Найти тему
Евгений Тарабрин

Анна Андреевна Ахматова в Воронеже

Не так давно в 20-х годах прошлого века было популярно устойчивое ворожение «числятся за органами» - что означало отбывать ссылку в провинциальном городе. Одним из таких городов, в те тяжелые годы стал Воронеж. Но наш маленький рассказ будет посвящен отнюдь не ссыльной персоне, а на оборот.

Поговорим мы о человеке ставшим оплотом и кумиром своего времени, поэтессе Анне Андреевне Ахматовой. Анна Андреевна в Воронеж приехала неспроста, приехала навестить своего друга, отбывавшего ссылку в городе.
Ее приезд состоялся 5 февраля 1936 года, в надежде на встречу с больным и казалось вот-вот уйдущем из эпохи Мандельштамом, она спешила из Ленинграда к своему другу. Из Воронежа была отбита телеграмма, тяжело болен, приезжай ваш друг Мандельштам. Анна Андреевна не ни могла не приехать на зов. Собрав все силы и средства был куплен билет, и началась долгая дорога в ожидании встречи.
В поезде вспоминались первые дни знакомства в «башне» так называли квартиру родоначальника литературного течения символистов Вячеслава Иванова. Долгие разговоры о литературе, стихи и бурные обсуждения. Все это было как вчера. А сегодня дорога к опальному больному другу. Вспомнилось и то, что Мандельштам не отрекся не предал дружбу, и ушел из «Башни», в месте мы стали называть себя «Акмеисты», так и зажили по новому, с новыми стихами и бурными обсуждениями. Вспомнился и последний день перед арестом, он стоял в памяти как самый страшный день, отняли, забрали еще одного близкого человека. Это была ночь, потом она станет еще одной страшной ночью в судьбе, было 16 мая 1934 года, пришли трое работников ОГПУ, был долгий обыск, потом арест , и вот она едет к больному опальному поэту, в надежде застать живым.
Утром поезд прибыл в Воронеж, встретили друг Мандельштама, Сергей Рудаков и супруга поэта Надежда Мандельштам. Поселили гостью у четы Мранц, отбывавших ссылку в городе, дали лучшую комнату. Окна выходили на старый сквер, величаво именовавшимся Петровским. Каким-то чудом, в сквере устоял памятник Императору Петру I, установленный еще в 1860 году. Побоялась Советская власть посягнуть на Императора.
Не успев расположится, оставив не многочисленные вещи, поспешила к Мандельштаму. Больной, измученный но живой, и это главное. Оставшись верной дружбе, Анна Андреевна простила телеграмму, где Мондельштам схитрив, написал что при смерти. Побыв у Мандельштама, и вернувшись к себе в комнату Ахматова напишет стихотворение «Воронеж»
И город весь стоит оледенелый.
Как под стеклом деревья, стены, снег.
По хрусталям я прохожу несмело.
Узорных санок так неверен бег.
А над Петром воронежским — вороны,
Да тополя, и свод светло-зеленый,
Размытый, мутный, в солнечной пыли,
И Куликовской битвой веют склоны
Могучей, победительной земли.
И тополя, как сдвинутые чаши,
Над нами сразу зазвенят сильней,
Как будто пьют за ликованье наше
На брачном пире тысячи гостей.

А в комнате опального поэта
Дежурят страх и Муза в свой черед.
И ночь идет,
Которая не ведает рассвета.

Памятник Петру I в Воронеже
Памятник Петру I в Воронеже

О своём приезде в Воронеж Ахматова писала в дневнике: «В феврале 1936 г. я была у Мандельштамов в Воронеже и узнала все подробности его «дела». <...> Поразительно, что простор, широта, глубокое дыхание появились в стихах Мандельштама именно в Воронеже, когда он был совсем не свободен. В Воронеже Анна Ахматова пробудет до 11 февраля, каждодневно вдохновляя и вживляя силу на жизнь Осипу Мандельштаму.
Спустя годы, в 2006 году, в доме где останавливалась А.А.Ахматова была установлена памятная доска сделанная скульптором Ю. Д. Астапченко. Увидеть ее можно по адресу ул. 20-летия ВЛКСМ, 59, ну а узнать больше деталей можно на нашей экскурсии.