Многочисленные друзья, ровесники, лицейские друзья и старшие товарищи Пушкина были декабристами. Сам поэт долгие годы состоял в общении с северным и южным обществами. Своими стихами и острыми либеральными высказываниями, он так раздражал Александра первого, что император отправил молодого вздорного поэта в ссылку на несколько лет.
И все же, не смотря на активные связи заговорщиками, Пушкин не принял участия в восстании.
Почему?
Известие о кончине императора Александра I и о происходивших вследствие оного колебаниях по вопросу о престолонаследии дошло до Михайловского около 10 декабря.
В Михайловском поэт находился в очередной ссылке.
Вот что пишет о произошедших далее событиях друг Пушкина, Соболевский:
"Рассчитывая, что при таких важных обстоятельствах не обратят строгого внимания на его непослушание, он решил в Санкт-Петербург. Итак, Пушкин приказывает готовить повозку, а слуге собираться с ним в Питер; сам же едет проститься с Тригорскими соседками. Но вот на пути в Тригорское заяц перебегает через дорогу; на возвратном пути из Тригорского в Михайловское — еще заяц!
Пушкин в досаде приезжает домой; ему докладывают, что слуга, назначенный с ним ехать, заболел вдруг белою горячкой.Глядь — в воротах встречается священник, который шел проститься с отъезжающим барином. Всех этих встреч — не под силу суеверному Пушкину; он возвращается от ворот домой и остается у себя в деревне».
Таким образом, Александр Сергеевич, прислушался, как сейчас можно выразиться к бессознательному и, внемля идущему отрицательному информационному потоку, не поехал в Петербург и не принял активное участие в самом восстании.
Но, от друзей и своих идей, под влиянием провала и, последовавшего за ним, розыска, не отказался.
Дадим слово самому Александру Сергеевичу:
"Фельдъегерь внезапно извлек меня из моего непроизвольного уединения, привезя по почте в Москву, прямо в Кремль, и всего в пыли ввел меня в кабинет императора, который сказал мне:
— А, здравствуй, Пушкин, доволен ли ты, что возвращен?
Я отвечал, как следовало в подобном случае. Император долго беседовал со мною и спросил меня:
— Пушкин, если бы ты был в Петербурге, принял ли бы ты участие в 14 декабря?
— Неизбежно, государь, все мои друзья были в заговоре, и я был бы в невозможности отстать от них. Одно отсутствие спасло меня, и я благодарю за то Небо.
— Ты довольно шалил, — возразил император, — надеюсь, что теперь ты образумишься и что размолвки у нас вперед не будет. Присылай все, что напишешь, ко мне; отныне я буду твоим цензором». Так прошла первая встреча Николая первого и Пушкина.
Император Николай первый благоволил Пушкину и после его смерти закрыл все долги поэта и назначил пенсию его семье, но это уже совсем другая история...
Другие истории из жизни великих людей:
Путешествие Петра первого по белому морю
Таинственная записка Черчилля на Ялтинской конференции в 1945 году