Найти тему
Видимое временно...

О сложных взаимоотношениях братца Иоанна и РПЦ в синодальный период

Продолжаем наш небольшой цикл публикаций, касающийся деятельности секты братца Иоанна Чурикова. (ссылка на предыдущую статью)

Основатель общества трезвости Иоанн Чуриков
Основатель общества трезвости Иоанн Чуриков

Ещё раз подчеркну, что я всеми руками и ногами за православное общество трезвости, существующее в лоне РПЦ, центром котрого является храм в Санкт-Петербурге. Я против тех, кто считает Иоанна Чурикова Христом, пришедшим во второй раз. Именно эти люди, кто бы они ни были, превращают братца Иоанна в сектанта, в раскольника и лжеучителя.

Поэтому в данной публикации попробуем поразмышлять о сложностях взаимоотношения братца Иоанна и РПЦ.

Перебравшись в 1894 году в столицу, Чуриков проводит беседы, подобные тем, что бывали на его родине. Он проповедует низам общества, и главной темой его проповедей становится борьба с пьянством. Появляется большое количество последователей. В то же время Чуриков встречает сопротивление со стороны светских и церковных властей. Отношения Чурикова с Православной Церковью складывались весьма непросто. В одном из архивов Петербурга сохранился документ о признании Чурикова сектантом и отлучении его от причастия. Вызывала резкую критику, в частности, практика причащения "Братцем" своих последователей – после беседы с одним из архиереев Чуриков запретил им причащаться и, вместо этого, стал давать приходящим к нему по три кусочка сахара, "чтобы жизнь была сладкой". В 1898 году он был посажен в самарский сумасшедший дом, но через год выпущен на свободу. В 1900 году по инициативе епископа Самарского Гурия он был заточен в Суздальский монастырь. Всего Чуриков подвергался арестам 62 раза. (ссылка на источник)

Наверняка, дорогие друзья, вы помните, что свой цикл публикаций о секте трезвенников я начал с описания религиозного опыта моего коллеги по работе. Так вот, я кинул упрёк в сторону братца Иоанна, причащавшим прихожан тремя кусочками сахара. Ответ был примерно следующим:

"Бред! Он не причащал сахаром. Это был своего рода обряд посвящения при принятии обета полного отказа от алкоголя. С принятием обета у членов братства начиналась новая "сладкая жизнь". Т.е. жизнь исполненная сладостного духовного общения со Всевышним, в противовес той горькой жизни, пребывания в постоянного алкогольном угаре. Братец Иоанн призывал своих последователей посещать богослужение. Даже его беседы по устоявшейся традиции начинались начинались в 14:00. Сперва служба - потом беседы."

Православное общество трезвенников Братца Иоанна Чурикова. Пасхальная беседа
Православное общество трезвенников Братца Иоанна Чурикова. Пасхальная беседа

Как видим, есть некоторое противоречие или расхождение в том, что мы читаем из источника с тем, что указывает коллега. Лично я склонен доверять моему коллеги, учитывая те исторические условия, в которых довелось братцу Иоанну продвигать своё братство и спасать людей от пьянства. Церковь в то время представляла собой ужасное явление в плане своей административной организации, что несомненно отрицательно сказывалось на некоторых аспектах деятельности РПЦ.

Напоминаю, что Пётр I упразднил патриаршество и назначил обер-прокурора, который был обязан (по инструкции) находиться «в заседаниях присутствия» Святейшего синода. Другими словами, государство контролировало внутренние дела церкви. (Кто хочет более подробно познакомиться с данным периодом в истории церкви кидаю ссылочку).

Петр I
Петр I

Главное, что можно заключить из данного периода: многие положительные веяния в религиозно-философской жизни Российской империи подавлялись вследствии неспособности высших церковных административных чинов рассмотреть в них действия Духа Божьего.

К сожалению, этот печальный факт привёл к усугублению раскола русского общества, а впоследствии накопленные противоречия сыграли далеко не последнюю роль в возникновении революции 1917 года. Предполагаю, что как раз этот фактор и сказался на религиозном пути Иоанна Чурикова. Церковные власти оказались неспособными увидеть в нём народного учителя, патриота, духовного лекаря, пастыря, а посчитали его сектантом-раскольником. Но прежде чем прийти к такому однозначному заключению, следует более подробного рассмотреть первоисточник, т.е. сами беседы братца Иоанна. Возможно, он сам лично превратно толковал православное богословие, продвигая, к примеру идеи реинкарнации. Отвергал ли он Таинство причастия? Вообщем всего того, о чем толкуют нынешние сектанты-раскольники, почитающие братца Иоанна за мессию.

Друзья, поэтому пока что мы с вами до конца не докопались до истины, сделаем своего рода гипотетическое допущение, в котором братец Иоанн действительно настоящий подвижник благочестия, настоящий патриот, который за свои истинные взгляды пострадал незаслуженно.

Об этом и о многом другом поговорим в следующих моих публикациях. Поэтому не забываем подписываться и ставить лайк. Для вас это мелочь, а для меня пища для моей блоггерской души.

Всех с праздником Крещения Господа нашего Иисуса Христа!