Как уже известно из подсчетов Startup Genome Report, на старте умирает 92% проектов и 74% интернет-стартапов закрываются, переоценив свои силы и раздув штат компании в несколько раз.
Большинство образовательных онлайн-проектов при этом идут по проторенной дорожке, выбирая конкурентную модель запуска, еще более усложняя себе задачу.
Вы часто сталкивались с чек-листами, pdf-инструкциями упаковки онлайн-курса и брошюрами с воронками? Это и есть элементы конкурентной бизнес-модели.
Почему онлайн-стартапы выбирают агрессивный путь развития?
Принцип такой бизнес-концепции заключается в стандартном наборе инструментов и процессов, которые используются многими продюсерами. Рынок продюсирования онлайн-школ и курсов изначально строился по методике: тест оффера - упаковка эксперта - вебинар - сборка курса.
Это общая система, в которой еще есть внутренние процессы по настройке рекламы, продвижению, разработке контента, моделированию продаж и т.д. Но фактически все сводится к единому пути построения проекта и его дальнейшей цикличности.
Как выглядит такая модель в теории?
С самого первого шага, запуская школу или другой образовательный проект по такому принципу, предприниматель входит в конкурентную среду, в так называемый алый океан. Это термин выдвинули авторы книги «Стратегия голубого океана» Ким Чан и Рене Моборн. Если коротко, то их теория океанов иллюстрирует ситуацию, в которой находится большинство компаний и проектов независимо от ниши и рынка.
Стандартный путь такой: создается продукт, уже существующий на рынке в достаточном количестве, сбыт и продвижение продукта строится по массово популярным каналам и с помощью уже наработанного инструментария. И только малая доля компаний готовы генерировать продуктивные бизнес-идеи, создавая не существовавший ранее спрос на новом рынке - т.е. голубой океан.
Схожую картину подтвердило исследование российских технологических стартапов в 2019 году - «Стартап барометр». Российские компании в 67% копируют и улучшают уже работающие российские и зарубежные бизнес-модели, только 19% создают уникальный продукт.
С чего начинается конкуренция?
Запуск каждого нового онлайн-проекта начинается с борьбы за целевую аудиторию, которую в свою очередь "атакуют" и другие эксперты. Идет настройка целевых критериев: таргетинг, контекстная реклама, вебинарные воронки, лэндинги, квизы. Большинство продюсеров, маркетологи с бизнес-тренерами, обязательно посоветуют посмотреть на лучших игроков рыночной ниши и сделать так же. Фактически, это программирование на имитацию других.
В этом нет ничего плохого, в копировании есть свои плюсы – иногда это проще и увеличивает шансы на коммерческий успех. Однако шаблонные решения работают к сожалению всего в 10-30%. Попадет ли ваш проект в эти проценты или нет, сразу сказать сложно. Необходимо пройти множество итераций, чтобы это понять и заработать действительно хорошие деньги.
Поэтому выбирая конкурентную модель запуска, обязательно стоит учесть эти нюансы и озаботиться вопросом: А можно ли все-таки выйти в зону голубого океана?
Что сделать для выбора подходящей модели?
У подавляющего большинства образовательных онлайн-проектов на стадии запуска и рестарта отсутствует детальное планирование - на первый взгляд сложно определить, где и по какой причине проседают продажи. Поэтому лучше начинать с экспертизы, чтобы на ее основе создавать индивидуальную концепцию запуска или развития.
- → Во-первых, это сэкономит время и деньги на длительное тестирование гипотез,
- → Во-вторых, позволит сделать прогноз в краткосрочной и долгосрочной перспективе по рентабельности проекта,
- → В-третьих, даст понимание, по какой модели лучше запускаться и какую стратегию развития выбрать.