Есть в Дагестане небольшая речка Салтинка. Как и множество горных рек Дагестана пенится и шумит она в теснине ущелий. Но потом неожиданно исчезает – происходит это как раз у Аула Салта. Здесь речушка уходит в подземный мир красивым двадцатиметровым водопадом. Вот туда-то нам и надо!
Спускаемся с террасы, приютившей нас на ночь. Их, оказывается, тут море! А ведь ночью казалось, что едем огромным полем.
Салта сразу удивляет своими природными изваяниями.
Находим ущелье Салтики, снаряжаемся и отправляемся вглубь. Поначалу ущелье широкое – видно, что здесь даже встают палаточными лагерями.
Но самое интересное дальше, там где каменные стены сжимают Салтинку, и даже смыкаются сверху.
Сейчас воды совсем мало – шлепаем прямо по речке в шлепанцах, а детей несем на плечах.
Вода не холодная и прогулка в столь необычном месте в радость. И вот стены чуть раздвигаются, образуя просторный каменный мешок, а через пролом в потолке низвергается водопад.
Очень красивое место и одно из самых необычных виденных нами! Ложе водопада просторное, без валунов – так и манит искупаться.
Не скоро мы выбрались на свет божий.
Не только водопадом знаменит Салта – во время вышеупомянутой Кавказкой войны, именно здесь произошло самое долгое и кровопролитное сражение – двухмесячная осада аула.
Это сражение вошло в историю еще и тем, что русский хирург Николай Иванович Пирогов впервые в истории медицины применил при операциях наркоз в полевых условиях.
Здесь на Кавказе у нас сформировалась цель – пройти вдоль северной части хребта, по всем нашим республикам, до Черного моря. Но скоро уже подойдет месяц, как мы вышли из дому, и осень уже близка, а мы все не можем оторваться от Дагестана. Волевым усилием от Салты поворачиваем в направлении Чечни.
Вновь выходим на узел всех дорог Гергебиль и берем курс на северо-запад. Кстати там отведали еще одно национальное блюдо – Хинкал. Оказалось, что это кусок вяленого мяса с пшеничными и кукурузными галушками, и ничего общего с традиционными Хинкали не имеет. Своеобразное блюдо)
Не смоги мы напоследок не заглянуть к еще одному интересному месту Дагестана - Хунзахскому плато. Просторное плато рассечено впечатляющим каньоном в который низвергаются Хунзахские водопады.
Здесь же на краю видна Хунзахская или Аранинская крепость - возведённая как и в Гунибе по завершению Кавказской войны.
Место на удивление легкодоступное, что ничуть не приуменьшает его красоты.
На кромке всей этой красоты были атакованы местными наглыми козами – только повернешься полюбоваться, как получаешь удар под зад в направлении обрыва.
А в завершении, самая юркая забралась в неосмотрительно открытый багажник и стащила сладкое.
Белые журавли поэта Расула Гамзатова – уроженца этих мест.
Где-то за Хунзахом бывший до того хороший асфальт неожиданно исчез.
В Тлохе вновь выскочили на отличное шоссе.
Пополнив запасы провизии и продовольствия в крайнем крупном ауле Дагестана Ботлихе, начали подъем на перевал Харами, ведущий в Чечню. Харами – от слова Харам (запрет, нельзя). Печально знаменитый перевал, свидетель Кавказских войн всех веков.
Подъем пыльный, затяжной и долгий – пока шли опять как-то некстати стемнело.
Где-то на подъеме повстречался блок-пост. Занесли наши данные в журнал и пропустили - такая процедура станет на ближайшие дни рядовой. На вершине перевала традиционно выбираем главенствующую высоту и останавливаемся – дальше идти смысла нет. Уже расположившись, замечаем на соседнем склоне вереницу огоньков. Долго и настороженно наблюдали, но диспозицию свою не сменили.
На этом завершился первый этап Кавказского путешествия, впереди еще ждали все оставшиеся республики и больше двух месяцев интереснейшего пути! Продолжение следует…