Вообще-то это относится и к армейским офицерам, но журнал наш на морскую тематику, будем же верны взятому направлению.
Не станем вспоминать о шубах с царского плеча, вотчинах и пожалованных в награду крепостных душах. В начале ХХ века, о котором пойдёт речь, это всё было неактуально. Существовала отшлифованная наградная система, но всё же имелись и варианты. И корни их уходят вглубь истории. Ну взять хотя бы фамилии. Александр Васильевич Суворов после русско-турецкой войны по монаршей милости был повышен в дворянской иерархии и официально стал именовать граф Суворов-Рымникский. Таких примеров немало. Кстати, выжившие члены команды знаменитого немецкого рейдера "Эмден" Первой мировой войны тоже получили добавку к фамилии и имели право именоваться например, фон Мюллер-Эмден, по названию своего корабля.
На мой взгляд довольно забавно был награждён один наш морской офицер. Известно, что существовала некая забава на флоте, когда в одной команде собирали несколько человек и желательно как можно больше, с одной фамилией. Или например на миноносце четыре Волкова и один Зайцев. Прикольно, как сейчас говорят.
А вообще, порядковый номер однофамильцам присваивался после окончания Морского кадетского корпуса. Но это была неофициальная нумерация. Так что ничего удивительного, если родившийся в семье капитана 2-го ранга Петра Иванова сын Константин Петрович после выпуска стал считаться Ивановым -13-м. Поменяв много мест службы и кораблей, к моменту сражения в Корейском проливе (не путайте с Цусимой, до неё был ещё почти год) он был младшим артиллерийским офицером на крейсере "Рюрик" и не подозревал, что ему доведётся стать последним командиром этого крейсера через считанные часы после начала боя. Вот как это описывает писатель-историк Черкашин: После гибели командира офицеры «Рюрика» по старшинству сменяли друг друга в боевой рубке. Они поднимались туда, как на эшафот, залитый кровью своих предшественников. Капитану 1 ранга Трусову оторвало голову, и она перекатывалась в такт качке по скользкой палубе рубки; старший офицер кавторанг Хлодовский лежал в лазарете с перебитыми голенями. Заступивший на его место старший минный офицер лейтенант Зенилов простоял в боевой рубке недолго: сначала был ранен осколком в голову, а затем разорван снарядом, влетевшим под броневой колпак... Настал черед лейтенанта Иванова-13-го. Оставив свою батарею левого борта, он поднялся в боевую рубку ...
Иванов руководил боем, будучи трижды раненным, контуженным, с осколком снаряда в голове. Убедившись, что все средства сопротивления исчерпаны, он отдал приказ затопить корабль. Ранее, за мужество и храбрость, выказанные во время крейсерства в Японском море с 15 по 20 июня и отражение минной атаки 18 июня 1904 года, награждён орденом Св. Анны 3 степени с мечами и бантом. За бой на «Рюрике» его последний командир был удостоен ордена Св. Георгия IV степени, но вместо золотого оружия, какое получили другие уцелевшие офицеры, лейтенанту Иванову-Тринадцатому «высочайше был упразднен цифровой номер среди Ивановых и повелено впредь именоваться «Ивановым-Тринадцатым». И все его потомки отныне должны были носить фамилию Иванов-Тринадцатый. Такая вот награда. А это он в 1907 или 1908 году.
Дальнейшая история Константина Петровича достойна отдельной статьи. В частности, он командовал броненосцем "Пересвет" в момент его гибели на минном поле у Порт-Саида. Умер в эмиграции, во Франции.
Кстати, в том бою участвовали капитан 1-го ранга Евгений Трусов 1-й, старший инженер-механик Иван Иванов 4-й, лейтенанты Иванов 10-й и Петров 10-й, лейтенант Павел Постельников 2-й, мичманы барон Кесарь Шиллинг 2-й , Василий Терентьев 1-й.
Другой необычной награды был удостоен сын командира миноносца "Страшный" лейтенанта Константина Константиновича Юрасовского, погибшего в неравном бою вместе со своим кораблём. Исключительный случай - повелением Императора в память o подвиге отца его сын Денис был зачислен в Mopской кадетский корпус в младенческом возрасте. Видимо считалось, что другой судьбы, кроме морского офицера, у него быть не должно.
Однако боевые заслуги и многочисленные награды отнюдь не служили щитом, способным прикрыть от высочайшего гнева. Историю с наказанием Е.С. Гернета я уже описывал в предыдущей статье. Нечто подобное произошло с мичманом Денисовым, но с гораздо более унылым концом. Участник обороны Порт-Артура, боевых тралений японских мин, командир плутонга на броненосце "Пересвет" во время боя в Жёлтом море. Награждён орденами Св. Анны и Св. Станислава с бантом и мечами.
Но попался на растрате через несколько лет после войны. Высочайше повелено: "считать исключенным из службы, с лишением чина, орденов и других знаков отличия и всех особенных прав и преимуществ, лично и по состоянию ему присвоенных или службой приобретенных". Но царя недаром называли батюшкой - он накажет, он и смилостивится. Через полтора года всемилостивейше повелено: возвратить утраченные им по суду чин, ордена, дворянство и все особенные права и преимущества, с тем, чтобы считать его исключенным из службы и лишенным лишь некоторых прав и преимуществ. Ещё через год были вовращены и они. Но выше мичмана он так никогда и не поднялся.
А вот история капитана 2 ранга Хлодовского, старшего офицера "Рюрика", которого я уже упоминал, рассказывая об Ивнове-Тринадцатом, и погибшего вместе с крейсером. Ещё во время обучения в Морском училище, в начале 1887 г. арестован как участник подпольного революционного военного кружка. Во время дознания стойко отказывался от дачи каких-либо показаний. Из 18-ти обвиняемых 7 были приговорены к каторжным работам, а остальные, в том числе и Хлодовский, к ссылке в Сибирь. Приговор был смягчен императором (17 осужденных были разжалованы в солдаты и матросы, а одному в наказание вменено предварительное заключение).
Хлодовский служил матросом на Каспии. 28.01.1891 представление генерал-адмирала о производстве Х. в офицеры было удовлетворено императором. 04.02.1891 произведен в мичманы. Служил прекрасно и рос в должностях и званиях. 23.04.1901 назначен старшим флаг-офицером штаба начальника эскадры Тихого океана. Потом переведён старшим офицером на "Рюрик" 27.07.1904 отчислен от должности, как получивший другое назначение, но пошёл в поход. А мог и не идти. Через четыре дня погиб в бою, и не самой лёгкой смертью.
А это Николай Владимирович Кулибин
Старший помощник командира крейсера "Жемчуг" , правнук нашего известного изобретателя, взлёты и падения его военной службы, да и жизни вообще, я описал раньше в статье Истории разжалованных и снятых с должностей морских офицеров Настоятельно советую прочитать, это необыкновенные истории, в том числе можно сравнить с таковыми в советском флоте, тоже приведёнными в статье.
...........................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь