Найти тему
Любить искусство

Как художник-самоучка стал великим классиком. История Эгона Шиле

Эгон Шиле - особенный художник. Его имя приводит в странный, сладостный трепет. Вспоминаются люди в пустом белом пространстве, обнаженные тела, искусственные позы. Испорченность, изоляция, смерть - все это воспевал Эгон Шиле. В Академии такому не научат.

Шиле мог окончить Академию и стать неплохим салонным художником. Академический рисунок хорошо давался, работы были объемные и очень реалистичные. Все, как положено. Но он быстро понял, что его путь - другой.

Шиле рисовал с натуры, и всегда с первого раза. Каждая нарисованная линия оставалась нетронутой, а если грубая ошибка - рисунок уничтожался. Натура не передавалась точно, но так и надо было - эмоциональное воздействие сильнее.
Шиле рисовал с натуры, и всегда с первого раза. Каждая нарисованная линия оставалась нетронутой, а если грубая ошибка - рисунок уничтожался. Натура не передавалась точно, но так и надо было - эмоциональное воздействие сильнее.

В Академии научили бы перспективе, и композиции, и анатомии, и правильной технике, но не научили бы главному - как стать великим художником. Шиле хотел быть только великим. Он последовал зову сердца и ушел.

Кумиром Шиле был Густав Климт. Первый художник Австрии, человек с испорченным характером. Его не признавали академики, его картины считали порнографичными. Шиле боготворил Климта. Амбиции и честолюбие юноши были столь огромными, что он уговорил Климта, мэтра и живого классика, дать оценку его способностям.

Рисунки Шиле тоже называли порнографичными. И хотя сейчас они воспринимаются, как подобает, на выставке в Лондоне, в 1917 году, плакаты зацензурили белыми прямоугольниками. Но обыграли. На прямоугольниках было написано: "Простите, 100 лет прошло, но даже сегодня это слишком смело". В Австрии показали, как есть.
Рисунки Шиле тоже называли порнографичными. И хотя сейчас они воспринимаются, как подобает, на выставке в Лондоне, в 1917 году, плакаты зацензурили белыми прямоугольниками. Но обыграли. На прямоугольниках было написано: "Простите, 100 лет прошло, но даже сегодня это слишком смело". В Австрии показали, как есть.

Мэтр был восхищен. Он сразу увидел сильнейший талант перед собой, и одобрил его уход из Академии. Но на этом знакомство не закончилось.

Климт покупал рисунки Шиле, художники менялись ими. Натурщица Валли стала позировать Эгону. Все было оплачено. Потом Эгон и Валли завязали отношения.

Валли поддерживала Эгона в трудную минуту, продавала его рисунки и позировала. Но Эгон бросил ее ради Эдит, соседки, представительницы зажиточного класса. Сердце Валли было разбито. Она умерла в 23 года.
Валли поддерживала Эгона в трудную минуту, продавала его рисунки и позировала. Но Эгон бросил ее ради Эдит, соседки, представительницы зажиточного класса. Сердце Валли было разбито. Она умерла в 23 года.

Путь Шиле оказался благодатным. Да, его графика проста. Но сила - запредельная. Ты в оцепенении смотришь на рисунок и внимаешь гимну смерти, который поет обнаженное тело. Ты потрясен. Академическое образование все свело бы к обычности. А так мы видим поэзию тела, смерти и сексуальной озабоченности, испытываем невероятные эмоции, и все это делают рисунки Эгона Шиле.

Смелость Шиле, как художника, не знала границ. Он рисовал себя обнаженного, что было немыслимо в начале XX века. Шиле был крайне самовлюбленным, упивался собой и передавал нарциссизм в своих рисунках. Даже сейчас очень мало художников раздевается ради своих работ.
Смелость Шиле, как художника, не знала границ. Он рисовал себя обнаженного, что было немыслимо в начале XX века. Шиле был крайне самовлюбленным, упивался собой и передавал нарциссизм в своих рисунках. Даже сейчас очень мало художников раздевается ради своих работ.

Слово и поддержка кумира заставили Эгона Шиле поверить в себя. Он был невероятно амбициозен. И главное - он трудился.

Вот так художник-самоучка и стал великим классиком.