Мы продолжаем рассказывать об архитектуре московских музеев. Ранее мы уже писали о теремах Биологического музея и панораме "Бородинская битва", которая стала первым музейным зданием советской Москвы. Сегодня поговорим о Дарвиновском музее.
Ядром музея стало частное собрание биолога и популяризатора науки Александра Котса. До революции на основе его коллекции был создан Музей эволюционной теории Московских высших женских курсов, поскольку в 1907 г. Котс был приглашён читать курс эволюции в это учебное заведение. С момента открытия музея Котс мечтал о здании, которое учитывало бы нюансы экспозиции, но найти средства для его строительства не получалось ни в царской России, ни в довоенном Советском Союзе. Лишь в 1946 г. Совет Министров СССР выделил 100 тысяч рублей на проектирование здания ГДМ.
В 1952 году Котс написал письмо с просьбой решить вопрос со зданием лично Сталину и получил положительный ответ. Музею выделили участок неподалёку от нынешней станции метро «Фрунзенская». Проектирование поручили мастерской №10 института «Моспроект-1» под руководством Аркадия Мордвинова, одного из авторов проекта гостиницы «Украина». Неудивительно, что и для ГДМ предлагалось возвести монументальное сооружение в стиле «сталинского ампира».
Проектом занимался архитектор Валентин Пелевин. Когда он был практически готов, объявленная в СССР при Хрущёве борьба с излишествами в архитектуре, привела к пересмотру проекта «с учётом применения наиболее прогрессивных методов строительства».
В 1959 г. утвердили новое проектное задание, по которому ГДМ на бумаге принял модернистские черты — лишённое изысков здание в виде параллелепипеда с громадной нишей над главным входом, спроектированное молодыми архитекторами И.К. Барташевичем и Е.В. Козловым.
В 1960 г. на 3-й Фрунзенской улице началось его возведение, однако вскоре финансирование было остановлено. По легенде, роковой для ГДМ стала статья в «Известиях», озаглавленная «Музей Дарвина на берегах Москва-реки». Она якобы попала на глаза Хрущёву, и тот проворчал, что такому музею место на берегах Темзы. Окружение первого секретаря ЦК КПСС восприняло это как сигнал, и в 1961 г. Мосгорисполком передал этот строительный участок под хореографическое училище Большого театра.
После такого удара разменявший девятый десяток лет Котс уже не имел сил бороться за своё детище. В 1962 г. переполненный экспонатами и не отвечавший санитарным нормам Дарвиновский был закрыт на неопределённый срок, в следующем году скончалась жена и соратница Котса, Надежда Николаевна, а ещё через год не стало и его самого.
Только в 1968 г. исполком Моссовета отвёл под ГДМ новый земельный участок на пересечении улиц Вавилова и Дмитрия Ульянова. Проектированием, как и в конце 1950-х, занимались Бартошевич и Козлов из мастерской №8 «Моспроекта-3».
Выполненный в стилистике своего времени проект был утверждён в 1972 г. Но строительство растянулось на два десятка лет, и первые залы музея открылись только 2 сентября 1995 г.
В сдержанном декоре здания не обошлось без символических элементов. Так, основное здание увенчано конструкцией в виде паруса. Считается, что это отсылка к бригу «Бигль», на котором Чарльз Дарвин совершил пятилетнее путешествие вокруг света, давшее ему богатый материал для обоснования теории эволюции. Внутри здания важным знаком стала винтовая лестница — символ эволюционной спирали.
В 2007 году рядом с главным зданием появился шестиэтажный корпус, где разместились фондохранилище и дополнительные выставочные пространства.
Все архивные фото предоставлены Дарвиновским музеем, источник последнего фото - Википедия
Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!