Найти в Дзене

3 перспективные ниши для бизнеса в 2020 году

Оглавление

Оригинал поста: https://hanna-kash.ru/3-perspektivnye-nishi-dlya-biznesa-v-2020-godu/

Год назад я прочитала книгу Рохита Бхаргавы «Не очевидно. Как выявлять тренды раньше других» и решила в течение года действовать по его методике. Вот моё публичное обещание в Facebook в феврале 2019 года.

Скриншот из моего Facebook: https://www.facebook.com/oksana.zheleznova
Скриншот из моего Facebook: https://www.facebook.com/oksana.zheleznova

Оксана сказала — Оксана сделала. Посмотрев на то, что у меня в итоге получилось, я не стала описывать тенденции точно так же, как это делает Рохит, но на основе новостей, которые я собирала и анализировала в телеграм-канале, и моей собственной практики я нашла 3 перспективные ниши для микро и малого бизнеса в 2020 году. Считаю, что эта информация для моих читателей интереснее абстрактных рыночных тенденций. Я сознательно не касаюсь новых технологий, таких как искусственный интеллект, большие данные и блокчейн, потому что построение бизнеса на них требует специфических знаний, а хочу показать ниши, освоение которых в той или иной степени доступно каждому предпринимателю.

Итак, тара-ра-рам, барабанная дробь…

1. Эко-проекты, социальные проекты и b-corp (бизнес-модель тройного воздействия, которая объединяет в себе экономическую устойчивость, социальную ответственность и экологичность).

Если миссия вашего проекта, помимо коммерческих целей, — улучшить экологическую обстановку или дать рабочие места тем, кого не берут на «нормальную» работу, и вы думаете «да кому всё это надо, кроме меня», не думайте — делайте.

В 2020 году для эко-проектов рыночная обстановка благоприятна как никогда раньше. Спасибо Грете Тунберг, которую журнал Time назвал человеком года (1). Поднятая вокруг 16-летней шведки медиа-волна стала катализатором спроса на эко-продукты среди наиболее осознанной части населения планеты независимо от страны проживания. И да, зелёный — это новый чёрный. Благоприятные рыночные условия не означают, что развивать эко-бизнес будет легко. Пока эко-продукты не стали новым «здравым смыслом» и мейнстримом по теории технологических революций, о которой я говорила на вебинаре «Большие циклы рынка». Это очевидно, если зайти в ближайший супермаркет. На полках по-прежнему полно пластика и токсичных продуктов нефтепереработки. Сопротивление большинства, которое не хочет поступаться удобствами, достигнутыми за последние пару столетий развития цивилизации, ещё велико, но изменения уже идут всё быстрее в том числе за счёт миллениалов-нонконформистов, которые относятся к выбору продуктов придирчиее, чем их родители (2). Если они не находят того, что удовлетворяет их требованиям, то при наличии предпринимательской жилки готовы сами это создавать. Nielsen в своём исследовании 2015 года назвал миллениалов «зелёным» поколением (3).

В декабре я начала работать с украинским брендом «Бiлка», под которым производят многоразовые тканевые мешочки для покупки овощей и фруктов в супермаркетах вместо полиэтиленовых пакетов, и многоразовые бахилы для школ и больниц вместо одноразовых. Кроме того, основательница бренда Ирина Билык проводит мастер-классы для бизнеса по сортировке отходов.

Проект был создан в мае 2018 года и к декабрю 2019 развился до:

  • 2-3 корпоративных тренингов в месяц;
  • присутствия в 55 аптеках Украины (в декабре был подписан договор на поставку ещё в 11 аптек Житомира);
  • 2-3 корпоративных заказов на многоразовые бахилы в месяц,
  • продаж многоразовых мешочков в 8 розничных магазинах.

Вот что написала мне сама Ирина перед началом работы.

«Всё началось в мае 2018 после встречи с основателем движения Zero Waste Беа Джонсон. Она подтолкнула меня к тому, чтобы самой попробовать что-то менять вокруг себя, а не ждать кого-то другого. Сначала я просто писала в Facebook-группе о своём опыте сортировки, покупок, использования многоразовых мешочков. Затем одна знакомая спросила, могу ли я и ей изготовить многоразовые мешочки. Я ответила «да» и за 4 дня заказ уже был готов.

Так начались 2 параллельных пути развития: образовательный и производственный. В декабре 2018 появилась идея создания новогодних мешочков. Её поддержало множество людей и 4 недели я днём ​​и ночью укладывала заказы и отправляла во все уголки Украины. Тогда было принято решение взять в команду человека, который бы отвечал за заказы, и отдельно SMM-менеджера на ведение Instagram-аккаунта.

В январе 2019 родилась идея изготовления многоразовых бахил. Она тоже вызвала фурор и быстро нашла своих покупателей. В марте 2019 мы уже зарегистрировать ООО и начали изготавливать сертификаты качества для многоразовых мешочков и бахил. В апреле 2019 мы зашли в первую торговую сеть и начали продавать мешочки не только в социальных сетях, но и в торговых сетях (8 магазинов)».

И всё это только за счёт работы в соцсетях и сарафанного радио.

"Зелёные" мешочки Bilka
"Зелёные" мешочки Bilka

Ирина Билык стала первым моим клиентом на специальных условиях. Теперь стратегическая консультация для эко-проектов стоит на 50% дешевле. Если у вас такой — приходите. Если вы знаете тех, кто развивает подобные проекты, — смело отправляйте их ко мне.

Помимо эко, по всему миру бурно развивается социальное предпринимательство. В Бейруте, столице Ливана, в декабре 2018 года открылось кафе Agonist Coffee Shop (4), в котором весь обслуживающий персонал — люди с синдромом Дауна. Подобный проект стартовал в марте 2018 года и в британском Лидсе (5). В это же время в аргентинском курортном городе Карлос Пас  открылся отель El Cid как часть международного проекта Albergo Etico, появившегося несколькими годами раньше в Италии (6). В этих отелях также работают люди с синдромом Дауна.

В России Пример Гузели Санжаповой и её Coco Bello уже стал хрестоматийным. Созданное ей производство крем-мёда с ягодами помогло восстановить находящуюся в упадке деревню Малый Турыш в Свердловской области. Погуглите, о нём есть множество публикаций и видео.

Бизнес-модель тройного воздействия, которая объединяет коммерческую устойчивость, заботу об экологии и социальное предпринимательство, называется b-corp и в русскоязычном пространстве пока не особо распространена, в то время как по всему миру в июне 2019 действовали 2,750 сертифицированных компаний в 64 странах. Среди наиболее известных на международном уровне — Patagonia, американский производитель одежды для спорта и активного отдыха, и Natura, бразильский косметический бренд.

Проект Ирины Билык также несёт в себе элемент социального предпринимательства, и мы всерьёз рассматриваем перспективу сертификации b-corp (7).

«Мы начинали шить бахилы из остатков ткани, которую нам отдавали крупные предприятия. Бахилы шили участницы общественной организации поддержки многодетных семей, они не могут работать с 9 до18, поэтому шьют мешочки и бахилы дома. Такое социальное предпринимательство несказанно воодушевляет и в то же время забирает много ресурсов».

Почему для подобных проектов в 2020 году наступают «золотые» времена? Потому что они уже прошли этап, когда ими интересовались только 2% «инноваторов», согласно кривой диффузии инноваций Роджерса.«Ранние последователи», в первую очередь среди 30-летних миллениалов, уже достигли высокой покупательской способности и выбирают для себя более этичные продукты. Если ваш продукт позиционирует себя как удовлетворяющий этот спрос, будьте готовы к взрывному росту в 2020 году при относительно небольших усилиях и скромном маркетинговом бюджете.

2. Душевные оффлайн-пространства и небольшие сообщества по интересам.

В предыдущем посте «Кто поможет найти счастье? 360° обзор индустрии помогающих практиков» я писала о разобщённости людей в большом городе: распаде семей, дидджитализации коммуникаций, окситоциновом голоде, — которые приводят к тому, что людям хочется живого «тёплого-лампового» общения. Главенствующая в умах парадигма индивидуализма, гедонизма и потребительства не принесла ожидаемого удовлетворения. Депрессия, по данным ВОЗ, скоро займёт первое место среди психических расстройств (8).

Людям хочется найти «свою» стаю в оффлайне. Хочется вместе пить чай, чувствовать друг друга, строить реальные, а не виртуальные связи. Мы телесные существа, как писал Юваль Ной Харри в книге «21 урок для 21 века» и, несмотря на все преимущества цифровых коммуникаций, нам важно находиться с близкими людьми в одном пространстве.

Пример подобного пространства — Locus Solus в Москве. Вот что пишет о нём сама создательница, Светлана Гусарова на Planeta.ru в поддержку сбора её новой книги об этом удивительном месте.

«Это букинистическая барахолка-лекторий, в котором к тому же собираются на джемы и кинопросмотры, где устраиваются бесплатные раздачи книг и меняльные вторники, куда стекаются неформалы и любители старины со всей Москвы. Дыра в реальности; трактир на перепутье; приют старьёвщика; место силы, летающий остров, сумасшедшая библиотека, лучшее место на земле — как только не называют это место завсегдатаи.

Элемент дурдома в нём тоже ощутимо присутствует. 

Сначала мы хотели просто найти дом для выброшенных книг, но проект не влез ни в какие рамки, и теперь в нём можно найти все, кроме, разве что, радиоактивных отходов. Костюмы зомби, оставшиеся от съёмок фильма «Хардкор» (слегка испачканные кровью) и кружевное платье на девочку четырёх лет; хрусталь как в серванте у бабули и сверхсовременная web-камера с разбитой линзой; потрёпанные книги 18 века и новёхонький Пелевин, изданный на прошлой неделе. 

Это уютное место мы собрали своими руками по кускам и продолжаем растить его всем нашим миром. В создании участвовали сотни волонтёров; прежде чем у нас получилось то, что получилось, нас полгода трясло и мяло; да и после открытия еще изрядно потряхивало.

Такому месту выжить в Москве, да и вообще в реальности, всё-таки непросто.

Тем не менее, что удивительно — проект не дотационный. Он вышел в ноль в первый же месяц и с тех пор ушёл в минус только раз, по нашей же глупости; в основном он вполне окупает себя, позволяя платить зарплату участникам и оставляя нам некоторую сумму на развитие».

Я заметила, что людей в моём окружении резко качнуло от онлайна в сторону оффлайн-общения.  Недавно в ленте Facebook увидела пост коллеги-маркетологи Натальи Бабаевой о том, как ей не хватало сообщества и как она его себе создала.

Перед праздниками я случайно столкнулась на улице с Лео, знакомым и коллегой, с которым мы организовывали игры в Cash Flow в 2018 году. Я писала об этом в посте «Возможно ли выйти на зарубежный рынок, если ты один в поле воин?». Фото харизматичного рыженго бородатого Лео там тоже присутсвуют. Он был так рад меня видеть, что чуть не сломал рёбра могучим объятием. Его первыми же словами были: «Давай уже что-нибудь замутим в оффлайне. Хотя бы тот же Cash Flow! Как это было здорово! Я целый день работаю дома как в бункере. Давай соберём, наконец, людей, у тебя же это здорово получается!».

С июля по декабрь 2019 года во второй экспериментальной 6-месячной группе я работала с Жанной Леонтьевой, создательницей проекта «Точка интеллекта», объединяющего писательский онлайн-марафон #ХОЧУИПИШУ, читательский клуб #ХОЧУИЧИТАЮ и живые лекции по литературе и искусству. Проект платный, приносящий прибыль, а его участники без каких-либо внешних стимулов демонстрируют удивительную лояльность и желание продвигать его. Они публикуют у себя в аккаунтах хвалебные отзывы, отмечают Жанну в постах и сториз, рассказывают о «Точке интеллекта» друзьям и т.д. Проект активно развивается органически, а моя работа сводится к тому, чтобы помогать направлять и контролировать его рост.

Если по тем или иным причинам не получается найти «своих» по духу в оффлайне (маленький город, переезд в другую страну и т.д.), то спасением становятся онлайн-группы. Я также заметила, что в 2019 году резко вырос спрос на клубы по подписке. Несколько моих клиентов организовали свои. Это тоже говорит о том, что людям хочется соединиться с близкими по духу людьми пусть даже за деньги в камерном кругу, где все друг друга знают или имеют возможность узнать. Этим же фактором я объясняю успех своих 6-месячных групп по созданию и внедрению маркетинговой стратегии, которые набрались почти без усилий и с нулевым бюджетом на рекламу.

При этом размер сообщества не может быть слишком большим, а на резонный вопрос «почему?» отлично ответил Юваль Ной Харри в книге «Sapiens. Краткая история человечества».

 «В результате когнитивной революции сапиенсы начали объединяться в более крупные и стабильные группы. Значительную роль тут сыграло умение сплетничать. Но и у сплетни есть свои ограничения. Люди не могут сблизиться более чем со 150 представителями своего вида и с удовольствием посплетничать о них.

Даже сегодня критический порог для организационной деятельности человека ограничен примерно этим магическим числом. В таких пределах компании, социальные сети, общественные организации и военные подразделения могут действовать на основе близкого знакомства и сплетен. Нет надобности в формальной иерархии, званиях и правилах поддержания порядка[5]. Взвод из 30 солдат и даже рота из 100 может отлично функционировать благодаря своим внутренним связям, не нуждаясь во внешней дисциплине. Пользующийся уважением сержант становится «королём», и к нему прислушиваются даже офицеры. Семейный бизнес будет развиваться и процветать без совета директоров, гендиректора и бухгалтерии.

Но стоит преодолеть порог в 150 человек, и прежние структуры перестанут работать. Невозможно управлять дивизией из тысяч солдат, словно взводом. Успешный семейный бизнес сталкивается с кризисом, когда разрастается и приходится нанимать много сотрудников. Если в этот момент не удаётся перестроиться, компания обычно разоряется».

Таким образом, наиболее стабильно и жизнеспособно небольшое сообщество до 150 человек. Как только оно становится больше, оно теряет свою камерность и душевность. По этой причине некоторые известные мне сложившиеся сообщества и пространства сознательно ограничивают рост.

Мой знакомый Алекс Хиллман, создатель коворкинга Indy Hall в Филадельфии (США), с которым мы дважды пересекались на Coworking Europe Conference в 2013 и 2014 годах, не собирается открывать ещё один коворкинг, несмотря на то, что основанный в 2006 году Indy Hall коммерчески успешен и является самым старым в мире действующим коворкингом. По его словам, превращение в сеть разрушит магию Indy Hall.

3. Продукт, созданный совместно с потребителями.

Раньше исследование рынка и диалог с потенциальными покупателями был скорее формальным мероприятием. Многие маркетологи относились к нему скептически, отдавая себе отчёт в том, что люди говорят одно, а делают другое и поведение может сильно отличаться от результатов опросов и фокус-групп. Продукты создавали сами производители и их маркетологи, а потом формировали потребность в них.

«Люди не знают толком, чего они хотят, пока ты не покажешь им это. Вот почему я никогда не полагаюсь на исследования рынка. Наша задача — прочесть то, чего ещё нет на странице».

Стив Джобс

«Люди не знают, чего хотят, до тех пор, пока им это не предложат».

Фредерик Бегбедер («99 франков»)

«Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь».

Генри Форд

Сейчас же общение с клиентами на стадии создания первого прототипа продукта — залог последующих продаж. Покажу на примере. Однажды в середине года я зашла в dietetica (так у нас называются магазины, где продаются товары для особых диет и здорового питания: безглютеновые, веганские и т.д.) и мой взгляд зацепился за яркий стенд с новыми батончиками мюсли под брендом INTEGRA. Их слоган — creada en comunidad (наиболее близкий перевод — «создан с вами, создан для вас»). Вкратце история их появления такая: нутриционист Лаура Романо (https://www.instagram.com/integralnutricion/) решила создать для своих клиентов полезный и доступный перекус или быстрый завтрак. Всё, что предлагалось на рынке, её не устраивало: батончики содержали сахар, не давали чувства сытости и к тому же были напичканы искусственными добавками. Тогда она решила сама создать идеальный батончик мюсли из натуральных ингредиентов, без сахара, богатый белком и клетчаткой. Всё это время Лаура активно консультировалась с уже многочисленными на тот момент подписчиками в соцсетях на каждом этапе создания продукта. Вместе с ними выбирала название, состав, вкусы и дизайн упаковки. Проект имел оглушительный коммерческий успех, сейчас мюсли Integra представлены в розничных точках по всей Аргентине и продаются оптом через интернет. В середине года Лаура расширила линейку рассыпчатыми мюсли и шоколадными батончиками.

Стенд с батончиками INTEGRA в одной из местных диететик
Стенд с батончиками INTEGRA в одной из местных диететик

Как видите, даже банальный батончик мюсли, которых полно на полках супермаркетов и которые легко сделать дома, может быстро завоевать рынок, если создан совместно с потребителями.

*** 

Когда я нащупала эти три ниши, я почувствовала в них что-то общее. Они о желании объединяться, принадлежать чему-то большему. Люди сплачиваются вокруг идеи эко-потребления, социального предпринимательства, в небольших клубах по интересам вокруг харизматичного лидера, вокруг создания продукта.

Находящееся в середине пирамиды Маслоу потребность принадлежать к избранному кругу людей, к своей «стае» в последнее время сильно пострадала. Основная причина — отсутствие необходимости держаться друг за друга, чтобы выжить и всё, что это за собой повлекло: ослабление семейных связей, миграция в мегаполисы, индивидуализм, культ потребления как символ успеха и т.д. Причин множество и вряд ли стоит их все перечислять. Наверняка вы, читающие этот текст, и так это чувствуете. Корпорации и бренды пытаются заполнить собой образовавшуюся пустоту, но у них слабо это получается несмотря на изощрённый внутренний и внешний маркетинг. Национальные идеи и религии тоже работают всё хуже. Оказавшись связанными со всем миром, мы внезапно почувствовали себя ещё более одинокими и, как и пару миллионов лет назад, стремимся соединиться в небольшие группы, чтобы выстроить в них глубокие личные контакты. Если раньше основой для объединения было выживание, то теперь, когда эта проблема решена, мы ищем новую основу для контакта, будь то общие интересы или ценности.

Так что, по моим наблюдениям, если ваш бизнес-проект даёт ощущение причастности к чему-то важному, его с большой долей вероятности в 2020 году ждёт успех. Ну а если он объединяет модель тройного воздействия (b-corporation), душевное сообщество и создаётся совместно с будущими клиентами, то успех ему гарантирован.

Источники

2. Consumers Say They Want More Sustainable Products. Now They Have the Receipts to Prove It, Fortune, 5 ноября 2019 https://fortune.com/2019/11/05/sustainability-marketing-consumer-spending/

73 Percent of Millennials are Willing to Spend More Money on This 1 Type of Product, Inc., 30 марта 2018, https://www.inc.com/melanie-curtin/73-percent-of-millennials-are-willing-to-spend-more-money-on-this-1-type-of-product.html

3. GREEN GENERATION: MILLENNIALS SAY SUSTAINABILITY IS A SHOPPING PRIORITY, Nielsen, 11 мая 2015, https://www.nielsen.com/us/en/insights/article/2015/green-generation-millennials-say-sustainability-is-a-shopping-priority/

4. A Beirut cafe that offers coffee, tea and empathy, The Arab Weekly, 10 февраля 2019, https://thearabweekly.com/beirut-cafe-offers-coffee-tea-and-empathy

5. CAFÉ STAFFED BY PEOPLE WITH DOWN’S SYNDROME LAUNCHES IN LEEDS AFTER SUCCESSFUL TRIAL, Independent, 21 января 2019, https://www.independent.co.uk/life-style/downs-syndrome-cafe-21-leeds-sunshine-and-smiles-charity-2019-a8738396.html

6. Carlos Paz: el primer hotel argentino atendido por jóvenes con síndrome de Down, Clarín, 18 апреля 2019, https://www.clarin.com/sociedad/hotel-atendido-personas-sindrome-down_0_HkTRA4H3M.html

7. Мнение PricewaterhouseCoopers о росте спроса на сертифицированную продукцию b-corp: https://pwc.blogs.com/industry_perspectives/2019/03/to-b-or-not-to-b-is-achieving-b-corporation-status-valuable-for-organisations-in-2019.html 

8. В ВОЗ обеспокоены стремительным ростом числа случаев заболеваний депрессией, Новости ООН, 23 февраля 2017, https://news.un.org/ru/story/2017/02/1300551

Оригинал поста: https://hanna-kash.ru/3-perspektivnye-nishi-dlya-biznesa-v-2020-godu/

Подписаться на блог: https://hanna-kash.ru/subscribe/