Найти в Дзене
IQ Pharma

iPharma: как создать эффективную систему интернет-маркетинга в фармацевтической компании

Трудно не согласиться с тем фактом, что сегодня Интернет играет одну из ключевых ролей в жизни российских граждан. Всеобщая «интернетизация» населения дала старт стремительному развитию технологий интернет-маркетинга, которые стали обширно использоваться, в том числе и в бизнесе фармацевтических компаний. С каждым годом рыночные игроки наращивают своё присутствие в Глобальной сети, придают все большее значение digital-инструментам в мультиканальной модели продвижения и заметно увеличивают инвестиции в интернет-маркетинг. К сожалению, даже при наличии высокой маркетинговой активности в Интернете, многие фармпредприятия не задумываются о разработке собственной digital-стратегии. Их интернет-маркетинг, не имея в своей основе комплексной и структурированной системы, носит хаотичный и лоскутный характер, эффективность которого сомнительна или отсутствует совсем. Какие-то компании работают в Сети по принципу «все так делают», а в ряде случаев интернет-продвижение, не соответствующее целям и стратегии предприятия, насаждается недобросовестными подрядчиками. Пользуясь отсутствием у менеджмента некоторых фармкомпаний необходимых теоретических и практических знаний об интернет-маркетинге, как о системе, со своей стратегией и последовательностью этапов, такие агентства навязывают заказчику маркетинговые инструменты, выгодные им самим, а не «заточеные» под потребности партнера. Отсюда рождаются бесконечные переделки сайта, раздутые маркетинговые бюджеты на дорогостоящие, но ненужные именно этому продукту рекламные кампании, бесполезные группы в социальных сетях с интернет-ботами, которыми обрастает лекарственный бренд, а также другая деятельность, не уложенная в единую комплексную структуру.

-2

Итак, что же представляет собой система интернет-маркетинга фармацевтической компании, основанная на комплексном подходе, последовательности этапов и действий и способная обеспечить эффективную конкуренцию в цифровых каналах? Для начала давайте определимся с дефиницией самого термина «интернет-маркетинг».

Интернет-маркетинг — это практика использования всех аспектов традиционного маркетинга в интернете, затрагивающая основные элементы маркетинг-микс: продукт, цена, место продаж и продвижение

Интернет-маркетинг является составной частью электронного маркетинга компании, который в свою очередь интегрирован в общую маркетинговую стратегию предприятия. Электронный маркетинг, помимо интернет-маркетинга включает в себя: CRM-систему с её «облачными» решениями; аналитические и BI-технологии; IP-телефонию, встроенную в систему управления взаимоотношениями с клиентами; корпоративный информационный портал с on-line сервисами и технологией TradeSocialMarketing, объединяющий деятельность сотрудников компаний, партнеров, подрядчиков и клиентов; E-Detailing и цифровые приложения, используемых для эффективного взаимодействия фармпредприятия с целевыми аудиториями (в практике фармацевтического бизнеса это могут быть приложения для управления работой sales force производителей, осуществления визитов в лечебные учреждения и т.п.).

-3

Однако, Интернет настолько динамичная и быстроразвивающаяся структура, что такое классическое понимание маркетинга в интернет-пространстве уже является некоторым упрощением всех его процессов и технологий и требует дополнения.

В более широком и прикладном к фармацевтическому бизнесу значении, определение интернет-маркетинга может звучать следующим образом:

Интернет-маркетинг фармацевтической компании («iPharma») – это комплексная и стратегически обоснованная СИСТЕМА маркетинговых мероприятий, реализуемых фармацевтическими компаниями в Интернете и направленных на создание поля лидов в сообществах медицинских, фармацевтических работников и пациентов с целью формирования спроса на лекарственные препараты через сайт, социальные сети, мобильные интернет-технологии и специализированные медицинские информационные порталы.

В этом определении под «лидом» понимаются потенциальные прямые потребители, т.е. пациенты, которые интересуются информацией о лекарственном препарате1 и в перспективе могут его купить, а также лидеры мнений - медицинские и фармацевтические работники, участвующие в формировании спроса на лекарственные препараты и влияющие на принятие пациентом решения о выборе того или иного препарата. Создание поля лидов – это формирование баз данных по всем целевым аудиториям и продолжение дальнейшей работы с ними для обеспечения роста продаж фармацевтических брендов. Для генерации лидов фармкомпания может коммуницировать с пациентами и лидерами мнений в многочисленных digital-каналах: через мир социальных сетей и блогов, где обсуждаются лекарственные препараты, на всевозможных медицинских порталах и форумах с консультациями медицинских специалистов, на сайтах лекарственных брендов и интернет-ресурсах аптек. Конечно же, все технологии интернет-маркетинга находят свое применение и в мире мобильных устройств, который позволяет поддерживать полный контакт компании с пациентами и врачами посредством специализированных медицинских приложений и сервисов.

Эффективная система интернет-маркетинга фармацевтической компании, позволяющая получать прибыль от инвестиций в интернет-продвижение, базируется на следующих ключевых и обязательных принципах:

1. основывается на digital-стратегии, интегрированной в общую маркетинговую стратегию предприятия;

2. направлена на достижение правильных целей деятельности в интернет-пространстве;

3. состоит из комплекса последовательных мероприятий, проводимых в соответствии с определенными этапами работы с лидами в Интернете;

В данной статье лекарственные препараты не дифференцируются на препараты рецептурного и безрецептурного отпуска. Следует понимать, что продвижение лекарственных препаратов рецептурного отпуска в т.ч. и в интернет-пространстве имеет существенные законодательные ограничения.
-4

1. имеет многоканальную и персонифицированную аналитику, позволяющую измерять результат от каждого действия и инструмента интернет-маркетинга на каждом этапе работы с лидами;

2. оценивается по ясным и понятным критериям эффективности.

Принципиально важно, чтобы Digital-стратегия была интегрирована со стратегией электронного маркетинга, которая, в свою очередь, является частью маркетинговой стратегии и стратегии развития бизнеса компании.

Итоговый процесс разработки деятельности предприятия в Интернет состоит из нескольких этапов:

1. анализ существующей бизнес-модели и маркетинговой стратегии, аудит текущего маркетингового состояния предприятия;

2. постановка четких, конкретных, измеримых и достижимых целей интернет-маркетинга;

3. проведение анализа целевой аудитории, понимание потребностей аудитории;

4. исследование сформированного в интернете ядра запросов;

5. анализ деятельности конкурентов в интернете, отстройка от конкурентов;

6. разработка интернет-стратегии;

7. разработка критериев эффективности стратегии.

Разработав интернет-стратегию, компания может приступать к созданию собственной СИСТЕМЫ интернет-маркетинга, состоящей из ряда последовательных этапов, каждый из которых играет свою роль в достижении поставленных целей и наполняется соответствующим набором интернет-инструментов.

I. Этап №1 – определяем, какие целевые действия должны сделать представители целевых аудиторий, попавших в наше интернет-пространство.

Целевые действия – это желаемые для компании действия потенциальных потребителей. Их определяет само предприятие и делает всё, чтобы эти действия достигались. Самые эффективные из них обычно имеют формат призыва к действию (call to action) и выражаются с использованием глаголов: скачать, посмотреть, заказать, позвонить, купить и т.п. Для фармацевтической компании целевые действия пациентов-потребителей лекарственных препаратов и представителей медицинского и фармацевтического сообществ в чем-то будут совпадать, а в каких-то моментах различаться. Эти моменты должны учитывать интернет-маркетологи, разрабатывающие сайты лекарственных брендов и специальные целевые страницы (англ. «landing page» или «посадочная страница») — веб-страницы, содержащие информацию об услуге или товаре, переход на которую осуществляется по ссылке из рекламного объявления и использующиеся для усиления эффективности рекламы и увеличения аудитории. Целевые действия разрабатываются именно на первом этапе, перед привлечением на интернет-ресурсы пользователей.

-5

II. Этап №2 Рычаги убеждения пациентов/Рычаги убеждения медицинских и фармацевтических работников. На втором этапе, после разработки целевых действий убеждаем целевые аудитории совершить эти целевые действия. Как и на первом этапе, рычаги убеждения пациентов купить препарат будут одни, рычаги воздействия на врачей будут другие, а на провизоров и фармацевтов – третьи. Более того, для совершения каждого целевого действия необходимо применять свои инструменты убеждения, а также определиться на каких платформах (страницах) мы будем убеждать аудиторию совершить нужное нам целевое действие. Можно выделить следующие рычаги убеждения:
1. Контент – соответствующим для каждой из целевых аудиторий образом оформленная информация о лекарственном препарате (инфографика, презентации, видео и т.п.);
2. Сервисы – инструменты, помогающие посетителю в работе с препаратом, что-то сравнить, посчитать, получить информацию (например, калькулятор для расчета необходимого для закупки количества доз вакцины для вакцинации коллективов, система виртуального тура на фармацевтическое производство и т.п.);
3. Дизайн – визуальное убеждение аудитории не уйти с интернет-ресурса и совершить целевое действие;
4. Копирайтинг – убедительные и «продающие» тексты о лекарственных препаратах, соответствующие законодательству в области регулирования рекламы и обращения лекарственных средств;
5. Юзабилити – то есть удобство пользования ресурсом с любого устройства, в том числе и мобильного, простота в навигации и поиске необходимой информации;
6. Всевозможные фишки – дополнительные инструменты для привлечения внимания аудитории. Например, для врача в разделе «Механизм действия лекарственного препарата» может быть мультипликационно представлено, как таблетка проходит весь цикл в организме человека, попадает в рот, опускается в пищевод, как распадается в желудке, какими эффектами сопровождается и т.п. Такие анимационные и интерактивные мобильные приложения (как правило, на планшетах) очень часто используются медицинскими представителями фармацевтических компаний для убеждения врачей в назначении препарата на индивидуальных визитах или коллективных мероприятиях для врачей в ЛПУ.
Каждый из перечисленных рычагов убеждения занимает весомое значение в интернет-маркетинге, по ним накоплена большая библиотека материалов, а по некоторым даже существуют специализации интернет-маркетологов (например, контент-маркетолог, копирайтер продающих текстов).
III. Этап №3 – привлечение аудитории на интернет-ресурсы компании.

Наверное, это самый любимый и понятный для менеджмента предприятий этап. Зачастую весь интернет-маркетинг в понимании некоторых интернет-маркетологов и руководителей компаний ограничивается только этим, не первым и даже не вторым этапом в системе digital-маркетинга. Самая распространенная ошибка, которую совершают менеджеры по интернет-маркетингу, это попытка в первую очередь «нагнать» трафик пользователей на сайт без целеполагания, продуманных целевых действий и сформированных рычагов убеждения.
Обзор инструментов привлечения пользователей – это отдельная и масштабная глава в интернет-маркетинге. Для примера можно назвать следующие каналы привлечения пациентов, медицинских и фармацевтических работников:

-6

I. Этап №4 Лояльность целевых аудиторий. На этом этапе системы интернет-маркетинга основная задача состоит в удержании посетителей на сайт, выпадающих из воронки продаж, возвращении их на ресурсы компании и формирование лояльности целевых аудиторий. Наиболее важное значение этот этап приобретает в аспекте взаимодействия с медицинскими и фармацевтическими работниками, которые существенным образом влияют на назначение лекарственных препаратов и убеждение пациентов. Отсутствие сформированной лояльности ключевых специалистов сферы здравоохранения к лекарственному бренды может не только не принести новых потребителей, но и сказаться на репутации препарата.

Наиболее популярными инструментами удержания являются:

· интернет-телевидение и вебинары;

· мнение ведущих и авторитетных (независимых) врачей, имеющих опыт применения препарата;

· доступ к on-line базам медицинской информации и клинических исследований;

· CRM компании и call-центр

· e-mail маркетинг

· мнения о препарате в социальных сетях и различных специализированных ресурсах

· Helpdesk

· блоги врачей

· ответы на жалобы, запросы

· помощь в получении информации о препарате

· пр.

II. Этап 5 Аналитика и показатели эффективности. В Интернете можно померять практически все и получить полную и персонифицированную информацию о каждом пользователе, зашедшем на интернет-ресурсы компании. Однако, не все показатели эффективности имеют значение для бизнеса. Многие метрики, такие как посещения и показатели отказов сайта, количество подписчиков в социальных сетях, показатели открытий и кликов email-рассылок ничего не говорят руководителю о том, как с их помощью зарабатываются деньги. Все показатели эффективности в интернет-маркетинге можно условно разделить на три группы:

1. Количественные показатели – самые простые метрики, которые в большинстве случаев не требуют сложных расчетов и вычислений. Например: количество уникальных посетителей, подписчиков страницы Facebook, лидов в воронке продаж и прочие.

2. Конверсионные показатели, рассчитывающие эффективность этапов воронки продаж и выражающиеся в процентах. Например, конверсия - отношение количества посетителей сайта, выполнивших целевые действия на странице ко всем посетителям страницы; отношение количества заключенных сделок к количеству лидов.

3. Экономические показатели, отражающие эффективность интернет-маркетинговых активностей, выраженные в деньгах. Например, стоимость привлечения одного посетителя, стоимость привлечения одного лида, стоимость привлечения одного клиента.

На помощь в интернет-анализе приходит большое количество аналитических инструментов, как широко известных для большей части сотрудников компаний, так и набирающих популярность. Например, Google Analytics, Яндекс.метрика., ClicTale, Яндекс вебмастер, Google webmaster, SEOPult, LiveInternet, IQ’ Buzz, Woopra и некоторые другие. У каждого из них свой функционал и назначение.

Когда речь идет об анализе эффективности конкретной маркетинговой кампании, оценку важно проводить в комплексе, с использованием всех видов показателей. Только такой анализ позволит сделать выводы, найти точки роста и определить дальнейшие действия.

Познание теории и практики интернет-маркетинга и погружение в мир Digital оказывается настолько полезным и увлекательным занятием, что, как правило, приводит к глубокому, серьёзному и непрерывному изучению всех аспектов маркетинга в Интернет-пространстве. Постоянное совершенствование знаний в области интернет-маркетинга необходимо как прямым специалистам (менеджерам по интернет-маркетингу), так и управляющим маркетингом фармацевтических компаний, а также бренд- и продакт-менеджерам.

-7
Используемая литература
1. «iМаркетинг. Работаем по системе» В. Мышляев
2. «Маркетинг в социальных сетях» Д.Халилов
3. «Call to action. Добавьте в корзину. Ключевые принципы повышения конверсии веб-сайтов. Б.Айзенберг, Д.Айзенбер
4. Сайт www.likeni.ru
5. Сайт www.texterra.ru
6. Блог компании Сompleto www.completo.ru
7. Блог компании Ingate www.digital.ingate.ru
Интернет
1876 интересуются