здесь с избытком да и сыграно отлично.

- It's Too Late -

Песня Чака Виллза (Chuck Wills) - ещё один пример того, что Дюэйн Оллман был величайшим слайд-гитаристом ...

Чуть меньше остальных каверов на этом альбоме мне нравится хендриксовская

- Little Wing -

В версии Эрика "Крылышко" (моя любимая песня Джими Хендрикса), как мне кажется, потеряла свою эфемерную воздушность, взамен получив некую депрессивность, что оригинальному варианту Джими было не свойственно. Но как оказалось, депрессивность была пророческой.

Среди великого множества кавер-версий LW есть те, которые мне нравятся намного больше (Стинг, Сноуи Вайт, Джефф Хили и, разумеется, инструментальный шедевр Стиви Рэя Вона).

Клэптон записал "Little Wing" одной из последних. Хендрикс её так никогда и не услышал в этом исполнении. Джими умер всего через несколько дней после того, как была сделана эта запись.

Эрик и Джими были очень близки, они чувствовали какую-то особую связь между собой, как это бывает у двух великих чемпионов или царственных особ.

Jimi and Eric
Jimi and Eric

Смерть Хендрикса стала для Клэптона тяжёлым ударом:

"Меня накрыло жуткое ощущения одиночества, когда я узнал о смерти Джими" - вспоминал Эрик через много лет.

В итоге, Little Wing, которая записывалась как дань уважения живой легенде, стала реквиемом в память о друге и великом гитаристе.

После смерти Хендрикса критики и поклонники стали называть Эрика "наследником гитарной короны". Подобная аттестация только усугубляла его мрачное настроение.

Похоронное настроение чувствуется и в песне (светлой по своей сути, хоть и печальной). Оно давит на меня, когда я слушаю альбом.

Пожалуй, пришло время для финального резюме.

Слабых мест у альбома немного: местами прослеживаются самоповторы, порой Клэптон не тянет в качестве вокалиста. Но гитарная составляющая альбома искупает все огрехи. "Лейла ..." - один из лучших гитарных альбомов рока. Эпохальная веха в истории.

Тем не менее, альбом вышел в декабре 1970 и заблудился где-то в середине третьего десятка альбомного чарта Биллборд, а в Англии в чарты и вовсе не попал.

Критики восприняли альбом с прохладцей.

Но главный арбитр - Время с годами все расставил по своим местам. Сегодня ни один приличный список "лучшие альбомы в истории бла - бла - бла" не обходится без "Лейлы" - единственного альбома великой группы, которая так и не поверила в собственное величие.

Осталось лишь рассказать о метафизическом "проклятии", которое приписывают теперь этому альбому биографы Эрика Клэптона и историки рок-музыки.

Это и станет темой заключительной части моего рассказа.

... окончание следует ...

оригинал статьи размещен здесь

Если вы дочитали, то вам может быть интересно:

Лейла и другие... часть 1 (к 50 - летию великого альбома)
Проклятие Лейлы (к 50-летию великого альбома)
БиБи КИНГ и Эрик КЛЭПТОН (Некоторые соображения, навеянные выходом совместного альбома "Поездка с королём")
Костер на берегу (или ирландцу дома стены помогают)
Старый конь ритм-энд-блюз не испортит
Третий - не лишний (к 50-летию великого альбома)
Маска, я тебя знаю? (к 50-летию великого альбома)
Возвращение Блудного Отца (часть1 - Свистать всех наверх!)
Возвращение Блудного Отца (часть2 - Курс на Чикаго!)
Зеленая Река, Болотные Берега (К 50-летию великого рок-альбома)
Песни для портнихи (к 50-летию великого альбома)
Обратная Сторона Эбби Роуд (к 50 летию альбома)
Капитализм + Электрификация Грязного Блюза
Старик, который отказался играть рок-н-ролл в 1969 году (к 50-летию великого альбома)